Парламентские системы мира: США, Канада, Финляндия, Европа, Италия, Англия

Сенат не может отклонить статьи импичмента и должен принять дело к своему рассмотрению. Для исполнения обя­занностей “судей” сенаторы приводятся к присяге либо да­ют заверение. При рассмотрении дела по обвинению пре­зидента ведет заседания председатель Верховного суда США. “Правила рассмотрения дел в порядке импичмента” предусматривают необходимость предъявления доказа­тельств, допроса свидетелей и заслушивания мнений сто­рон. Завершает суд импичмента — голосование по пунктам обвинения, предъявленным палатой представителей. Для признания виновным необходимо согласие по меньшей ме­ре двух третей сенатов.

ЧЛЕНЫ КОНГРЕССА США

Социально-политический портрет членов конгресса до­статочно однороден. Это, как правило, состоятельные, в воз­расте от 50 до 60 лет лица, в основном мужчины, белые, протестанты, для которых политика — дело и призвание жизни. Многие из них прошли настоящую школу полити­ки — от низовых выборных до высших представительных ор­ганов штатов. В конгрессе преобладают юристы (в сенате бо­лее 50%). Высок процент бизнесменов, преподавателей, пар­тийных функционеров и журналистов. Как правило, до 90% всех депутатов, участвующих в выборах, переизбирается вновь.

Правовой статус депутатов определяется такими полити­ко-правовыми принципами, как независимость, недопусти­мость совмещения постов и равноправие всех членов конг­ресса.

Принцип независимости. Формально депутаты не долж­ны подчиняться воле избирателей, партийных органов и ор­ганов власти штатов. Но на деле все обстоит иначе.

Член конгресса должен постоянно действовать с оглядкой на своих избирателей: учитывать не только возможную реакцию в своих округах на те либо иные акты конгресса, но и добиваться принятия решений (финансовые программы оказания помощи, инвестиции, контракты и т. п.), которых ждут от него избиратели.

В меньшей степени ощущается зависимость членов от пар­тийных фракций конгресса. Формально последние лишены каких-либо форм воздействия на депутатов. Позиции членов конгресса определены в основном не партийной их принад­лежностью, а сложной расстановкой политических сил, где размежевание идет не по линии “республиканская — демок­ратическая партии”, а по линии “консерваторы — центр — либералы”. Но и сбрасывать со счетов воздействие фракций на депутатов также не стоит. От них зависит не только поддер­жка просьб депутата в вопросах, указанных выше, но и фак­тический статус самих депутатов в конгрессе (назначение в престижные комитеты, предоставление слова в дебатах и т.п.).

Не допускается давление на членов конгресса и со сторо­ны государственных органов штатов. Но не учитывать их требования депутаты также не могут, имея в виду угрозу возможной оппозиции на будущих выборах.

Принцип независимости депутатов включает также те парламентские привилегии, которые закреплены в ст. 1, разд. 6 Конституции: “Сенаторы и представители... кроме тех случаев, когда... виновны в измене, тяжком преступле­нии и нарушении общественного порядка, не могут быть подвергнуты аресту во время нахождения на сессии, следо­вания на сессию и возвращения с нее; и ни за какие выступ­ления, либо участие в дебатах их не могут подвергнуть до­просу в каком-либо ином месте”. В связи с выше приведен­ной нормой следует подчеркнуть следующее. Иммунитет от ареста фактически бездействует. Формула Конституции ох­ватывает практически все виды противоправного поведения. Поэтому действенной остается только вторая часть разд. 6. Но и в этой связи необходимо отметить: свобода слова в кон­грессе имеет вполне определенные рамки. Конституционные гарантии распространяются только на сферу “правомерной законодательной деятельности”.

Принцип несовместимости совмещения постов установ­лен ст. 1, разд. 6 Конституции (второй абзац): “Ни сенатор, ни представитель не может быть назначен в течение срока, на который он избран, на какую-либо гражданскую должность, образованную Соединенными Штатами, которая со­здана либо содержание по которой увеличено за тот же срок; и ни одно лицо, состоящее на должности, образованной Со­единенными Штатами, не может быть членом какой-либо палаты, пока пребывает на ней”.

Указанная норма была установлена в развитие принципа разделения властей, но она служит и целям обеспечения не­зависимого положения членов конгресса. Отдельными зако­нодательными актами действие ее распространено на корпо­рации, находящиеся в собственности государства либо под контролем образованных федеральным правительством орга­нов.

Принцип равноправия депутатов выражен в праве изби­рать и быть избранным на должности в палате и в состав комитетов, в праве законодательной инициативы, в праве участия в дебатах и в голосовании. Формально все депутаты наделены равными правами. Но необходимо учесть ряд ме­ханизмов, обеспечивающих привилегированное положение тем депутатам, которые занимают ключевые посты либо длительное время пребывают в конгрессе (система “старшин­ства”).

Законодательство, регламенты и прецеденты палат за­крепляют следующие обязанности членов конгресса.

Перед вступлением в должность каждый депутат прини­мает присягу (дает заверение) в следующей форме: “Я тор­жественно клянусь (или заверяю), что буду поддерживать и защищать Конституцию Соединенных Штатов от всех ее врагов, внешних и внутренних; что буду истинно верен и предан ей; что я принимаю это обязательство свободно, без каких-либо потаенных оговорок и мысли уклониться от его выполнения; что я буду достойно и добросовестно исполнять обязанности по должности, к которой я приступаю; да помо­жет мне в этом Бог” (титул 5 Свода законов США, §3331).

Следует отметить, что члены конгресса не могут участво­вать в законодательной деятельности до тех пор, пока не примут присягу. Что же касается формулы о достойном и добросовестном исполнении обязанностей по должности, она раскрывается в соответствующих требованиях, установлен­ных как регламентами, так и прецедентами палат.

Так, например, Постоянные правила сената закрепляют следующие пять правил, нарушение которых рассматривает­ся как противоречие установленным требованиям:

“1. Сенатор... не должен получать какое-либо вознаграж­дение либо допускать поступление на его финансовые счета каких-либо денежных средств, каким бы ни был источник их поступлений, если подобное получение или поступление де­нежных средств не должным образом окажут влияние на его деятельность как сенатора...

2. Ни один сенатор... не должен участвовать в каком-либо постороннем предприятии, либо в посторонней профессио­нальной деятельности, либо поступать на службу, по кото­рой выплачивается жалованье, если это противоречит требо­ваниям добросовестного исполнения возложенных на него обязанностей по должности...

3. Ни один сенатор... не должен сознательно использо­вать свое должностное положение, оказывая содействие внесению либо поддержке в разработке и принятии законо­дательства, если при этом основной целью являются иск­лючительно финансовое его благополучие, благополучие его семьи либо финансовое благополучие ограниченного круга лиц или предприятий, к которым принадлежит он, его семья, либо контролируемые им, либо членами его семьи предприятия.

4. Ни один сенатор... не должен (а) поступать на служ­бу в какую-либо фирму, компанию, ассоциацию или кор­порацию с целью предоставления за вознаграждение своих профессиональных услуг как сенатора; (б) позволять ис­пользовать свое имя подобной фирме, компании, ассоциа­ции или корпорации; (в) заниматься какой-либо деятель­ностью за вознаграждение в установленные часы работы в сенате...

5. Ни один сенатор... не должен состоять на службе либо быть членом совета какой-либо государственной либо под­контрольной государству корпорации, финансового учрежде­ния или предпринимательской организации” (Правило XLV Постоянных правил сената).

Достаточно разработаны требования к поведению депута­тов в конгрессе. Законодатели обязаны присутствовать на за­седаниях своих палат. В противном случае — при отсутствии кворума — их явка будет обеспечена силой. Они не вправе уклоняться от голосования, если только сама палата, заслу­шав их объяснения, не даст на это согласия. При поименном голосовании ответ допускается только в форме “да” и “нет” без оговорок и мотивации решения. Член конгресса в своих выступлениях не вправе высказываться в оскорбительном тоне или допускать оскорбительные выражения в адрес дру­гих депутатов и штатов, прерывать другие выступления шу­мом и криком.

Давно отработаны и формы обращения депутатов друг к другу. Начиная свое выступление, член конгресса благода­рит председателя за предоставленное ему слово. При обра­щении к другому депутату непременной является формула: “сенатор (конгрессмен)” или “уважаемый сенатор (конгресс­мен)”.

Особо следует выделить финансовые ограничения. “По­сторонние доходы” членов конгресса не должны превышать 15% от основного их жалованья. Впрочем, следует подчерк­нуть, что в понятие “посторонних доходов” не входит вознаг­раждение, полученное членом конгресса в виде компенсации за действительно оказанные им лично услуги; авторские го­норары; доходы, полученные от продажи творческих или ху­дожественных произведений; денежные поступления от про­дажи акций, если цена их соответствует обоснованным и справедливым рыночным ценам; доходы от семейных пред­приятий и дивиденды по акциям.

Ставки авторских гонораров членов конгресса не долж­ны превышать действующих к моменту заключения дого­воров общих расценок. За каждое выступление, речь или статью член конгресса может получить вознаграждение в сумме не более 2 тыс. долл. Запрещено, с некоторыми оговорками, получение подарков от каких бы то ни было лиц.

Ежегодно члены конгресса предоставляют подробные фи­нансовые декларации, в которых указывают все источники полученных ими доходов.

Ответственность депутатов за те или иные проступки выражается в следующих формах: порицание, выговор, ли­шение статуса “старшинства”, исключение из состава коми­тета и исключение из состава палаты. Последнее наказание применяется по решению не менее двух третей членов па­латы (Конст., ст. 1, разд. 5).

Вакансии в палате в указанном выше случае, а также в случае смерти или отставки заполняются следующим образом. В палате представителей проводятся дополнительные выборы. В сенате — назначение на вакантное место произ­водится губернатором штата.

Жалованье и иные материальные льготы депутатов конгресса разнообразны. До 1990 г. сенаторы и члены палаты представителей имели жалованье в размере 89500 долл. еже­годно. В настоящее время эта сумма поднята до 120 тыс. долл. в год. Помимо официально — по закону — установ­ленного жалованья депутаты имеют различные компенсаци­онные выплаты и привилегии. Так, например, в течении сес­сии оплачиваются дорожные расходы на 15 поездок членов конгресса в свои округа. Большое значение имеет почтовая привилегия законодателей. Бесплатная рассылка материалов по почте дает возможность успешно рекламировать перед из­бирателями свою деятельность и тем самым формировать в преддверии выборов благоприятное общественное мнение. Кроме почтовой привилегии законодатели имеют право на бесплатное пользование телефонной и телеграфной связью. Бесплатно предоставляется им Свод законов США и разно­образные справочные издания. Ежедневно членам конгресса доставляются выпуски “Конгрешнл рекорд” — официального бюллетеня, информирующего о работе конгресса за прошед­ший законодательный день (выходит из печати не позже 8 часов утра).

Кроме того, члены конгресса имеют право на страхование жизни на сумму 45 тыс. долл. и право на страхование здо­ровья (40% взносов в последнем случае оплачивается из бюджета). Члены конгресса имеют право на получение бес­платной первой медицинской помощи. Наконец, депутатам оплачиваются расходы на меблировку и техническое обору­дование (в том числе и ЭВМ) их офисов.

Следует также отметить ряд иных льгот и привилегий ма­териального свойства. На Капитолии есть плавательный бас­сейн, спортивный зал и сауна. Члены конгресса пользуются специально предназначенными для них парикмахерскими, столовыми и кафетериями. В некоторых заведениях бытово­го обслуживания расценки за услуги ниже общедействую­щих.

Члены конгресса имеют служебные помещения как в Ва­шингтоне, так и в том избирательном округе, который они представляют. Сенаторы, представляющие штаты с населени­ем меньше 2 млн, имеют служебные помещения площадью до 4 800 кв. футов (1 кв. фут равен 929 кв. см.) Максимальная площадь служебных помещений сенаторов — 8000 кв. футов (сенаторы от штатов с населением свыше 17 млн).

Каждый член конгресса имеет собственный штат со­трудников. В палате представителей в штате конгрессме­на—18 сотрудников. В штате сенатора —от 20 до 30 человек.

При найме сотрудников в штат члены конгресса не дол­жны допускать дискриминации в зависимости от расы, цвета кожи, национального происхождения, пола, религии, возра­ста или физических недостатков. Прием в штат родственни­ков запрещен.

В основном штат членов конгресса рекрутируется из мо­лодых людей, проявляющих склонность к политике. В зада­чи аппарата входит обеспечение весьма многосторонней де­ятельности законодателя при подготовке законопроектов и подборке материалов для слушаний, ведении документации и поддержании связи члена конгресса с избирательным ок­ругом.

Максимальная ставка помощника сенатора — 39 909 долл. в год.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КОНГРЕССА

Конгресс США имеет разветвленную систему вспомога­тельных органов, обеспечивающих реализацию контрольных функций конгресса, а также научно-исследовательское и справочно-информационное обслуживание законодательной деятельности.

Генеральное отчетное управление (ГОУ) образовано в 1921 г. Возглавляет его генеральный контролер, назначае­мый президентом на 15-летний срок. В штате ГОУ — более 5 тыс. человек, в основном специалистов в области финан­сов, экономики и права. В задачи управления входит финан­совый контроль за деятельностью исполнительных органов власти и осуществлением утвержденных конгрессом про­грамм. О результатах своих расследований управление не­посредственно докладывает конгрессу. Помимо контрольных функций ГОУ ведет исследовательские работы по оценке эф­фективности предлагаемых президентом и принимаемых конгрессом программ.

Управление технологических оценок (УТО) создано в 1972 г. Возглавляет его совет, в который входят директор УТО, шесть сенаторов и шесть членов палаты представите­лей. В штате управления около 200 человек, но ежегодно по договорам к его работе привлекаются более 2 тыс. экспертов. В задачи УТО входит: оказание помощи комитетам при раз­работке соответствующих законопроектов и финансируемых из бюджета программ, проведение долговременных научно-исследовательских работ по различным направлениям науки и техники.

Бюджетное управление конгресса (БУК) создано в 1974 г. В штате управления около 250 человек. В задачи БУК входит разработка ежегодных докладов по бюджету бюджетным ко­митетам палат. Оно разрабатывает также 5-летние прогнозы экономического воздействия разрабатываемых конгрессом финансовых биллей и резолюций. В начале каждого финансо­вого года представляет 5-летний прогноз поступлений налогов в бюджет и текущих расходов правительства. По требованию бюджетных и иных комитетов конгресса управление осущест­вляет исследования и по другим вопросам бюджетной полити­ки. О роли управления можно судить по следующему факту. При разработке бюджета на 1983 финансовый год президент счел необходимым в основу бюджета положить расчеты, вы­полненные БУК, а не представленные подчиненным ему ап­паратом.

Научно-исследовательская служба конгресса (НИСК) функционирует в рамках Библиотеки конгресса с 1914 г. По поручению членов конгресса и постоянных комитетов палат проводит следующие виды работ: аналитические справки, консультации, заключения по законопроектам и переводы. Помимо этого, НИСК оказывает содействие в проведении слушаний в конгрессе, проводит семинары для членов конг­ресса и координирует программы научно-исследовательских работ. Формируется она на непартийной основе (без учета партийной принадлежности, как, впрочем, и все иные вспо­могательные органы конгресса). В 1989 г. в НИСК было за­нято 896 человек, из них 860 — на полной ставке. Струк­турно служба состоит из четырех подразделений: аналитиче­ских исследований в области политики; документации и законодательных материалов; справочно-информационной службы; административных служб. В 1987 финансовом году НИСК представил информацию на 443 400 запросов членов и комитетов конгресса.

В ряду вспомогательных органов конгресса следует ука­зать также Законодательный совет и Совет по законода­тельному пересмотру. В штате первого — 52, второго — 18 человек. В функции этих органов входит сбор, анализ и обобщение информации по правовым вопросам, разработка перспективных планов законодательных работ, консульта­ции, разработка законопроектов и т.д.

В число вспомогательных органов конгресса входят так­же Библиотека конгресса и Библиотека права конгресса. Библиотека конгресса создана в 1800 г. В настоящее вре­мя она обладает крупнейшими библиотечными фондами мира.

Крупнейшей в мире является и Библиотека права конг­ресса. В ее фондах — 1 млн 900 тыс. единиц хранения. Биб­лиотека права обслуживает конгресс, Верховный суд США, органы исполнительной власти. В 1987 финансовом году ее сотрудники подготовили 825 исследований, переводов и биб­лиографических справочников общим объемом 12825 стра­ниц. Представлена информация на 672165 запросов членов и комитетов конгресса. В научно-исследовательской работе Библиотека права конгресса ориентируется в основном на изучение зарубежного и международного права. В штате — 102 человека.

В общей сложности численность служащих, занятых не­посредственно в конгрессе либо в его вспомогательных орга­нах, превышает 30 тыс. человек. Размеры выделяемых ассиг­нований на деятельность конгресса в настоящее время до­стигли 2 млрд долл. в год.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты