Понятие мировой политики и международных отношенияй
«В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом мире».
Делийская Декларация о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира. 1986 г.
Вступление
Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает её исследование как на общественном и личностном, так и на международном уровнях. Объясняется это, в первую очередь тем, что сама суть политики заключается во взаимодействии и противоборстве различных интересов и сил – и внутри страны, и на международной арене.
В первой главе приводятся основные сведения о мировой политике, идёт речь о её субъектах и объектах, а также целях и задачах данного направления, особое внимание уделено геополитике.
ВТОРАя ПОЛНОСТЬЮ ОТВЕДЕНА МЕЖДУНАРОДНЫМ ОТНОШЕНИяМ, НАХОДяЩИМСя В
ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВяЗИ С ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКОЙ ГОСУДАРСТВ. РАССМАТРИВАЮТСя
ТЕОРИя, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ, ТИПОЛОГИя И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИя МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТАКЖЕ ОПИСЫВАЮТСя ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
В третьей главе обнаруживаются задачи, связанные с поиском, а также становлением места и роли России в мировом сообществе, в системе международных отношений.
ГЛАВА I
Ключевые понятия международной политики
§1. Основные сведения о мировой политике
С течением времени мировая политика оказывает всё большее влияние на жизнь отдельных граждан и государств. Это связано, прежде всего, с усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических, научно-технических связей и сотрудничества между государствами, развитием межличностных контактов, созданием общемировых информационных систем.
Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует
ряд категорий:
V Мировая (международная) политика: совокупная деятельность государств на международной арене.
V Внешняя политика: внешнее действие одного государства.
Характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность
государства по отношению к другим странам.
V Межгосударственная политика: отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и представителями (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.).
V Наднациональная политика: сравнительно новое в политическом лексиконе понятие, ещё не получившее широкого распространения в российской политологии. Обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате передачи отдельными государствами части своих суверенных прав наднациональным органам, которые принимают в этой области решения.
V Мультинациональная политика: влияющая на международные отношения совместная деятельность объединенных политических субъектов из нескольких или многих государств. Субъекты этой политики – национальные государства.
V Транснациональная политика: сфера международной деятельности негосударственных актов или субъектов (партий, профсоюзов, международных неправительственных организаций, а также транснациональных корпораций).
Сведём все данные о политических категориях в одну таблицу:
|Название сферы |Действующие лица |Примеры |
|Мировая, |Все субъекты МО |Любые взаимодействия, в|
|международная | |которых участвуют |
|политика | |представители двух или |
| | |более государств |
|Внешняя политика |Отдельные государства, |РФ, правительство, |
| |правительство и парламент,|министерство |
| |их органы |иностранных дел, |
| | |комитет по МС |
| | |Федерального собрания |
|Межгосударственная |Любые государства и их |Отношение между РФ и |
|политика |органы в их |США, ФРГ, Японией, |
| |взаимозависимости |деятельность ООН, |
| | |Совета безопасности |
|Наднациональная |Органы, представители |Политика органов ЕС, |
|политика |объединенных государств, |Союза России и |
| |передавших часть своих |Белоруссии и т.п. |
| |суверенных прав | |
|Мультинациональная |Объединение ряда |СНГ, Контадорская |
|политика |государств и |группа, Организация |
| |представителей их |Американских |
| |организаций для решения |государств, ОБСЕ[i], |
| |определённых вопросов, |ОАЕ[ii] |
| |сохраняющих суверенные | |
| |права при принятии решений| |
|Транснациональная |Международные |Greenpeace, |
|политика |неправительственные |Социалистический |
| |организации, объединения |интернационал, |
| |партий, групп интересов, |Всемирная конфедерация |
| |церковных организаций, |труда, Международный |
| |транснациональные |совет церквей, |
| |концерны, воздействия на |Транснациональная |
| |МО |корпорация IBM |
Примечание: МО – международные отношения, МС – международные связи
Наиболее общей из всех указанных выше категорий является международная
политика. Международная (мировая) политика представляет собой
целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права
(государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов
и т. д.), подразумевает согласование интересов государств, решение вопросов
войны и мира. Политическая деятельность направлена на обеспечение всеобщей
безопасности и разоружения, предотвращение и урегулирование глобальных,
региональных и национальных конфликтов, охрану окружающей среды,
преодоление отсталости и нищеты, голода и болезней, то есть на выживание
человечества в целом. Мировая политика – важный фактор, влияющий на
развитие международных отношений. Её сфера охватывает весь спектр
политических отношений, сложившихся между государствами, а главные
приоритеты обусловлены решением проблем, от которых зависит будущее всего
человечества. Включая в себя эти составляющие и обладая собственными
качественными особенностями, мировая политика оказывает самостоятельное
влияние на поведение субъектов международных отношений. Все основные
элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как
части единого целого. Эффективность зависит от многих факторов, в том числе
и от действенности принимаемых политических решений и рекомендаций,
соответствия внешней политики государств реальности.
§2. Цели и задачи мировой политики
От внутренней политики мировую политику отличает отсутствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого субъекта правил поведения. Поэтому мировая политика представляет собой зону повышенного риска, в которой каждый участник взаимодействия вынужден исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. В отличие от внешней политики она складывается во многом стихийно и не ограничивается деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика представляет собой особый род политики, имеющий в основе создание и поддержание стабильной международной среды, в которой могли бы реализоваться интересы всех участников. Мировая политика выступает не только как особая сфера, или поле деятельности международных субъектов, но и как процесс и должна становиться гуманистической стратегией по объединению людей независимо от их национальной, государственной или социально-классовой принадлежности. В этом её цель и назначение.
Самая ближайшая задача мировой политики – создание системы международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти.
Следующая задача – это обеспечение безопасности и защищённости человека. Речь идёт о том, чтобы принципы и нормы международного права стали ориентирами каждого субъекта международных отношений.
Применение силы в мировой политике в соперничестве государств на
международной арене опасно. Это грозит уничтожением человечества.
Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют
перераспределению центров экономической и политической активности. Таким
образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и
содержании международных отношений.
§3. Субъекты мировой политики
В современной мировой политике действует большое количество различных
участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными
субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы)
государств. Государства – наиболее могущественные и организованные
субъекты, сосредоточившие «в своих руках» основные средства воздействия на
международную жизнь. Именно через государства народы и нации организованно
представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не
может существовать вне государства, которое необходимо для организации
внутренней и международной жизни. Государства контролируют деятельность
прочих участников международных связей – административных единиц (области,
края, региона), общественных организаций, фирм и индивидов. Однако сегодня
обозначилась объективная тенденция увеличения числа участников
международных отношений. Всё более важными субъектами становятся
международные организации – основные организаторы общения государств.
Международная организация – это объединение государств (в соответствии с
международным правом и на основе международного договора), осуществляющее
сотрудничество в политической, экономической, культурной, научно-
технической, правовой и иных областях.
Международные организации принято разделяют на два типа:
> межгосударственные или межправительственные
> неправительственные организации
Эти два данных типа имеют свои особенности, признаки и виды:
политические экономические военно-стратегические культурные
общественные идеологические научно-технические
Отдельные виды этих отношений проявляются на разных уровнях международной жизни: глобальном (например, ООН), региональном (например, ЕЭС и ОАГ[iii]), надрегиональном (например, Движение неприсоединения[iv]), двустороннем (например, Россия – Франция).
Следует отметить, что многоуровневость – одна из существенных черт современных международных отношений, основанных на принципах нового политического мышления.
Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами. Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растёт.
Международные организации охватывают самые разные аспекты
международных отношений. Они создаются в экономической, политической,
культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и
специфику. В качестве примера различных международных организаций можно
привести:
|Региональные организации (Ассоциация|Организации в области культуры и |
|Государств Юго-Восточной Азии |спорта (Международный Олимпийский |
|(АСЕАН), Европейское Экономическое |Комитет (МОК), Организация |
|Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига |Объединенных Наций по Вопросам |
|Арабских Государств (ЛАГ)) |Образования, Науки и Культуры |
| |(ЮНЕСКО)) |
|Профсоюзные организации |Профессиональные организации: |
|(Международная Конфедерация |Международная Организация |
|Свободных Профсоюзов (МКСП), |Журналистов (МОЖ); Международная |
|Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ)) |Организация Криминальной Полиции |
| |(ИНТЕРПОЛ) |
|Международный Красный Крест (МКК) — |Демографические организации |
|организация, целью которой является |(Международная Демократическая |
|помощь военнопленным, другим жертвам|Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная |
|войны, катастроф и стихийных |Ассоциация Молодёжи (ВАМ)) |
|бедствий | |
|Организации экономического |Организации в области отдельных |
|характера, охватывающие сферу |отраслей мирового хозяйства |
|финансов, торговли (Международная |(Международное Энергетическое |
|Торговая Палата (МТП), Международный|Агентство (МЭА), Международное |
|Валютный Фонд (МВФ), Международный |Агентство по Атомной Энергии |
|Банк Реконструкции и Развития |(МАГАТЭ), Организация Стран |
|(МБРР)) |Экспортеров Нефти (ОПЕК)) |
|Военные организации (Организация |Различные организации в поддержку |
|Северо-Атлантического Договора |мира и солидарности (Всемирный Совет|
|(НАТО), Тихоокеанский Пакт |Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, |
|Безопасности (АН-ЗЮС)) |Международный Институт Мира) |
|Религиозные организации (Всемирный |Политико-экономические организации, |
|Совет Церквей (ВСЦ), Христианская |например: Организация Африканского |
|Мирная Конференция (ХМК)) |Единства (ОАЕ) |
|Экологические организации (Greenpeace) |