Понятие мировой политики и международных отношенияй
p> Самую значительную роль в системе международных отношений играет
Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в поддержании мира и безопасности, содействии экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности.
Ни одно крупное событие в мире не остаётся вне поля зрения Организации
Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:
— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)
— МОТ (Международная Ассоциация Труда)
— МВФ (Международный Валютный Фонд)
— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки)
— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии)
— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию)
— Международный суд

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, цель которых – получение прибыли. Они действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами. ТНК, по выбранному в ООН определению, – предприятия имеющие (вне зависимости от страны их происхождения и формы собственности на них (частная, государственная, смешанная)), определение в двух или более странах.
Функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющих проводить согласованную политику и общую стратегию. Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом. Но всё же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию.
Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство — единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну.
Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире. Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Ещё недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет её могущество и соответствующее положение на международной арене.
Реальное положение государства определяется более широкими показателями, такими как величина территории, природные и людские ресурсы, структура национальной экономики, объём и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.


§4. Геополитика

При изучении мировой политики и международных отношений в рамках политической науки особо важная роль отводится такому её направлению как геополитика. Введение в научный оборот самого термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р.
Челлена (1846–1922). Он характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве».

Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются американский военно-морской историк и теоретик Алфред Тайер Мэхен
(1840–1914), британский географ и политик Маккиндер, британский географ
Фейргрив, американский исследователь международных отношений Спайкмен, германский социолог Карл Хаусхофер (1869–1946).

В их трактовке центральное место в детерминации международной политики того или иного государства отводилась его географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала.

Предмет исследования геополитики – глобальные и национальные интересы, приоритеты и методы внешней политики государств как субъектов международных отношений и мировой политики.

Современная геополитика представляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее факторов. Основной объект геополитических исследований – географическая среда страны, которая характеризуется:

V рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве

V типом и формой государственных границ

V состоянием окружающей среды

V наличием природных ресурсов.

Географическая среда рассматривается в тесной взаимосвязи с такими важнейшими факторами внешней политики, как политическая система, социально- демографическая структура общества, экономика, военная мощь.

При изучении географической среды в рассматриваемой науке делается акцент прежде всего на исследовании фундаментальных качеств пространства. В связи с этим особое значение имеет такое понятие, как территориальность.
Величина территории, которую занимает то или иное государство на планете, является одним из важнейших показателей, во многом определяющим место страны в иерархии международных отношений, её политику на мировой арене и национальные геополитические интересы. Размер сухопутной территории государства в геополитике всегда сопряжен с численность населения страны.
Это сопряжение фиксируется еще одним важным геополитическим показателем – плотностью населения, то есть числом жителей на 1 км2. Государства-гиганты
(такие как Россия, Китай, США, Индия), имеющие высокую или относительно высокую плотность населения, как правило, имеют значительный вес в мировой политике и глобальном развитии.

Существуют также государства с достаточной большой территорией и весьма малой плотностью населения, что в определенной степени ограничивает их возможности претендовать на роль мировых лидеров. К таким странам можно отнести Канаду и Австралию.

Важным элементом государственной территории являются водные пространства, которые делятся на внутренние (водные пути, моря, морские порта, рейды, бухты и т.п., расположенные в пределах государственных границ) и территориальные. Внутренние водные пути во многих случаях выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним проходят важные транспортные коммуникации, вдоль них располагаются города, в том числе и крупные, формируются экономические районы, проживает значительная часть населения страны. Внутренние воды играют роль естественных преград при обороне государства.

Территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и мировой системе морских коммуникаций.

Воздушное пространство играет важную роль в аспекте транспортных коммуникаций и обороны страны.

Существенную роль в геополитических исследованиях играет категория
«граница». В политическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Граница определяет ареал формирования национального самосознания и идентичности.
Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитета в международном сообществе.

Границы подразделяются на естественные и искусственные. Под естественными границами (моря и океаны, реки и горные цепи) понимают созданные природой рубежи и преграды, которые используются для отделения территории одного государства от другого или от открытого моря.
Искусственные границы обустраиваются людьми с помощью специальных инженерных сооружений.

Современная геополитическая теория в наши дни ищет ответ на вопрос, связанный с адекватной оценкой силовых соотношений между государствами современного мира. Эта проблема тесно связана с определением баланса сил в международном сообществе, которое является исторической категорией и во многом определяет глобальное развитие всего человечества и отдельных регионов на нашей планете.


Глава II


Международные отношения


§1. Понятие международных отношений

Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Международные отношения прошли длительный исторический путь и только в
Новейшее время стали подлинно всемирными. В основе этого развития – поступательное развитие производительных сил и их интернационализация; мощные интеграционные тенденции и процессы в социально-экономической, научно-технической, информационной и других сферах; выход на мировую арену на рубеже третьего тысячелетия многих государств, остро нуждающихся в координации усилий при решении глобальных и национальных проблем; невиданное расширение связей и контактов между людьми во всём мире.

Международные отношения и внутренняя политика государств находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. С одной стороны, международные отношения во многом отражают и выражают внутреннюю политику ведущих держав в ту или иную историческую эпоху; а с другой стороны – любое государство вынуждено учитывать сложившиеся мировые реалии взаимоотношений, нормы и принципы международного права, «правила мировой политической игры». Иначе говоря, речь идет о тесной взаимосвязи и взаимодействии внутренних и внешних факторов развития государства. Степень воздействия тех или других на формирование внешней политики зависит в каждом отдельном случае от конкретно-исторических обстоятельств.

Следует признать, что внешние факторы оказывают возрастающее влияние на отношения внутри любой страны. Это связано с обострением экологических и сырьевых проблем, с нарушением социального равновесия и серьезными конфликтами в различных регионах мира, с увеличением ответственности мирового сообщества за бедственное положение слаборазвитых стран, с невозможностью для одной страны справиться с последствиями природных катаклизмов, а главное, с возрастающей взаимозависимостью государств – членов мирового сообщества.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты