Пути развития России
p> 5.1.5. Целесообразно создание специального подразделения в аппарате
Президента, которое занималось бы государственной информационной деятельностью по вопросам внешней политики при самой жесткой координации с
МИД.

5.2. Должны быть приняты специальные меры организационного, а также материального и морального характера по спасению и укреплению кадрового корпуса дипломатического ведомства, офицерского корпуса силовых министерств, чья роль на нынешнем этапе нашей истории будет неизбежно возрастать не только с точки зрения поддержания внутренней стабильности, но и проведения политики предотвращения и регулирования кризисов в ряде регионов бывшего СССР, сбора адекватной информации, обеспечения политических и экономических интересов России.

5.3. Учитывая возрастание политического влияния вооруженных сил в современной политической жизни России, государственному руководству и прежде всего самому Министерству обороны, руководству других силовых министерств следовало бы не только содействовать развитию гражданского контроля над вооруженными силами, но и разработать и претворить в жизнь программу интеграции офицерского корпуса в гражданское общество. Необходима и разработка комплексной программы повышения социального статуса и престижа воинской службы. Сближение с офицерским корпусом, его поддержка — задача и новых элит, прежде всего предпринимателей, заинтересованных в стабильном развитии страны.

Возможные прогнозы на будущее и будущий президент России.

1. Состояние массового сознания российского общества отличается крайней противоречивостью, сегментацией, идейно-политической пестротой. Для него характерны различные проявления и тенденции, две из которых являются основными: демократическая и авторитарная. Социальные основания этих тенденций имеют довольно сложную структуру. Помимо относительно устойчивого
«ядра» как демократическая, так и авторитарная тенденции могут опираться на одинаковые, причем весьма значительные слои населения, которые по одним вопросам занимают демократическую позицию, а по другим - выглядят как приверженцы авторитаристских устремлений. Такая, казалось бы, парадоксальная ситуация является вполне закономерным выражением социально- экономических и политических процессов, характерных для общества переходного, трансформационного типа.

2. Авторитарные тенденции порождены во многом социальным расслоением российского общества, угрозами, проистекающими из экономической и политической нестабильности, затянувшимся поиском выхода страны из кризиса.
Признаки авторитарных настроений в разной степени прослеживаются как в тех слоях общества, которые больше других выиграли от реформ так и в тех, материальное положение которых заметно ухудшилось. Наиболее демократически ориентированным выглядит социальный слой, благосостояние которого возросло при одновременной утрате ощущения уверенности в завтрашнем дне, то есть речь идет о людях, воспринимающих перемены в обществе как сочетание возросших потребностей с ростом возможностей реализации этих потребностей.

3. Несоторые весьма распространенных мифов (стереотипов) о характере сознания российского общества не выдерживают критики:

. об исключительно патерналистском характере сознания и ценностей россиян, несовместимых с рыночным типом хозяйствования;

. о подавляющем господстве уравнительного подхода к проблеме социальной дифференциации, нежелании россиян жить в условиях общества с имущественным расслоением;

. о глубоком кризисе ценностей россиян в условиях рыночной трансформации, влекущем за собой как моральную деградацию общества, так и утрату национальной самобытности.

В настоящее время в российском обществе существует два основных типа ценностных установок: ценности, в основе которых лежат ориентации уравнительного характера, и ценности, где главное - ориентация на общество равных возможностей. В целом первая ориентация распространена заметно меньше, чем вторая. Основную значимость для большинства опрошенных имеют ценности приватной жизни и возможность самореализации.

Политическое будущее России очень неопределенно. Рассмотрим несколько вариантов сценарив.[1] а) так и останется. Ситуация, похоже, стабильна. За 10 лет массовых беспорядков не началось.

Еще через 10 лет народ привыкнет. Латиноамериканский вариант.
Добываемого сырья хватит на разворовывание элитой, а уровень жизни рядовых людей будет близок к нулю. "Средний класс" будет развиваться по пилообразной кривой - сначала очень и очень медленно расти, в основном за счет увеличения (медленного) присутствия иностранного предпринимательства.
Неизбежные же раз во сколько-то лет обвальные кризисы (обвал очередной схемы воровства) будут напротив, отпугивать иностранцев. б) при наличии сильной личности (пока ее нет) - возврат к авторитаризму в полный рост. Совершенно не факт, что это сильно облегчит жизнь массам (в Белоруссии не облегчило) - хотя и накинет узду на элиту
(которая, возможно, будет истреблена и заменена на новую, послушную. Опять же не факт, что это улучшит жизнь масс).

Продлится это может в течение жизни этой личности - а потом примерно то же самое, что описано выше. в) наилучший вариант - что-то посередине. Возврат к авторитаризму в какой-то степени, некоторое обуздание аппетитов элиты, призванное решить 2 главных проблемы - низкий уровень жизни народа и слабость непаразитического предпринимательства. Опять же нужна личность. Она запросто может скатится на вариант б) - ничто этому не препятствует. г) если сильной личностью окажется региональный лидер - он может пойти на развал страны как единого целого (что радостно поддержит - возможно, даже в военном плане - весь остальной мир).

Далее каждая из частей страны пойдет по пути а), б), или в).


Каких политических взглядов должен придерживаться будущий президент России

В январе РОМИР провел исследование по всероссийской репрезентативной выборке (N=2000) в 41 субъекте Российской Федерации (207 точек опроса). В ходе исследования россиянам был задан вопрос, сторонником каких политических взглядов должен быть следующий Президент РФ. На вопрос было возможно несколько ответов.

В целом, исследования, которые были раньше проведены РОМИР по сходной тематике, показали, что личные качества политиков оказывают большее влияние на принятие электорального решения большинства россиян, чем знакомство с их политическими программами. Несмотря на то, что в последнее время усиливается тенденция повышения внимания к политическим взглядам кандидатов в Президенты, 20,3% опрошенных россиян заявили, что приверженность будущего
Президента России определенным политическим взглядам не имеет для них никакого значения. Кстати, именно такой подход россиян и обеспечил успех на
Парламентских выборах "Единству" - партии, вообще лишенной внятной идеологии, во главе которой стояли популярные личности. Интересно также, что 18,7% граждан России полагают, что новый Президент должен быть приверженцем правых взглядов - то есть либералом или демократом. 14% россиян считает, что новый лидер государства должен быть крайне левых политических взглядов, т.е. коммунистом. 9,9% россиян хотели бы видеть нового Президента сторонником умеренно левых взглядов - то есть социалистом. Примерно столько же респондентов предпочли бы, чтобы новый руководитель страны придерживался центристской идеологии. Сторонников монархии на сегодняшний день в России почти нет. 8,1% граждан сообщили, что у Президента России вообще не должно быть никаких выраженных политических взглядов. Затруднились с ответом 19% россиян.

Таким образом, если рассматривать тех, кто имеет определенное мнение относительно предпочтительных взглядов будущего Президента, получается, что примерно равное число россиян являются приверженцами Президента, который в той или иной степени является сторонником демократических взглядов
(либерал, центрист) и человека с социалистическими взглядами (коммунист, социалист). В этой ситуации преимущественно при совершении выбора граждане в любой ситуации будут руководствоваться прежде всего эмоциональным впечатлением от кандидата.

Тем не менее, полезно проследить предпочтения населения в различных группах населения. Среди тех, кто считает, что следующий российский
Президент должен быть крайне левых политических взглядов, преобладают женщины (59,4% к 40,6% - мужчины), то же характерно и для умеренных левых взглядов (61,4% - женщины). Женщины преобладают и среди тех, кто считает, что Президент должен придерживаться правых взглядов (56,2% к 43,8%) тех, для кого взгляды лидера государства не имеют значения ( 57,6% к 42,4%) и считающих, что Президент не должен быть сторонником определенной идеологии
(57,7%). Во взглядах на центризм мужчины и женщины распределились примерно одинаково. Среди затруднившихся с ответом - большинство составляют женщины
(72,3%).

Если рассматривать различные возрастные группы, то сторонником крайне левых политических взглядов будущего Президента хотели бы видеть преимущественно люди старшего возраста. Меньше всего Президента-коммуниста хотела бы видеть молодежь и люди 30-39 лет (11%). В целом, чем старше возрастная группа, тем более проявляются симпатии к крайне левым политическим взглядам. Умеренно левого Президента хотели бы видеть также люди старшего возраста (26,7%) и 40-49 лет (22,4%). Среди молодежи и лиц 30-
39 лет также существуют определенные симпатии к социалистам (17,1%).
Президента с правыми взглядами, либерала или демократа хотели бы преимущественно видеть молодые люди (30,2%) и люди 30-39 лет (24,4%).
Меньше всего сторонников демократического Президента среди людей 50-59 лет
(12,2%) и 60+(14,6%). Центристом Президента преимущественно хотели бы видеть люди 30-39 лет (25%), а также примерно в равной степени 40-49 лет
(21,8%), молодежь и лица старшего возраста (18,6%). Не имеет значения идеология Президента для людей старшего возраста (26,7%) и 40-49 лет
(21,9%). В несколько меньшей степени это характерно для остальных возрастных категорий. Те же группы людей преимущественно полагают, что
Президент не должен быть приверженцем каких-либо политических взглядов, больше всего их и среди затруднившихся с ответом. Таким образом, наиболее компромиссна для различных возрастных групп фигура Президента-центриста, старшая возрастная группа тяготеет к коммунистической и социалистической идеологии, а для молодежи и лиц среднего возраста большее значение имеют либеральные, демократические ценности.

По уровню образования вполне очевидно просматривается тенденция
"поправения" электората с ростом уровня образования. Так большинство лиц с начальным и ниже уровнем образования, определившихся со своими предпочтениями (19,2%), считают, что новый российский Президент должен быть крайне левым, еще 6,2% представителей этой группы хотели бы видеть нового лидера социалистом. В группе с неполным средним образованием большинство
(20,3%) также тяготеют к Президенту с крайне левыми политическими взглядами, а 13,8% хотели бы видеть нового Президента социалистом.
Коммунистом нового Президента хотели бы видеть также 22,4% лиц с полным средним образованием, 26,7% - со средним специальным и 11,4% - с высшим образованием. Социалиста хотели бы видеть 26,7% граждан с полным средним образованием, 37, 1% лиц со средним специальным образованием и 16,2% граждан с высшим образованием. Либерала, демократа во главе страны хотели бы видеть преимущественно люди с полным средним, средним специальным и высшим образованием (28,6%, 35,3% и 25,7% соответственно). Человека с центристскими взглядами хотели бы видеть будущим Президентом России также люди с указанным выше образовательным уровнем: 26,1%, 29,3% и 30,3% соответственно. Не имеет значения политическая приверженность кандидата для
8% лиц с образованием начальным и ниже, для 16,2% граждан с неполным средним образованием, 28% лиц с полным средним образованием, 24,7% - со средним специальным образованием и 16% - с высшим. Считают, что у
Президента не должно быть никаких идеологических предпочтений, 4,8% лиц с образованием начальным и ниже, для 13,7% граждан с неполным средним образованием, 26,8% лиц с полным средним образованием, 31,5% - со средним специальным образованием и 23,2% - с высшим. Больше всего затруднившихся с ответом - среди лиц с полным средним образованием (28%), а меньше всего - среди граждан с высшим образованием (11,1%).

Если рассматривать политические ожидания россиян относительно нового
Президента с точки зрения доходов, то менее всего Президента-коммуниста и социалиста совсем не хотели бы видеть люди с высоким уровнем дохода (от
5.000 рублей в месяц), а также отказавшиеся назвать свой доход. Коммуниста предпочли бы видеть в качестве Президента люди с доходом от 401 до 800 рублей в месяц и от 801 до 1.500 рублей (30,2%). Президента-социалиста хотели бы видеть в России люди с доходом от 401 до 800 рублей в месяц
(18,1%), 801 до 1.500 рублей (25,7%) и от 1.501 до 3.500 рублей (29%). К таким Президентам объективно тяготеет и низкодоходная группа (12,1% и 10%) соответственно. Либерала, демократа в качестве Президента также преимущественно хотела бы видеть группа 801 до 1.500 рублей (23,6%) и от
1.501 до 3.500 рублей (28,4%), а также люди с доходом от 401 до 800 рублей в месяц (13,8%) и от 3.501 до 5.000 рублей (8,2%). Центристом Президента хотели бы видеть группа 801 до 1.500 рублей (25,5%) и от 1.501 до 3.500 рублей (27,7%), а также люди с доходом от 401 до 800 рублей в месяц (15,4%) и от 3.501 до 5.000 рублей (12,2%). Практически нет тех, для кого политические пристрасти Президента не имеют значения, и тех, кто полагает, что у Президента не должно быть политической ориентации, среди высокодоходной группы, мало их и среди отказавшихся назвать свой доход и затруднившихся с его определением. Самое большое количество тех, для кого не имеет значения политическая позиция нового Президента, в группе от 801 до 1.500 рублей (29,7%) и (24,7%) и от 1.501 до 3.000 рублей (20%). В тех же группах наиболее высок показатель тех, кто полагает, что у Президента не должно быть политической ориентации. Затруднившихся больше всего в группе от 401 до 800 рублей (30,5%) и в группе от 801 до 1.500 рублей (23,3%), а меньше всего в высокодоходной категории.

Данное исследование еще раз подтверждает, что в современной России сосуществуют различные системы ценностей. Это особенно очевидно на примере политических ценностей различных групп россиян. Так для лиц старшей возрастной категории, преимущественно с низкими и средними доходами, низким уровнем образования важны ценности уже ушедшего политического периода, предпочтения отдаются коммунистической и социалистической идеологии.
Молодежь и лица 30-39 лет более тяготеют к ценностям демократии, либерализма и для них важно, чтобы следующий Президент был приверженцем именно этих политических ценностей.

Литература

1. Г.А. Белов. Политология - М.: ЧеРо, 1998

2. К.С. Гаджиев. Политическая наука – М.: Международные отношения, 1996

3. Р.Т. Мухаев. Основы политологии М.: Новая школа, 1996.

4. Политология. Учебное пособие – СПб: Бизнес-Пресса, 1998

5. Политология, М. Н. Марченко. М., «Зерцало», 1997.

6. Политология, В. А. Мельник. Минск, «Вышэйшая школа», 1996.

7. Политология, Л. В. Сморгунов, В. А. Семенов. С.-П., 1996.

8. Политология, Г. А. Белов. М., «ЧеРо», 1997.

9. Пресс-релиз Московского Центра Карнеги. - 2001. - 4 января.

10. ФОМ-ИНФО. - 2000. - # 4 (249). - 28 янв. - С. 3.

11. ВЦИОМ, 19-22 ноября 1999 г. (Полит.Ру. - 1999. - 30 нояб.).

-----------------------

[1] Будущее России – Караганов, Washington post. 2-2001



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты