Согласно прочно установившемуся обычаю, губернатор должен действовать в соответствии с "советами" министров правительства штата. Поэтому, как и на федеральном уровне, именно правительство является главным органом, фактически осуществляющим государственную власть в штате.
Систему органов союзной территории возглавляет назначаемый президентом и действующий от его имени управляющий. Решением центрального Парламента для союзных территорий могут создаваться свои легислатуры, советы, министров и высшие суды. Несмотря на то, что советы министров и легислатуры союзных территорий могут давать советы управляющим, последние остаются полностью подчиненными президенту (фактически — премьер-министру Союза), который вправе издавать обязательные для исполнения правила по вопросам управления союзными территориями. Высшую законодательную власть в союзных территориях осуществляет федеральный Парламент, а высший суд союзной территории является лишь подчиненным Верховному суду средним звеном единой судебной системы страны.
Каждый штат делится на округа. Губернатор по указанию правительства штата, для управления несколькими округами (обычно 7—8) назначает комиссара, который считается высшим должностным лицом округа и подчиняется правительству штата. Заместитель комиссара осуществляет сбор налогов, набор в армию, предоставляет ссуды и распределяет помощь между нуждающимися, надзирает за тюрьмами, осуществляет некоторые судебные полномочия и т. д.
Территории округов подразделяются на талуки и тексилы.
Лишь в некоторых штатах в округах имеются выборные советы.
72 крупных города выделены из окружного подчинения, и в них образованы
муниципальные корпорации — старейшие, наиболее представительные и
автономные органы самоуправления в Индии. Население этих городов избирает
на срок 3—5 лет Генеральный совет, члены которого из своего состава
выбирают мэра города и его заместителей сроком, как правило, на один год.
Главным управляющим корпорации, в руках которого сосредоточена
исполнительная власть, является назначаемый правительством штата комиссар
корпорации. В каждой муниципальной корпорации имеются комиссии по важнейшим
направлениям ее деятельности: по вопросам образования, здравоохранения,
финансам, санитарии, текущим вопросам и т. д.
В городах с населением более 10 тыс. человек жители избирают муниципальные советы, компетенция которых значительно уже. В стране насчитывается около 1500 муниципальных советов.
В руководящих принципах политики государства Конституция Индии (ст.
40) предусматривает создание деревенских панчаятов — традиционных органов
местного самоуправления — и наделение этих органов властью, необходимой для
их функционирования в качестве единиц управления. Эти органы
рассматриваются некоторыми индийскими юристами в качестве
"конституционного положения, доводящего демократию до уровня простого
народа'". Полномочия панчаятов охватывают некоторые вопросы сельского
хозяйства, здравоохранения, санитарии, благоустройства и отдельные сугубо
местные проблемы жизни общины.
В настоящее время панчаятами охвачено более 95% всего сельского населения. В большинстве штатов панчаятская система состоит из трех уровней: низшего — деревенские панчаяты (которых насчитывается 225 832), среднего — панчаят самити (так панчаят на уровне такого административного района, как талук, их в стране 4414) и высшего — сила паришад (панчаят на уровне крупного административно-территориального подразделения — округа, которых в Индии 274)1.
Наиболее распространенный элемент системы панчаятов — деревенский панчаят — организационно состоит из трех основных органов: общего собрания деревни, исполнительного комитета панчаята и судебного панчаята, или сельского суда. Повседневная работа панчаята обычно осуществляется председателем ц комитетами, которые состоят из специалистов и проводят большую общественно полезную работу. Панчаяты всех уровней находятся под весьма строгим административным надзором и финансовым контролем вышестоящих правительственных чиновников.
В начале 90-х годов началась широкомасштабная конституционная реформа
системы панчаятов и муниципалитетов. 73-я и 74-я поправки к Конституции
Индии 1992 г. внесли в основной закон 34 новые статьи и два приложения (XI
и XII), направленных на унификацию прежде слишком пестрой и сложной схемы
местного самоуправления и его более оптимальное включение в механизмы,
осуществляющие реформы в экономике, сельском хозяйстве и структуре
управления современной Индией.
В соответствии с п. D ст. 243 в редакции 73-й поправки к Конституции
панчаят представляет собой институт самоуправления для сельской местности.
Обновленная конституционная схема панчаятов предусмотрела три уровня
панчаятов, действующих в каждом штате и союзной территории: низшего, — как
и ранее, панчаята на уровне деревни — грам сабха; среднего — на
промежуточном уровне (ранее панчаят самити) и высшего — на уровне сельского
района (ранее зила паришад) (ст. 243-В).
Вопросы организации выборов, требования к депутатам И функции панчаятов и муниципалитетов в значительной степени унифицированы в ходе реформы местных органов 1992 г.
С целью координации работы панчаятов (муниципалитетов) разных уровней
Конституцией предусмотрено представительство председателей панчаятов
нижестоящего уровня в панчаятах вышестоящего уровня. Члены палат союзного
парламента и легислатур штатов имеют право представительствовать в
панчаятах, на территории которых они проживают (кроме деревенского
панчаята).
В соответствии со статьей 243-G легислатуры штатов могут своими законами наделять панчаяты полномочиями, необходимыми для их функционирования в качестве институтов самоуправления для подготовки планов экономического развития и обеспечения социальной справедливости, а также по широкому перечню вопросов, включенных в XI приложение к Конституции. В их число входят: сельское хозяйство; проведение земельных реформ; совершенствование методов землепользования; местная ирригация; животноводство; птицеводство; рыбный промысел; лесное хозяйство; малое предпринимательство; сельская транспортная инфраструктура; производство и распределение электроэнергии в сельских районах; реализация программ ликвидации бедности; обеспечение благосостояния социально отсталых каст и племен; развитие системы общественного распределения; начальное и профессиональное обучение; библиотеки; культурная деятельность; содействие укреплению семьи и т. д.
Аналогичным образом в соответствии со ст. 243-W муниципалитетам предоставляются полномочия в сферах, перечисленных в приложении XII. К ним относятся: городское планирование; строительство; использование земли; дороги и мосты; водоснабжение; здравоохранение и санитария; борьба с пожарами; экология; озеленение; вопросы культуры, образования, эстетического воспитания; защиты животных; регистрация актов гражданского состояния; инфраструктура и благоустройство городов и т. д.
Легислатуры штатов могут предоставлять панчаятам право обора налогов, финансовую помощь, а также возможность создания специальных фондов.
В то же время создаваемая губернатором штата финансовая Комиссия вправе контролировать финансовую деятельность панчаятов и муниципалитетов и давать им соответствующие рекомендации по распределению доходов от налогов, средств, фондов и дотаций между штатом и панчаятами.
Для координации, консолидации и реализации планов развития панчаятов легислатурами штатов создаются районные плановые комиссии. В федеральных районах создаются аналогичные федеральные комиссии.
В городских и индустриально развитых районах в каждом штате и союзной территории создаются муниципалитеты.
Также в Индии создаются поселки городского типа называемые "нагар панчаят" (или иначе — в соответствии с местными языками и обычаями). Для меньших городских территорий формируются муниципальные советы. На более крупных городских территориях организуются муниципальные корпорации.
Размеры территорий и их соответствие тому или иному типу муниципалитета определяются решением губернатора штата, исходя из оценки количества жителей, плотности населения, уровня и перспектив промышленного развития и т. д.
В случае неподпадения местности по каким-либо параметрам под понятие муниципалитета того или иного уровня губернатор может предоставить ей статус промышленного района (industrial township).
Для выборов членов муниципалитетов территория последних делится на административные районы.
Подводя итоги можно заметить, что, Индия - демократическое
государство. Среди властных органов центральное место занимают парламенты и
Президент.
Члены парламента Народной палаты (Лок сабха) избираются населением прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на 5 лет.
Большая часть членов Совета Штатов (Раджью сабха) избирается выборными членами законодательных органов штатов по системе пропорционального представительства сроком на 6 лет.
Президент Индии является главой государства и главнокомандующим вооруженными силами. Он избирается коллегией выборщиков, составленной из членов парламента и законодательных органов штатов.
Конституция Индии вступила в силу 26 января 1950 года. Она провозглашает основные права всем гражданам независимо от их расовой и религиозной принадлежности, убеждений и пола. Провозглашаются также свобода слова и совести, собраний и организаций, передвижения, приобретения собственности и выбора занятия или профессии.
Индия - федерация в составе Содружества, возглавляемого
Великобританией. Индия является союзом штатов, в который входят 25 штатов и
7 управляемых централизованно союзных территорий.
Каждый штат имеет свое законодательное собрание, а некоторые - вторую палату. Руководители штатов называются губернаторами. Они назначаются президентом и обычно имеют те же полномочия в своих штатах, какие президент имеет в центральном правительстве.
Как и в центральном правительстве, в каждом штате существует кабинет, возглавляемый главным министром, который несет ответственность перед выборным законодательным органом штата.
Индия - республика. Высшая власть в Индии принадлежит парламенту и
Президенту. судебные органы не зависят от исполнительной власти. Верховный
суд является высшей судебной инстанцией, стоящей во главе единой и общей
для всей страны системы. В стране существует муниципальное самоуправление.
Индия - президентско-парламентская республика. Президент назначает
премьер-министром деятеля, пользующегося в Лок сабха поддержкой
большинства, а затем по его рекомендации назначает других министров.
Премьер-министр занимает свой пост до тех пор, пока он пользуется
поддержкой большинства в парламенте.
ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ В ФРГ И ИНДИИ
а) Предметы ведения федерации
Согласно большинству конституций федеративных государств к исключительному ведению федерации относятся:
1. внешние сношения (Индия, ФРГ);
2. оборона и руководство вооруженными силами (Индия, ФРГ);
3. установление границ и таможенное дело (Индия, ФРГ);
4. денежное и валютное обращение и монетная монополия (Индия, ФРГ);
5. установление единой системы мер и весов (Индия, ФРГ);
6. федеральные финансы и налоги (Индия, ФРГ);
7. деятельность почты, телеграфа, телефона (Индия, ФРГ);
8. паспортное дело, эмиграция, иммиграция, въезд, выезд, поселение и пребывание иностранцев (Индия, ФРГ);
9. федеральный железнодорожный, воздушный, водный транспорт и пути сообщения (Индия, ФРГ);
10. гражданское, уголовное, процессуальное, исправительное, авторское, патентное, изобретательское право и охрана промышленной собственности
(Индия, ФРГ);
11. учреждение федеральной системы правоохранительных и судебных органов
(Индия, ФРГ);
12. поддержание общественного спокойствия и безопасности федерации
(Индия, ФРГ);
13. объявление войны и заключение мира (Индия, ФРГ);
14. банковская деятельность (Индия,);
15. государственная статистика (ФРГ);
16. правовое положение лиц, находящихся на государственной службе (Индия,
ФРГ);
17. производство, приобретение, продажа, распространение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (Индия);
18. страхование (Индия,);
19. осуществление классификации теле- и радиопрограмм;
20. установление директив для городского развития, включая жилищное, санитарное и транспортное;
21. паломничество в места, находящиеся вне пределов Индии;
22. суды по опеке над недвижимым имуществом правителей индийских княжеств;
23. разрешение демонстрации кинофильмов (Индия).
Предметы совместного ведения федерации и субъектов федерации
Согласно конституциям федеративных государств к совместному
ведению федерации и ее субъектов относятся: гражданское право,
уголовное право, судоустройство и судопроизводство (Индия, ФРГ);
социальное обеспечение (Австрия, Индия, ФРГ); налоги (Индия,);
земельное право (Индия, ФРГ); трудовое право и защита прав рабочих и
служащих (Индия, ФРГ); электроэнергетика (Индия, ФРГ);
промышленность, ремесла, кустарная промышленность (Индия, ФРГ);
торговля (Индия, ФРГ); банковское и биржевое дело ( Индия, ФРГ);
транспорт, за исключением федерального, и пути сообщения, кроме
федеральных путей (Индия, ФРГ); защита растений и животных ( Индия,
ФРГ); образование (Индия, ФРГ); культура, искусство, национальные
памятники (Индия, ФРГ); призрение бедных (Индия); демографическая
политика (Индия); здравоохранение (Индия, ФРГ); охрана окружающей
среды (Индия, ФРГ).
Конституции зарубежных государств следующим образом определяют предметы совместного ведения федерации и ее субъектов.
Предметы ведения субъектов федерации
К исключительному ведению субъектов федерации, как правило, относятся: местное управление; местные работы и предприятия; регистрация, регулирование деятельности и ликвидация местных предприятий; местные налоги; учреждение и замещение местных должностей; учреждение, содержание и управление местными тюрьмами и исправительными заведениями, а также вопросы: общественного порядка, культуры, санитарии, здравоохранения, местных коммуникаций, коммунального обслуживания, пособий престарелым и инвалидам, организация местной полиции, городского устройства и другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принцип федерализма жизненно важен для интеграции государства,
отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов:
экономическим, национальным, историческим, социально-политическим,
идеологическим. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически
сложившегося государственного единства на основе национального согласия. В
многонациональном государстве федерализм способствует, с одной стороны,
реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их
интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль
принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и
осуществлением прав человека и гражданина.
Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни
идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни
интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности.
Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового
государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно
проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение
капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные
условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно,
однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не
автоматически.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федерация в зарубежных странах.-М.:Юрид. лит.,1993.-112с.
Современные зарубежные конституции. МЮИ, М., 1992 г.
Модели современного федерализма: сравнительный анализ. В.Е.Чиркин.
(Государство и право 1994, N8-9.)
Государственное право Германии. Т. I, II. М.: ИГП РАН, 1994.Граверт Р.
Финансовая автономия органов местного самоуправления в ФРГ// Государство и
право, 1992, № 10.
Жданов А.А. Административное право Федеративной Республики Германии//
Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. М.: СПАРК, 1996 .
Конституционные суды земель Германии// Государство и право, 1995, № 5.
Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. М.:
Прогресс, 1991.Хессе
К. Основы конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981.Конституционное
(государственное) право зарубежных стран В 4 тт: Т. 3 (под ред. док.
юр. наук, проф. Страшуна Б. А. ) Москва, Изд. БЕК 1998
Конституционное (государственное) право зарубежных стран В 4 тт: Т. 3
(под ред. док. юр. наук, проф. Страшуна Б. А. ) Москва, Изд. БЕК1.
1998 с 404
Государственное право Германии. . М.: ИГП РАН, 1994. С.82