Международные отношения формируют облик нашего мира и его порядка.
Современное мировое сообщество характеризуется растущим единством и
усиливающимся многообразием. Взаимосвязь и взаимозависимость в мире
сочетаются с охраняющимся разнообразием особенностей развития народов.
Развивающиеся в системе международных отношений тенденции демократизации,
гуманизации, демилитаризации, «открытого диалога культур» пока не носят
системного характера, испытывают противодействие, во многом зависят от
поведения и функционирования субъективных факторов.
В условиях мира и социально-культурного обновления международные
отношения всё в большей степени превращаются во взаимоотношения между
народами и людьми. Можно говорить о возникновении уникальной сети мировых
человеческих взаимоотношений, создающей необходимые предпосылки для
реализации насущных проблем.
Таким образом, международные отношения как совокупность интеграционных
связей между государствами, межгосударственными организациями, партиями,
частными лицами разных государств есть та среда, где реализуются принципы
внешней и международной политики.
§2. Теория международных отношений
Путь научного обоснования международных отношений связан с созданием общеметодологических теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и приемы научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных отношений и геополитическая теория.
Заметное место среди теорий международной политики занимает концепция
революционной трансформации мирового порядка, разработанная Марксом,
Энгельсом и Лениным. Для неё характерны:
V классовый подход к анализу мировых проблем
V изучение внешней политики государства в связи с внутренней
V рассмотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в соответствии с закономерностями развития конкретных общественно- экономических формаций
V исследование объективных и субъективных факторов расстановки сил.
Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была
разработана в середине XX века «реалистами» – Джорджем Фростом
Кеннаном[v], 3бигневом Бжезинским[vi], Уолтом Ростоу[vii], Генри
Киссинджером[viii] и другими учёными и политиками.
Признанным авторитетом данного направления стал Генри Моргентау[ix].
Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия сил,
заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не противостоять
этим силам. Согласно Моргентау, «моральные принципы никогда не могут быть
полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно
соответствовать друг другу через неизменно временный баланс интересов и
всегда непрочное урегулирование конфликтов». Международная политика
понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенными
государствами в погоне за превосходством. Из борьбы за власть выводится
«политический детерминизм» мировых процессов.
Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач
международной политики: что движет деятельностью государств на
международной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с
другом. Реалисты считают, что если в политике всегда выражаются
общезначимые или групповые интересы, то в международной политике —
преимущественно национальные интересы. Поэтому в их работах получила
основательную разработку концепция национальных интересов. Национальный
интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров
коренных потребностей национального государства. К постоянным интересам
относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности),
«экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание
экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка),
«интересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие
подчинённую роль или возникающие одновременно.
Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные» интересы следует отметить, что между ними существуют и определенные различия. При некоторых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать.
Борьба за реализацию интересов позволяет державе занять в мире положение, соответствующее её силе.
«Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения НТР с моделями международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным влиянием количественным методов исследований. Представители данного течения сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и создании таких моделей, которые можно было бы анализировать с помощью ЭВМ.
Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Каплан. В русле этого направления сложились школы структурно-функционального и системного анализа внешней политики. Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют политику государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты рассматривают государства как системы, подверженные влиянию извне и изнутри. Были описаны социальные и политико-психологические факторы, действующие на формирование и осуществление внешнеполитического процесса. Это позволило выделить во внешней политике три области:
- бюрократическая сфера с её вниманием к особенностям функционирования действующих в этой сфере организаций;
- специфика принятия решений по вопросам внешней политики государственным руководством
- роль элит и групп давления в формировании внешней политики. Все они объединялись изначально концепцией внутриполитических истоков внешней политики.
Повышенное внимание модернисты уделяют международным организациям, транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений, влияющим на формирование мировой политики.
Если с традиционной точки зрения угроза силой наиболее эффективное средство внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или препятствование развитию процессов взаимной зависимости.
Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и многих других, — в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики.
Таковы основные теории внешней политики, лежащие в основе политической
науки о международных отношениях и внешней политике. Многие из них в той
или иной степени берутся на вооружение политическими деятелями, оказывают
влияние на формирование внешнеполитического курса государств нашей планеты.
Разумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает
монополией на истину в последней инстанции. Однако, взятые вместе, они с
разных сторон и по-разному проливают свет на сложный и противоречивый мир
внешней политики.
Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют
друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня —
мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных
отношений.
§3. Основные признаки международных организаций
Цель создания любой международной организации – объединение усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами-членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.
Любая организация должна обладать, по крайней мере, четырьмя
признаками.
V Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, то есть не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.
V Кроме того, любая международная организация создается на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций становятся и межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.
V Каждой международной организации важно иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.
V Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия, а также имеет самостоятельные международные права и обязанности, то есть обладает автономной волей отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может самостоятельно избирать средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами-членами.
Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками, по праву считается международной межправительственной организацией.
Но как уже было сказано, в современном мире существует и другой тип международных организаций, это международные неправительственные организации(МНПО), то есть любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации, создающиеся на основе учредительного акта, должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Подобные организации возникли в начале XIX века, в настоящее время их насчитывается около 8000. МНПО играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. В ряде областей они могут быть лидерами: например, комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.
Однако, несмотря на некое различие между международными межправительственными и неправительственными организациями, они активно сотрудничают. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО.
Международные организации любого вида признаны решать различные проблемы в сферах своей деятельности. Для решения политических, экономических, военных и иных проблем в настоящее время созывается ежегодно около 1000 международных конференций. Как институт международных отношений они появились во второй половине XIX века. По мнению специалистов, в середине XXI века ежегодно будет проходить примерно 50000 международных конференций в год. Международные конференции не являются международными организациями, а чаще их называют многосторонней или парламентской дипломатией.