Пути развития России
Оглавление
Пути дальнейшего развития России. 2
Новые элементы во внешнеполитическом положении России 2
Проблемы и перспективы. 7
Политика в отношении стран бывшего СССР 8
Политика в отношении внешнего мира 12
Организационные меры 14
Возможные прогнозы на будущее и будущий президент России. 17
Каких политических взглядов должен придерживаться будущий президент
России 19
Литература 23
Пути дальнейшего развития России.
Перемены во внешнеполитическом курсе России, происшедшие с конца
1992 года, сделали его гораздо более взвешенным и выдержанным, несколько
ослабили, но не смогли полностью предотвратить эту реакцию. Множатся
признаки того, что маятник российского общественного мнения и российской
политики уже проходит "золотую середину" и движется в сторону политики
потенциально гораздо более опасной, чем та, которая проводилась в 1991-1992
годах.
Это объясняется не только событиями и ошибками прошлого. В России существуют и действуют силы, стремящиеся спровоцировать кризис в отношениях с внешним миром, вновь создать враждебное окружение, без которого они не могут и мечтать о приходе к власти.
Проявившиеся в последнее время более твердый тон и более определенные позиции во внешней политике Москвы ведут к формированию нормального, более равноправного и уважительного характера отношений с ведущими державами. Однако нельзя не замечать и возрождения и усиления ксенофобии.
Новые элементы во внешнеполитическом положении России
1.1. Во внешней политике России наметился переход от прежнего
одностороннего равнения на Запад к отстаиванию реальных национальных
интересов. Однако в последнее время он сопровождается великодержавной
риторикой высоких должностных лиц, рассчитанной, в первую очередь, на
внутреннее потребление. Не подкрепленная реальными экономическими,
политическими и военными рычагами, эта риторика способна лишь обострить
подозрения в "имперском реванше" России как в ближнем, так и в дальнем
зарубежье. Налицо опасность того, что от прежней политики безусловного
равнения на Запад и пренебрежения отношениями с соседями по бывшему СССР
Россия может начать двигаться к политике политического противостояния и
подозрительности с одной стороны, и высокомерия силы — с другой.
1.2. Во внешнем мире, безусловно, нарастает подозрительность к
России, но одновременно проявляется падение интереса к ней, заметно немало
признаков неуважения российских интересов.
Главная причина заключается в прогрессирующем ослаблении российской
экономики, отсутствии сильной экономической стратегии, способной вывести
страну из кризиса, начать экономический подъем. Россия относительно слаба.
Но самое главное — пока не видно близких перспектив ее стабилизации и
усиления.
На Западе опасаются возрождения российского экспансионизма. Многие
не хотят даже частичного восстановления влияния Москвы в мировой политике.
Следует отметить и заинтересованность многих во внешнем мире в сохранении
на территории бывшего СССР неподвластных влиянию России стратегических
противовесов.
1.3. Существуют и чисто внутренние для Запада причины начавшегося
сдвига в отношениях с Россией. Западная Европа временно в значительной
степени утратила способность к активной деятельности вовне из-за пост-
маастрихтских трудностей, сконцентрированности Германии на "переваривании"
восточных земель, экономического спада, очередного приступа
"европессимизма". Нарастает стремление отгородиться от проблем, решение
которых требует политической воли и экономических затрат. Сходные процессы,
ориентация прежде всего на внутренние дела развиваются и в США, хотя и в
менее выраженной форме. Запад продемонстрировал свою неспособность ни
серьезно помогать российским реформам, ни эффективно содействовать России в
предотвращении и урегулировании кризисов на постсоветском пространстве.
(Ограниченное содействие и в первом, и во втором случае, впрочем,
оказывается).
Неизбежная эрозия структур безопасности, созданных в годы "холодной
войны" и для ведения "холодной войны", порождает страхи у части
традиционных западных элит, желание замедлить или повернуть вспять эти
процессы, в том числе, с помощью "организующего фактора" — возрождения
представления о внешней, то есть российской, угрозе. На Западе, как и в
России, есть силы, желающие, чтобы мы "сорвались" и спровоцировали начало
новой "холодной войны".
1.4. При этом ни в России, ни на Западе силы, желающие возврата к
"холодной войне", не преобладают.
Более того, неоднократно проводившийся анализ, в том числе под эгидой СВОП, показывает, что противоречия между первостепенными жизненными интересами России и крупнейших стран Запада невелики. В большинстве своем они совпадают или не противоречат друг другу. Противоречия возникают лишь в связи с реализацией явно второстепенных интересов. Таким образом, глубинной основы для обострения отношений нет.
1.5. И тем не менее мы стоим перед возможностью такого обострения отношений, которое ознаменует начало третьей — "фарсовой" — "холодной войны" (первая — 50-60-е годы, вторая — начало 80-х гг.). Она не может быть ни глубокой, ни острой. Но России в ее нынешнем перенапряжении и слабости новая конфронтация с Западом будет стоить крайне дорого, может сорвать экономические реформы. Это, и лишь в лучшем случае, приведет к стагнации и значительному ухудшению общих условий существования россиян как минимум на срок жизни одного поколения, к затруднению процессов интеграции на территории бывшего СССР. Более того в случае обострения конфронтации Запад может попытаться воссоздать систему военно-политической изоляции России еще больше уменьшающей ее возможность влиять на внешний мир, отстаивать в нем свои интересы. Не исключено, что у Запада есть и возможности содействовать ее внутренней дестабилизации.
Новая изоляция будет гораздо более невыгодной, чем та, в которой
СССР жил в годы первой "холодной войны".
1.6. Даже без серьезного обострения отношений существует реальная
угроза качественного и долговременного усиления геостратегической изоляции
России и ослабления ее международных позиций особенно в случае решения о
расширении НАТО, которое исключало бы Россию.
1.7. Россия вырвалась из конфронтации. У нее в обозримой перспективе нет врагов и это — гигантский плюс ее нынешнего геостратегического положения. Но достаточно очевидно, что надежды на быстрое обретение новых союзников, в первую очередь на Западе, пока не оправдываются. Не удается создать новую эффективную систему безопасности, которая сменила бы разрушающуюся двухблоковую и в которой Россия могла бы чувствовать себя хотя бы относительно комфортно. По крайней мере на ближайшие годы Россия будет вынуждена жить без явных союзников, в геостратегическом отношении находится во "взвешенном" состоянии.
1.8. Качественно новая ситуация складывается в большинстве стран
"ближнего зарубежья". Нарастают настроения в пользу интеграции.
Одновременно, на смену тенденции к укреплению независимой государственности
приходит новая тенденция — большинство государств слабеет. Идет
неостановимый экономический спад. Многие государства уже дестабилизированы
(Закавказье, Таджикистан); другие продвигаются в этом же направлении. Явным
исключением являются лишь страны Балтии, а также (в силу других причин) —
Туркменистан. Можно сделать предварительный вывод, что многие, если не
большинство стран, образовавшихся после распада СССР, доказывают свою
нежизнеспособность как полностью независимые государства вне теснейшего
сотрудничества с Россией и опоре на нее и друг на друга.
1.9. Причин этому немало. Новая структура цен, при которой Россия в
значительной степени перестала играть роль экономического донора, привела к
резкому перераспределению ресурсов между бывшими советскими республиками.
Маленькие страны в относительно большей степени страдают от разрыва
традиционных экономических связей. Все они испытывают в большинстве случаев
невосполнимый даже в среднесрочной перспективе дефицит специалистов,
способных адаптироваться к новым экономическим условиям, управлять на
макроэкономическом уровне, проводить реформы. В большинстве стран СНГ
рыночные реформы практически не проводятся. Все это не только ведет к
прогрессирующему отставанию от России, но и к разновекторному развитию.
Бывшие страны СССР (кроме Балтии и Туркменистана) не только становятся все
беднее по сравнению с Россией. Нарастают различия в структурах их хозяйств.
1.10. Особую тревогу внушает положение на Украине. Там идет быстрый
развал экономики, отсутствуют консолидированная политическая воля,
минимальное согласие и, возможно, способность к решительным реформам,
нищает население. Далеко зашли дезинтеграционные процессы. Уже в ближайшие
год-три Украина может столкнуться с социальными взрывами, началом
политической дезинтеграции. Среди населения, особенно в южных, восточных и
центральных областях нарастают настроения в пользу объединения с Россией,
недоверие и неприятие политики, ассоциирующейся с Западной Украиной.
Большинство элит, вместе с тем, хотело бы сохранения какого-то уровня
государственной независимости. В обозримом будущем возможны призывы к
воссоединению со стороны отдельных регионов или областей, которые могут
спровоцировать внутренние столкновения. Нарастает поток нелегальных
эмигрантов в Россию. Опасно слабеет управляемость украинскими вооруженными
силами.
1.11. Ситуация на Украине ( но не сама Украина) представляет ныне наиболее серьезный долгосрочный внешний вызов безопасности и внутренней стабильности России. Деградация экономики, внутренние конфликты угрожают массовой миграцией, технотронными катастрофами, утратой контроля над ядерным оружием, над арсеналами обычных вооружений.
1.12. На фоне ослабления соседних государств в российском
общественном мнении и в политических кругах наряду с общим ростом
национализма наблюдается нарастание ощущения мнимого всемогущества России.
Это ощущение крайне опасно. Оно может привести к втягиванию России в
значительное число конфликтов, направленных на поддержку стабильности в тех
или иных странах или регионах или на поддержку воссоединительных процессов.
Между тем у России для этого нет ни социального, ни военного, ни
экономического потенциала. Россия сама находиться в критическом
экономическом положении. Быстрое перенапряжение сил почти неизбежно, а с
ним — усиление социальной нестабильности, возобновление дезинтеграционных
тенденций. Россия может очень быстро пойти по пути СССР и развалиться из-за
перенапряжения и недостатка ресурсов.
1.13. Вместе с тем опыт последних лет доказал, что предлагавшееся
радикал-демократами полное отделение от республик бывшего СССР невозможно.
Не представляется возможным и эффективное регулирование традиционными
методами международной дипломатии комплекса проблем, возникающих на
территории бывшего СССР: социально-политических конфликтов; правового и
экономического положения почти 70 миллионов человек, живущих вне пределов
своих национальных отечеств; экономического развития; границ. Интеграция со
многими государствами бывшего СССР в стратегической перспективе почти
неизбежна. Иного выхода просто нет. Вопрос лишь о ее формах и условиях.
1.14. Никакая, даже самая элементарная стратегия защиты и продвижения интересов страны на внешней арене не может быть претворена в жизнь при нынешнем состоянии органов, призванных вырабатывать и претворять в жизнь эту стратегию. Налицо ослабляющая внешнеполитические позиции страны, а зачастую и позорящая ее многоголосица, когда каждый чиновник позволяет себе иметь свою собственную политику. Это один из крупнейших вызовов, с которыми сталкивается внешняя политика страны. Не завершена реформа всей исполнительной власти. Возможности президентского аппарата все еще не соответствуют конституционным прерогативам Президента.