Политический центризм как фактор стабилизации общества

«Одной из причин успеха "Единой России" стало масштабное применение административного ресурса. Пожалуй, ни НДР в 1995 г., ни "Единство" в 1999г., ни тем более "Выбор России" в 1993 г. не пользовались подобными преференциями»[18]. В решающей степени это объясняется тем, что вопреки многочисленным прогнозам о бессмысленности нынешних выборов, для действующей власти они имели первостепенное значение. Владимир Путин преступил к коренной реконструкции своего политического режима, к подведению под него совершенно новых оснований. Среди них и новая партийно-политическая система, а стало быть, и думская конструкция. Не нужны, по крайней мере, в том же влиянии, партии, тесно связанные с ельцинским прошлым. СПС, который генерировал основные идеи для внутренней политики режима Б.Ельцина, и КПРФ, мощь которой во второй половине 90-х гг., оправдывала само существование первого президента РФ на своем посту. "Единая Россия" подтверждает свои претензии на доминирование в законодательной власти, потому что помогла В.Путину покончить с прежней партийно-политической и думской конфигурацией.

Вторая причина во влиянии общей ситуации в стране на выборы. Жизнь для большинства россиян в социально-экономическом плане в последние годы, по крайней мере, не стала хуже. Это способствует формированию в общественном мнении более лояльного отношения к власти, к партии, выступающей от имени популярного президента. Наверное, никогда ранее за всю постсоветскую историю России властвующая элита не имела столь широкой поддержки, как в 2003 г.

К числу других причин можно отнести хорошо продуманную (с точки зрения эффективности, конечно, но никак не морали) стратегию избирательной кампании, когда можно из-за сцены наносить чувствительные удары по соперникам, а самим находиться вне зоны их досягаемости; вялую, сугубо оборонительную кампанию КПРФ, которая в силу смещения фокуса предвыборной борьбы на проблему борьбы с олигархами стала удобной мишенью для официальной пропаганды. Но эти факторы - уже тактического, конъюнктурного толка.

Что же касается первых двух причин, то их значимость нельзя оценивать как долгосрочную. "Единая Россия" в том виде, в котором она существует в настоящее время как "партия начальства" может быть по-прежнему востребована, если приоритетом политического курса В.Путина на последующие 4 года останется стабильность, а не масштабные изменения. Если же президент начнет осуществлять широкий комлекс мер по модернизации страны, то вполне вероятно, "Единая Россия" может оказаться в положении партии, выполнившей свое историческое предназначение. Тогда нельзя исключить, что главе государства потребуется какая-то иная политическая сила в качестве точки опоры.

«Весь центризм "Единой России" покоится на популярности президента Путина, который как глава государства не может не ориентироваться на разные слои населения.»[19]

           Безусловно, на политический выбор народа не могли не повлиять программа, цели и установки партии, созданные как нельзя кстати для российского народа. «Политический центризм в современной России - это ориентация на интересы реального российского среднего слоя - большинства, на котором держится государство. Мы должны строить партию на граните искренней общественной поддержки , а не на зыбком песке PR''овских ухищрений и административного ресурса. Политический центризм сегодня - это опора на деятельный слой общества, стремление к устойчивости, стабильности, развитию и преемственности со всем лучшим, что было в различные периоды нашей истории. Пора превращаться из партии власти в партию власти большинства.»[20]
Программа партии составлена с учетом всех потребностей общества. Она опирается на средний класс «Опора на этот средний слой, действия в интересах этого слоя и получение от него поддержки - превратившись из среднего слоя в "средний класс" - базу стабильности любого процветающего общества и государства.» [21]

Одним из условий процветания политического центризма является оказание поддержки президентской власти."Единая Россия" - партия президента. Борис Грызлов заявил об этом в своей речи на съезде: "Единая Россия" - партия сторонников президента. Мы поддерживаем президента, потому что его курс -в интересах большинства населения страны".[22]   О том же сказано и в предвыборной программе: "Партия рассматривает себя как опору Президента России, проводника его политики, направленной на то, чтобы обеспечить благосостояние российских граждан и вернуть нашей стране ведущее положение в мире <... > Мы - единственная из российских партий, которая открыто принимает на себя ответственность за выполнение самых неотложных задач, поставленных президентом". Анализ общих ценностей, ожиданий и надежд, которые отличают российских граждан, отдающих предпочтение Президенту России, показывает, что они ощущают причастность к провозглашенным им целям возродить и укрепить величие и могущество Отчизны. Такой подход является необходимой предпосылкой для экономического расцвета страны, и условием роста благополучия не только узкого слоя олигархов, но и большинства населения.

Также на судьбу "Единой России" заметное влияние окажет доминирующий общественный запрос. Пока "общество" отказывается от сколько-нибудь самостоятельной роли в политике и оно с удовольствием делегирует свои политические права властным институтам "Единая Россия" будет востребована. Но если общественные настроения изменятся в сторону большего социального активизма, возникнет потребность в иной "партии власти" или, по крайней мере, в существенном обновлении нынешней.

Еще один фактор, который может сыграть заметную роль в судьбе "Единой России", правда, о котором в настоящее время можно говорить лишь теоретически. Если президент сохраняет политическую инициативу и влияние в элитах, "Единая Россия" сохранит стабильность и управляемость. Если события будут развиваться в сторону ослабления его власти, то партию, скорее всего, постигнет судьба блока "За Единую Украину", созданного президентом Кучмой перед последними парламентскими выборами в этой стране, который вскоре после формирования Верховной Рады фактически развалился под влиянием различных групповых и региональных лобби.


Политическая стабильность в социо- культурном измерении: российские иллюстрации.

Отношение к гражданам, как к своим подчиненным, постоянное тяготение к расширению своих прерогатив и снижению подконтрольности со стороны общества, стремление к подмене служебных межличностными отношениями, склонность к формализму и отношение к государственным ресурсам, как к своим собственным - вот тот остов профессиональной этики управляющих, который транслируется из поколения в поколение политиков и чиновников, обретая лишь сугубо внешние различия по сравнению со своими предшественниками.

Причем среди этих взглядов и представлений существует и тот внутренний стержень, к которому редуцируется вся совокупность смыслозначимых ценностей и ориентиров. Не требует доказательств, что важнейшим среди этих - говоря языком синергетиков - аттрактанторов, то есть наиважнейших внутренних принципов, притягивающих и цементирующих всю систему мировоззренческих и ролевых представлений профессиональной деятельности элитарных кругов, является тот “дьяволический инстинкт” (М.Бакунин), который превосходит по силе воздействия все иные ориентиры их профессионального поведения, а именно - власть. Ведь можно случайно обрести богатство, но управлять государством по принуждению невозможно. Поэтому стремление к власти - это и смысл, и иссушающая этих людей страсть, которая преобразует все их желания и помыслы, становясь духовным эпицентром и жизненного существования, и политического поведения подавляющего большинства представителей элитарных кругов.

Конечно, чисто теоретически концентрация культурных ориентаций на ценность власти может и не влечь за собой каких-либо перекосов в управленческой деятельности политико-административной элиты. Однако в жизни практически повсеместно приходится сталкиваться с тем, что опосредованная влечением к власти программатика профессиональной деятельности правящих слоев - по крайней мере в российском политическом пространстве - если не разрушает, то существеннейшим образом ограничивает внутреннюю сопричастность правящих слоев потребностям рядовых граждан общества. Причем усугубляющим такое отношение верхов к общесоциальным потребностям является и тот факт, что в силу культурного раскола общества в целом, объяснительные схемы власти у отечественных руководителей, как правило, усиливают вертикальное обособление и отчуждение их групповых интересов. Так что в нашем Отечестве, как справедливо отметил Р.Будон, если “… элита располагает излишком ресурсов”, то она “… склонна растрачивать его на потребление, а не на инвестирование”. Естественно, что не в государственных, а в собственных интересах.

Такой стиль правления и власти предполагает отсутствие потребностей в поддержке идейных связей властвующих кругов с группами населения и, следовательно, в поддержании идеологических форм идентификации последних. В качестве управленческой формы такого порядка вещей выступает корпоративная система диагностики и выдвижения целей. Причем - и это вполне логично - чем дальше, таем больше правящие круги, дистанцируясь от внутренних нужд населения, начинают все больше ориентироваться на связи и приоритеты, заданные группами международного бизнеса, мировых элитарных кругов, что еще больше усиливает внеидеологический характер системы властвования и принятия решений.

Причем в настоящее время эгоизм верхов дополнительно подпитывается той духовной атмосферой, которая просто-таки начинена агрессивным стремлением экономически опаздывающих слоев любыми способами добиться материального благосостояния. Понятно, что в этих условиях популистская риторика властей и откровенное манипулирование общественным мнением, в конечном счете обесценивают идейное содержание государственно-административного регулирования, поощряя при этом дезинтеграционные процессы в обществе и снижая возможности согласованного с ним применения и использования механизмов власти.

Очень важно, что воспроизводство такого характера политических порядков поддерживает и общая направленность нынешних реформ режима. В целом они направлены на усиление прерогатив институтов исполнительной власти, а также изменение конфигурации - в основном - федеральной законодательной власти. Последнее направление обеспечивается путем закрепления доминирующих позиций в политическом спектре структур центристского толка. Укрепление их позиций под прикрытием лозунга желанной стабильности закрепляет ведущее положение партий, представляющих интересы государственной бюрократии (причем в их органической связи с силами теневой экономики и коррупции). Поэтому в отличие от центризма западных обществ, представляющего интересы среднего класса, т.е. подавляющей части гражданского общества, российский центризм представляет собой способ политического самовыражения чиновничества, не заинтересованного ни в развитии подлинно равноправной рыночной динамики, ни в усилении режима законности, ни в реальной демократизации общества. По сути нынешний российский центризм - это главный институт стабильности, устранивший с политического рынка серьезные оппозиционные силы и течения.

Составной частью нынешней политики режима по «стабилизации» власти и общества являются и попытки усиления регуляции общественной активности населения, прежде всего в части проведения партийной реформы, управления гражданскими организациями. Учитывая же стихийный характер массовой активности, такая линия на деле означает прямой подрыв базовых основ самоорганизации гражданского общества. Прямым выражением такой политики является и политика вне идеологической интеграции общества, легализация властью противоположных по смысловой направленности форм государственной символизации, ведущее к деформации идейных образов и моделей участия у целых поколений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты