28.02.1991 М.С.Горбачев выступил в Могилеве с докладом, в котором развил идеи центризма. Он указывал на то, что поляризация политических сил сопряжена с противостоянием, с конфликтами. Но данные действия могут уменьшить, приостановить скоординированные действия , совершаемые одновременно на трех направлениях. 1) Активизация практических мер по выходу из экономического кризиса. 2) безотлагательное подписание нового Союзного договора. 3) Создание устойчивой политической коалиции центристских сил. «Развитие ситуации в стране объективно способствует превращению центристской политической ориентации в преобладающее, доминирующее политическое течение... Политический центризм - это линия политического здравомыслия, взвешенности, последовательного решения назревших проблем в интересах всех трудовых сил общества. Центристская политика - это линия на согласие и учет объективно существующих в обществе интересов, в рамках подлинного социалистического обновления... Это не узкий, а относительно широкий спектр политической ориентации... Политический центризм вовсе не исключает из своего арсенала решительные радикальные действия для снятия назревших проблем, если именно в таких действиях объективно назрела нужда и они могут быть использованы в интересах подавляющей части общества. Главная идея центризма... это, безусловно, идея гражданского или национального согласия". [7]
Сегодня необходимо реалистически оценивать современные возможности центристской политики, определять препятствия для ее проведения, в том числе, с учетом уже имеющегося опыта, который восходит к периоду перестройки и маневрированию М. Горбачева между консервативной и радикальной оппозицией.
Центризм как направление в политической деятельности М. Горбачева исследовался в работах А. Рябова, В. Миронова[8]. Авторы, указывая на противоречивость центристской политики в России, дали оценку реформаторской деятельности высшего партийного функционера. М. Ильин в качестве основных причин провала преобразований советского общества, инициированных политическим центром, назвал противоречивость и непоследовательность курса, мобилизацию против него всей мощи радикализма[9]. Важное теоретическое и практическое значение имеют работы В. Согрина. Автор посвятил отдельную главу своей монографии изучению эволюции центристской политики М.Горбачева, процесса формирования радикальной и консервативной оппозиций, исследованию основных тенденций взаимоотношений между правыми, левыми и центром.[10]
Понятие «центризм» было впервые использовано М. Горбачевым в 1991 г. для обоснования собственной стратегии. «На мой взгляд, развитие ситуации в стране объективно способствует превращению центристской политической ориентации в преобладающее доминирующее политическое движение. Политический центризм – это линия политического здравомыслия, взвешенности, последовательного решения назревших проблем в интересах всех трудовых слоев общества. Политический центризм вовсе не исключает из своего арсенала решительные радикальные действия для снятия назревших проблем. Следует добиться, чтобы именно коммунистическая партия стала интегрирующим фактором всех центристских сил».[11]
Во всей полноте центризм М. Горбачева проявился в предшествующем 1990 году, когда выступили, идеологически оформились «крайности» радикализма и консерватизма, и когда от Генерального секретаря потребовалось продемонстрировать искусство их сдерживания и способность собственного политического выживания.
В начале 80-х гг. началась политическая борьба партийных клик за ключевые посты в ЦК и Политбюро КПСС: с 1982 г. по 1985 г. сменилось четыре Генеральных секретаря ЦК КПСС. Новое руководство партии во главе с М. Горбачевым, пытаясь укрепить свое положение в борьбе с представителями конкурирующей группировки «старшего поколения», развернуло кампанию дискредитации последних как наследников сталинского режима и коррупционеров. Этой цели должна была служить «гласность» – советский вариант свободы слова, критика дозволенного в определенных рамках. В реальных условиях середины 80-х гг. такая политика способствовала кристаллизации массового недовольства населения властью, окончательно дезориентировала рядовых коммунистов и партийный актив низшего уровня. Кроме того, колебания в политике М. Горбачева усиливали центробежные тенденции в КПСС. Впоследствии была отменена 6-я статья Конституции СССР, начата деятельность по созданию Компартии России – кризис партии-монополиста стал очевиден.
С 1987 г. происходит внутреннее размежевание в КПСС, разделение ее на сторонников «охранительной» и «обновленческой» (выступление Б. Ельцина на пленуме ЦК КПСС осенью 1987 г.) линий. Именно реформаторские действия М. Горбачева вызвали углубление обозначившегося раскола советской элиты на консерваторов и реформаторов, а на публичном политическом поле – между демократами (правыми) и коммунистами (левыми). Это привело к возникновению внутри КПСС ряда самостоятельных фракций, движений, платформ с самым широким спектром идеологических взглядов.
Так, представители «левого» или «радикального» общественно-политического течения настаивали на необходимости обновления общества путем отказа от социалистической идеологии. Социализм, Октябрьская революция, политика ВКП(б) и КПСС были названы как причины всех бедствий, обрушившихся на общество в послереволюционный период. Нужна демократизация западного типа, в основе которой лежат отношения частной собственности. Либеральная система ценностей есть главное условие прогресса, и она несовместима с социализмом.
Организационным выражением радикального движения стали Межрегиональная депутатская группа (1989 г.), движение «Демократическая Россия», созданное в январе 1990 г., многочисленные политические партии (демократическая, республиканская, социал-демократическая, христианско-демократическая и др.), образовавшиеся весной-летом 1990 г.
Довольно неоднородный состав радикального движения предопределил и пестроту его интересов, которые вмещали в себя и искренне демократические, как у бывших диссидентов, и замаскировано карьерные, как у большинства представителей партийно-идеологического истеблишмента. Пестрота социального состава и интересов радикального движения предопределили его внутренние противоречия, а в последующем расколы и «перерождение», возникшие после утверждения радикалов у власти. При всей неоднородности радикального движения ему в оппозиционный период всë же было присуще идеологическое единство.
Представители консервативной оппозиции настаивали на том, что перестройка – политика, враждебная народу и обществу. Лидеры перестройки – агенты мирового империализма; их главная задача – воплотить в жизнь план антисоциалистического заговора, разработанного в антисоветских центрах. Социалистическую политику необходимо проводить жестко, понимая классовое содержание идеологии; идеологическая борьба есть форма борьбы классовой. Недопустимы отступления от марксистско-ленинской идеологии; именно эти отступления – источники анархии, кризиса, паралича власти.
Первыми центрами «духовной оппозиции» вестернизации России были журналы «Наш современник» и «Молодая гвардия». Неприятие западного влияния постепенно трансформировалось в сознании их авторов в идею о наличии векового «масонского заговора» против России, преследующего цель превращения ее в сырьевой придаток и духовного раба Запада.
Ортодоксально-коммунистическое течение открыто бросило вызов М. Горбачеву и его курсу только в марте 1988 г. в связи с публикацией в газете «Советская Россия» статьи Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами». Она стала оплотом партийно-бюрократической точки зрения.
Более серьезный конфликт между центром и местной консервативно-партийной элитой наступил в результате полусвободных выборов на Съезде народных депутатов СССР (март, 1989 г.).
После работы Первого Съезда народных депутатов СССР (май-июнь, 1989 г.) отношения внутри партии стали еще сложнее.
Создание в 1990 г. Российской коммунистической партии означало организационное закрепление ортодоксально-коммунистического направления.
Отметим, что политические успехи активных демократов по времени совпали с оформлением консервативно-ортодоксального течения в КПСС, что поставило М. Горбачева перед сложной задачей маневрирования между двумя "крайностями". В подобных условиях М. Горбачев вынужден был встать на позиции центризма, выдвинув его концепцию как оптимальную стратегию политического лидерства в период сложных перемен и национально-социальной разобщенности.
В России востребованность центризма есть прямая производная особого состояния политической жизни страны и всего общества в целом. Как правило, специфическое поле центризма возникает в социумах, прошедших в относительно недавнем прошлом через фазу некоего «большого взрыва». Такой «взрыв» всегда чрезвычайно сильно раскачивает систему, заставляя ее развиваться по закону маятника. Однако впоследствии система неизменно входит в режим затухающих колебаний, стремясь успокоиться в какой-то промежуточной точке, которую она проскакивает. Проблему центризма в этой связи можно сформулировать как проблему поиска такой точки, в которой система восстанавливает эволюционную устойчивость.
В условиях экономического и социального кризиса центризм М. Горбачева вынужден был склониться к требованию перемен в обществе. В представлениях высшего партийного функционера переход к рынку как к важному цивилизационному началу совмещался с обновленным социализмом. Следовательно, КПСС, будучи самой массовой политической организацией, содержащей в себе мощный потенциал обновления, через демократизацию должна была осуществить переход к открытому обществу, необходимому элементу подлинного социализма, очищенного от деформаций и наслоений. Сама КПСС должна была преобразоваться в партию социал-реформистского демократического типа и стать движущей силой на путях вхождения Советского Союза в мировую цивилизацию. Под влиянием М. Горбачева, господствовавший в течение многих лет постулат об эволюционном характере совершенствования развитого социализма был заменен политически обусловленным тезисом о революционной сути перестройки.
На наш взгляд, идеологические различия между "демократическим" и "центристским" течениями заключались в следующем. Модель радикалов включала больший набор либеральных ценностей; радикалы выступали за решительное ускорение перестроечных реформ, твердо взяли за идеальный образец западную цивилизацию и считали, что создание новой общественной модели требует не просто перестройки, а ликвидации базовых основ СССР.
Реформаторский центр во главе с М. Горбачевым по-разному блокировал реализацию данных идей, рассматривая их как авантюру. В глазах общественного мнения такая линия представлялась консервативной.
Отметим, что, если исходить из признания преемственности советского периода истории по отношению к русскому дореволюционному периоду и господства авторитарных тенденций в культуре каждого из них, невозможно адекватно оценить назревшее недовольство советским режимом и стремительный крах советской системы. С другой стороны, необходимо учитывать «глубину социальных разрушений, когда вместе с архаикой были истреблены и ростки самосознания личности, автономной от государства, и представления о верховенстве права. А на расчищенном поле сформировалась совершенно особая, по-своему уникальная система ценностей советского человека, всецело рассчитывающего на государство как на источник своего материального существования»[12].