О партийной организации конгресса законодательство и регламенты палат, как правило, молчат. Лишь в отдельных их нормах есть замечания относительно роли тех или иных партийных структур. А между тем партиям на Капитолии принадлежит заметная роль.
Партийная организация каждой из палат конгресса структурно представлена следующим образом: лидеры большинства и меньшинства, “кнуты”, политические комитеты и конференции (кокусы) партий.
Палата представителей. В палате представителей лидер большинства избирается тайным голосованием (по бюллетеням) на конференции (кокусе) партии, имеющей большинство депутатских мест. В иерархии палаты он — второе лицо после спикера, хотя и не является ее должностным лицом. Функции лидера большинства ни в одном из актов не определены. Но роль его довольно весома. Он отвечает за планирование партийной стратегии, единство фракции в законодательной деятельности, за связи с общественностью и прессой. Через него в основном осуществляются контакты исполнительной власти с руководством палаты.
Лидер большинства имеет большие возможности воздействия на депутатов. От его позиции во многом зависит назначения в престижные комитеты, содействие в проведении избирательных кампаний, поддержка инициатив депутата. Особое положение лидера большинства подчеркивается также тем обстоятельством, что в дебатах ему первому предоставляется слово. Помимо этого, он имеет, в сравнении с рядовыми членами палаты, более высокое жалованье, дополнительные служебные помещения, больший штат подчиненного ему аппарата.
Те же функции и тот же статус имеет лидер меньшинства палаты, с одной лишь разницей, что в иерархии своей партии он — первое лицо. В последние годы роль лидера меньшинства заметно повысилась. Связано это с тем, что республиканская партия, оставаясь в меньшинстве в конгрессе, сохраняет за собой третий раз подряд (с 1980 г.) пост президента.
В выполнении задач, поставленных перед лидерами большинства и меньшинства, особая роль принадлежит “кнутам” — выборным партийным функционерам. Они осуществляют функции связующего звена между руководством и рядовыми членами фракций. “Кнуты”, их помощники и заместители стремятся добиться единства депутатов, соответственно, от демократической и республиканской партии главным образом организационными мерами. В их арсенале такие формы воздействия, как посулы, угрозы и обещания. Они следят за присутствием и голосованием своих “подопечных” в палате. Готовят для них “шпаргалки”, напоминая о том, какие заседания им следует посетить и какую позицию занять по тому или иному вопросу. Нередко “кнуты” встречают конгрессменов в дверях палаты и жестами подсказывают, как им голосовать. Поднятый кверху большой палец руки означает “да”, опущенный вниз — “нет”.
Политические комитеты демократической партии в палате представителей включают: рулевой и политический комитет; комитет по проведению избирательных кампаний, комитет по кадрам.
Рулевой и политический комитет образован в количестве 31 члена. Возглавляет его спикер палаты. 12 членов комитета избираются от региональных групп конгрессменов, II входят в состав комитета по должности, 8 — назначаются спикером. В задачи комитета входит определение персонального состава постоянных комитетов от фракции, формирование платформы законодательной деятельности, консультирование спикера и — в отдельных случаях — обсуждение того или иного законопроекта.
Более кратко о двух других комитетах. Комитет по проведению избирательных кампаний (52 члена) оказывает поддержку тем конгрессменам, которые баллотируются в палату на следующий срок. Комитет по кадрам (5 членов) осуществляет контроль за подбором кандидатов в аппарат комитетов и депутатов.
В республиканские политические комитеты входят: политический комитет (32 члена) — занимается разработкой стратегии, альтернативных проектов программ и обеспечением единства партийных рядов оппозиции;
исследовательский комитет (22 члена) — координирует проведение научной и справочно-информационной работы;
комитет комитетов (15 членов) — определяет персональный состав постоянных комитетов от оппозиции;
комитет по проведению избирательных кампаний (21 член);
комитет по кадрам (8 членов).
Последние два комитета имеют такие же задачи, как и одноименные комитеты демократической партии.
Высшими партийными органами палаты являются общее собрание (кокус) демократической и конференция республиканской партии. В их задачи входит формирование общей позиции фракции, избрание лидеров и политических комитетов партии, одобрение кандидатур в состав постоянных комитетов палаты.
Сенат. Организация партийных органов верхней палаты во многом совпадает с той, которая существует в палате представителей. Она также включает такие структурные элементы, как лидеры большинства и меньшинства, “кнуты”, политические комитеты и конференции. Во многом аналогичны их функции. Отличия же касаются в основном роли лидеров большинства и организации политических комитетов партий.
Лидер большинства сената — первое лицо в иерархии палаты, хотя он, как и лидер большинства палаты представителей, является только должностным лицом партии. Особое его положение объясняется не только относительной слабостью временного председателя, но и совмещением ряда ключевых партийных постов. Лидер большинства является одновременно председателем двух комитетов — рулевого и политического, и председателем конференции демократической партии.
И демократическая, и республиканская партии имеют в сенате по три комитета.
Комитеты демократической партии включают: политический комитет (9 членов) — разрабатывает позиции фракции по тем или иным вопросам и рекомендует порядок прохождения актов в сенате; рулевой комитет (22 члена) — определяет персональный состав постоянных комитетов сената;
комитет по проведению избирательных кампаний (15 членов) — оказывает поддержку сенаторам, которые баллотируются на следующий срок.
Республиканская партия имеет следующие комитеты: политический комитет (23 члена) — разрабатывает альтернативы политической платформе и проектам демократической партии, определяет позицию фракции по тем или иным вопросам повестки законодательной работы сената;
комитет комитетов (17 членов) — определяет персональный состав постоянных комитетов от оппозиции;
комитет по проведению избирательных кампаний (15 членов) имеет те же задачи, что и одноименный комитет демократической партии.
Заключая обзор структуры и функций партийных органов конгресса, необходимо подчеркнуть ряд существенных обстоятельств. Первое — партийные органы лишены каких-либо юридически закрепленных механизмов воздействия на депутатов от партии. Второе — сами фракции далеки от единства. Они раскалываются как по региональному представительству, так и по политической ориентации членов конгресса. Так, например, в 1981 г. в составе демократической партии был образован Консервативный демократический форум — блок конгрессменов, поддерживавших экономические программы республиканской администрации Р.Рейгана. Третье — фракции палат слабо связаны между собой и с центральными органами партии. Указанные факторы дополняют и во многом определяют истинную картину функционирования партий на Капитолии.
Комитетская система конгресса
В систему комитетов конгресса входят постоянные комитеты палат, объединенные, расследовательские, специальные и согласительные комитеты.
Постоянные комитеты палат. Постоянным комитетам палат, созданным по соответствующим направлениям законодательной деятельности, принадлежит необычайно важная роль в функционировании конгресса. Не случайно многие специалисты называют их волевыми центрами политики на Капитолии. Более 100 лет назад В.Вильсон следующим образом определил роль комитетов: “Конгресс на сессии — это выставочный конгресс; конгресс в комитетах — это рабочий конгресс”. Эта оценка не утратила своей актуальности и в наши дни.
Палата представителей имеет 22, сенат — 16 постоянных комитетов.
В палате представителей образованы следующие комитеты: сельского хозяйства (8); по ассигнованиям (13); вооруженных сил (7); по банкам, финансам и городскому развитию (8); бюджетный (8); по делам Федерального округа Колумбия (3); образования и труда (8); энергетики и торговли (6); иностранных дел (8); по правительственной деятельности (7); администрации палаты (6); внутренних дел (6); юридический (7); торгового флота и рыболовства (6); почтового ведомства и гражданской службы (7); общественных работ и транспорта (6); правил (2); науки, астронавтики и технологического прогресса (7); малого бизнеса (6); стандартов должного поведения (0); по делам ветеранов (5) и путей и средств (6).
Сенат имеет следующие постоянные комитеты: сельского хозяйства, продовольствия и лесных ресурсов (6); ассигнований (13); вооруженных сил (6); банков, жилищного строительства и городского развития (4); бюджетный (0); торговли, науки и транспорта (8); энергетики и природных ресурсов (5); окружающей среды и общественных работ (5); по финансам (7); внешних отношений (7); правительственной деятельности (5); юридический (6); труда и людских ресурсов (6); правил и администрации (0); “малого бизнеса (6); по делам ветеранов (0).
Регламенты палат достаточно четко фиксируют предметную компетенцию каждого из комитетов, выделяя те вопросы, которые попадают под их юрисдикцию.
Так, например, предметная компетенция юридического комитета сената очерчена следующим образом: “Все проекты законодательных актов, послания, петиции, прошения и иные материалы, имеющие отношение к следующим вопросам:
1. Формирование избирательных округов по выборам в палату представителей;
2. Банкротство, мятежи, шпионаж и подделка ценных бумаг;
3. Гражданские права и свободы;
4. Поправки к Конституции;
5. Федеральные суды и судьи;
6. Правительственная информация;
7. Праздничные дни и празднества;
8. Иммиграция и натурализация;
9. Общие аспекты междуштатных соглашений;
10. Общие аспекты судебного процесса, гражданского и уголовного;
II. Местные суды на территориях и во владениях Соединенных Штатов;
12. Меры в отношении исков, предъявленных к Соединенным Штатам;
13. Федеральные исправительные учреждения;
14. Патентная служба;
15. Патенты, авторское право и торговые знаки;
16. Защита торговли и торговых отношений от незаконных ограничений и монополизма;
17. Пересмотр и кодификация законодательства Соединенных Штатов;
18. Границы штатов и территории”. (Правило XXV Постоянных правил сената).
Общий перечень таким же образом оформленных предметов ведения комитетов охватывает в каждой из палат более 200 вопросов.
По этим вопросам комитеты не только дают заключения и представляют доклады по проектам палатам, но и проводят анализ практики применения действующего законодательства. Правила сената так формулируют эту задачу:
“Для оказания помощи сенату: (1) в анализе, оценке, обобщении практики действия, применения и исполнения законов конгресса; и (2) в разработке, обсуждении и принятии тех изменений законов и дополнений к законодательству, которые представятся должными и необходимыми, — каждый постоянный комитет (кроме комитетов по ассигнованиям и по бюджету) проводят анализ и изучение на долговременной основе практики действия, применения и исполнения этих законов либо отдельных их положений по вопросам, которые входят в предметную компетенцию каждого из комитетов. Комитеты могут проводить необходимые работы по анализу, оценке и обобщению практики самостоятельно либо поручать их выполнение по договорам другим организациям, либо требовать проведения этих работ правительственными органами, направляющими в подобном случае по их результатам свои доклады сенату”. (Правило XXVI Постоянных правил сената).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8