Понятие мировой политики и международных отношенияй
p> Любая конференция имеет строго определённые цели и задачи. Чаще всего межправительственные конференции созываются для разработки и принятия международных договоров, заключения актов, свода принципов по сотрудничеству в конкретной области международных отношений. Значительное количество международных конференций созывается для обсуждения насущных проблем современности. За последние годы наиболее важные международные конференции созываются под эгидой ООН.

Формирование любого типа международных организаций основывалось на важности решения той или иной проблемы, возникающей между государствами.
Важность проблемы определялось самими независимыми государствами, отсюда определялась их классификация, т. е. международные организации, направленные на решение данных проблем, приобретали статус межправительственной или неправительственной международной организации.


§4. Типология международных отношений

C давних времен предпринимались попытки классифицировать международные отношения. Существуют различные подходы к решению этого вопроса.

Основным критерием типологии, представленной в марксистско-ленинской литературе является способ разделения классовых отношений на две основные группы:
1. Классово-однородные отношения: феодальные, капиталистические, социалистические.
2. Международные отношения, неоднородные в классовом отношении – гетерогенные (переходные).

Широкое признание получила типология, международных отношений по характерным типам международных действий. В соответствии с этим критерием выделяют четыре основные модели доминирования в мире, и международные отношения строятся на этих моделях:
1. Классический многополюсный мир
2. Двухполюсный (биполярный) мир с доминированием двух государств или систем государств
3. Однополюсный мир
4. Надгосударственный мир (бесполюсный)

Тип межгосударственных отношений в таких мирах может различаться: сотрудничество мирное существование неприсоединение война холодная война

В широком смысле все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношение соперничества отношение сотрудничества

Международное сотрудничество и общая для всех потребность в решении обостряющихся глобальных проблем – в первую очередь, экологические и международного терроризма. В современных условиях отдельные государства просто не в состоянии в одиночку решать такого рода проблемы.


§5. Проблемы и концепции международных отношений

Существует ряд противоречий, которые осложняют межгосударственные отношения.

С одной стороны – общепризнанное в международных документах формальное равенство государств, с другой – их реальное неравенство. Причём это неравенство обусловлено не только величиной, мощью, экономическим и военным потенциалом государств, но и правовым аспектом отношений. Одни страны являются постоянными членами Совета безопасности ООН, другие – нет. Одни страны имеют право иметь ядерное оружие, на другие распространяется запрет его создавать. Международные организации находятся под влиянием крупных государств и отчасти в финансовой зависимости от них. Данные несоответствия ярко проявились в военной кампании США против Ирака 2003 года.

В значительной степени отношения между государствами основываются на договорах между ними, однако договоры регулируют лишь часть реальных отношений.

Сама система отношений между государствами во многом неоднородна. В ряде случаев политика зависит от взаимоотношений первых лиц государств, их симпатий и антипатий. Однако подписанные ими договоры нуждаются в ратификации парламентами, что вносит трудности в договорный процесс.

Нестабильность договоров также является реальной проблемой межгосударственных отношений. Государства могут денонсировать действующие договоры, изменить сложившуюся систему отношений.

Международное право, то есть система норм и регламентаций отношений между государствами в значительной степени носит договорный характер, что отражается на его применимости. Уже в 1928 году принимались совместные решения о запрете всех войн, позднее принимались решения о запрете вооруженного насилия, однако и после 1945 года войны и конфликты продолжались.

Все вышесказанные проблемы в значительной степени обусловливают недоверие государств друг к другу.

Нельзя сказать, что международные отношения состоят исключительно из проблем: за последние десятилетия государства серьёзно продвинулись в деле интеграции (процесс сближения), налаживании связей, появилось много общего, но, тем не менее, проблемы остаются.


§6. Современные тенденции развития международных отношений

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США.
Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной — двухполюсной.

В пёстрой картине замены старых международных отношений на более актуальные можно выделить несколько чётко просматривающихся тенденций развития.

Первая тенденция развития современных международных отношений — рассредоточение власти. Идёт процесс становления многополюсного мира.
Сегодня всё большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену всё активнее выходит Япония, которая уже сегодня является
«экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-
Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике наиболее существенным образом заявит о себе
Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной
Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером (что, по нашему мнению, было бы большой ошибкой). Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет Китай.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация, заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, а также изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется всё более взаимозависимый и целостный мир: взаимодействия в нём приняли системный характер, когда перемены в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях (независимо от воли и намерений участников таких процессов).

Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению.

Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в середине XX века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшественников. Она способствовала резкому повышению производительности труда, привела к значительному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: возникло множество неординарных, так называемых глобальных проблем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир в то же время взаимозависим в своей целостности.

Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Характер ядерного (радиоактивного), химического и бактериологического оружия не даёт возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Иначе говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо отсутствовать вовсе.

Важной проблемой, беспокоящей всё человечество, становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды.
Опасность нарушения экологического равновесия надвигалась исподволь, иногда в результате неосведомлённости, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.

Проблема сохранения окружающей среды органически связана с резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными тенденциями общественного развития: увеличением численности населения, его стремлением к прогрессу, улучшению материального благополучия.

Результаты чрезмерная эксплуатация человеком природы видны невооружённым глазом: массовая вырубка леса, ухудшение качества ресурсов пресной воды, загрязнение морей, озер, рек (в том числе, нефтью из потерпевших аварию танкеров), а также нарушение озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового эффекта» (что, кстати, ещё не доказано, так как, возможно, подобное потепление – закономерный виток в климате планеты, когда-то уже имевший место).

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими — с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию,
Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания, ранее неизвестные вирусы приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем.

Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии (хотя, их влияние и так немало).

Глобальные проблемы возникли во взаимоотношениях человека, общества и природы. Все они органически сплетены между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на национальном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют планетарного объединения интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов.

Четвёртой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство людей живёт на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая
Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый
«золотой миллиард». В этих странах преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоёмкой экономики.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырьё и выступали в качестве свалки для ядовитых отходов.

Пятой тенденцией стало то, что как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил постепенно заменяется началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Так в марте 2003 г. премьер-министр
Великобритании Тони Блэр выступил с заявлением об участии страны в военной акции США против Ирака, даже не осведомившись о мнении общественности на этот счёт.

Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни.

Достижения постиндустриальной революции — спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам,
— стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах. Эти новые СМИ получают всё более широкое распространение во всём мире.


Глава III


Россия в системе международных отношений


§1. Россия в переходный период

В конце XX века возникли задачи, связанные с поиском места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзникам. Резко сократилось её геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, была ослаблена её инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и
Прибалтикой от неё отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы.
Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой частью.

После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Европе изменилось не в пользу России, усилилось влияние НАТО, которое вскоре выйдет на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не приобрела ни одного нового.

Вот что накладывает отпечаток на формирование внешней политики России:
> обширность географического пространства и неравномерное распределение природных богатств на территории страны
> этноцивилизационное многообразие населения России, включающее более 150 различных народов
> большая протяженность сухопутной и морской государственной границы
> большое количество примыкающих к границам или расположенных рядом плотнозаселённых и имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы во включении отдельных богатых природными ресурсами регионов России в состав своей территории

В результате непродуманных реформ экономический и военный потенциал страны заметно снизился. Происходит её вытеснение на периферию мировой экономики. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило её международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается. Впрочем, в последнее время, с приходом к власти Путина, ситуация начинает постепенно меняться к лучшему.


§2. Современная Россия

В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало её возможностям, её традициям, России придется учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные перспективы формирования полицентризма в мировом геополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях.

Современной России следует избегать негативных аспектов формирования нового мирового порядка, следует научиться использовать благоприятные факторы.

Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета
Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.

Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.

Но уже сегодня можно выделить основные черты этой политики:

1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство достижения политических, экономических и других внешних целей.

2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.

3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы.

4. Внешняя политика должна быть взаимовыгодной.

Всё больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства России выступает в качестве её главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления внешней политики Российского государства.

Важная задача внешней политики России – установление доверительных отношений со странами Запада.

В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает
Европа. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырьё.

Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран
Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может стать партнёром именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.

Уникальное географическое положение России должно быть также использовано к её экономической и политической выгоде. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между
Западом и Востоком.

Внешняя политика в настоящее время должна быть сориентирована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в системе международных отношений, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве. Внешнеполитической стала проблема защиты прав 25 млн. этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах.

Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление целостности Российской
Федерации, а также развитие собственного экономического потенциала. Лишь при выполнении этих условий возможно решение труднейшей задачи — превращения России из униженного и завистливого наблюдателя в самодостаточный и свободный субъект международных отношений.


Вместо заключения

В завершении данной работы хотелось бы привести несколько цитат, пословиц и высказываний, на наш взгляд, относящихся к основному повествованию. Все они способствуют осмыслению написанного и, соответственно, прочитанного и последующим размышлениям о проблемах международного сотрудничества и, в частности, взаимоотношениям между людьми.

«Власть – это плащ, который мы находим слишком широким на чужих плечах и слишком тесным на своих»

Поль Декурсель

«Народ – единственный критик, чьё мнение имеет цену»

Марк Твен

«С миру по нитке – голому рубашка»

«Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и к тебе вернётся назад всё самое лучшее, что есть в мире»

«Политика – это продолжение войны мирными средствами»

«Политик – это человек, который принимает интересы страны за свои или свои – за интересы страны»

«Цивилизация – это переход от культа силы к культуре сотрудничества»

Примечания

-----------------------
[i] Организация безопасности и сотрудничества в Европе
[ii] Организация африканского единства: объединение африканских государств, созданное в 1963 году. Среди целей – укрепление единства и координация действий африканских стран, борьба против колониализма, содействие экономическому развитию стран Африки.
[iii] Организация американских государств: основана в 1948 году. Члены – 24 латиноамериканских государства и США. Под нажимом США в 1962 г. из ОАГ была незаконно исключена Куба. Высший орган ОАГ – ежегодная Генеральная ассамблея министерства иностранных дел. Исполнительный орган – Постоянный совет ОАГ в Вашингтоне.
[iv] Страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках.
[v] Американский дипломат, публицист XX века. В 1952 г. – посол в СССР, в
1961–63 – в Югославии. Профессор Принстонского университета.
[vi] Американский социолог, государственный деятель. C 1977 г. – помощник президента по национальной безопасности.
[vii] Американский социолог и экономист.
[viii] Государственный секретарь США в 1973-77 годах, советник президента по вопросам национальной безопасности в 1969-75 гг. Профессор Гарвардского университета.
[ix] Министр финансов США в 1934-45 гг. В 1951-54 гг. – председатель совета директоров Американской корпорации по развитию и финансированию Израиля.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты