Регионы Европы
Реферат по дисциплине «Регионоведение»
На тему «Европейские регионы »
Выполнила студентка 4-го курса
Группы 45-РА,
Калмыкова Т.Г.
Оглавление.
Введение
Европейский Союз и регионы Европы.
V Страны-члены Европейского Союза.
V Хозяйственный потенциал и уровни развития регионов Европы.
V Бюджет, налоги, финансы регионов Европы.
V Децентрализация.
V Солидарность в защите интересов регионов Европы.
V Межрегиональное экономическое сотрудничество.
Регионы в системе европейской интеграции.
V Обзор этапов, условий и причин интеграции.
V Интеграция в регионах Европы.
V Совместные позиции по основным проблемам интеграции.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕС
V Политические задачи.
V Политические принципы.
V Структура управления.
V Политические инструменты.
V Пространственный аспект.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.
V Цели и принципы региональной политики.
V Структура управления.
V Политические инструменты.
V Пространственный аспект.
Заключение.
Введение.
В последнее время регионализм все заметнее обращает на себя внимание. В
Европе он имеет достаточно заметный генетический фон и как явление
заслуживает внимательного анализа.
В своем реферате я хочу рассмотреть общее состояние регионов Европы,
интеграционные процессы, представить обзор европейской региональной
политики в двух различных политических областях: в странах ЕС, и на
общеевропейском уровне. В данном аспекте моей целью является извлечение
уроков, которые могут оказаться полезными для России, в четырех основных
аспектах - цели и основные принципы региональной политики; оптимальные
управленческие структуры для осуществления региональной политики; наиболее
подходящие политические инструменты; и пространственный аспект политики.
Так же я бы хотела проанализировать связь внутри регионов Европы и
межрегиональное экономическое сотрудничество.
Главное сейчас - постоянное и квалифицированное внимание к региональной тематике в России. В свою очередь, изучение зарубежного опыта в этой области позволит не только воспринять в данной сфере все лучшее и выверенное жизнью, но и уберечься от ошибок.
Европейский Союз и регионы европы.
Страны-члены Европейского Союза.
[pic]
|Страна |Площадь |Населен|Год |
| |(кв. км) |ие |вступлени|
| | |(тыс. |я в ЕС |
| | |чел.) | |
|Австрия |83.900 |8 047 |1995 |
|Бельгия |30.500 |10 137 |1951 |
|Дания |43.100 |5 228 |1973 |
|Германия |356.900 |81 661 |1951 |
|Греция |132.000 |10 454 |1981 |
|Ирландия |70.300 |3 598 |1973 |
|Испания |504.800 |39 210 |1986 |
|Италия |301.300 |57 301 |1951 |
|Люксембург |2.600 |410 |1951 |
|Нидерланды |41.200 |15 459 |1951 |
|Португалия |92.400 |9 917 |1986 |
|Соединенное |244.100 |58 606 |1973 |
|Королевство | | | |
|Финляндия |337.100 |5 108 |1995 |
|Франция |544.000 |58 198 |1951 |
|Швеция |450.000 |8 827 |1995 |
Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза.
Создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.
Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по вопросам безопасности.
Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов:
- Европейская Комиссия
- Совет министров
- Европейский Парламент
- Суд
- Счетная палата
Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза.
Председатель и 19 членов Европейской Комиссии контролируют выполнение
Европейских Договоров. Европейская Комиссия выполняет решения Совета
Министров и обладает правом инициативы по подготовке и выдвижению
проектов общих законодательных актов. Комиссия имеет исполнительный
аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами
Европейского Союза, в частности программой Тасис.
Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и
возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный
Директорат).
Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд.
Совет Министров, состоящий из пятнадцати глав государств и правительств стран-членов ЕС является основным органом принятия решений. Он выдвигает широкие политические инициативы и определяет основные направления политики. В зависимости от обсуждаемых вопросов, Совет состоит из тех министров стран-членов, которые отвечают за данную область.
В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают либо отвергают их путем голосования. Решения в Совете принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством, и они не могут быть отменены. В Совете министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого из государств-членов поочередно занимает пост председателя в течение шести месяцев.
Европейский Парламент является собранием из 626 депутатов, напрямую
избираемых гражданами стран-членов. Депутаты изучают законопроекты и
утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по
конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской
Комиссии.
Депутаты изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Депутаты также самостоятельно поднимают вопросы, касающиеся России, в частности в таких сферах, как приграничное сотрудничество и инициативы по укреплению прав человека и демократии, взаимодействие в области высшего образования, а также в рамках проектов по охране окружающей среды и содействию свободе печати.
Парламент обладает правом роспуска Европейской Комиссии (которым, впрочем, он никогда не пользовался). Одобрение Парламента требуется и при принятии в Сообщество новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.
Европейский суд проводит свои заседания в Люксембурге и является
судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует разногласия между
государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским
Союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими
лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения по
международным соглашениям; он также выносит предварительные постановления
по делам, переданным ему национальными судами, впрочем, не имеющие
юридической силы. Разумеется, под его юрисдикцию не попадают области, не
охваченные договорами ЕС, например, уголовное право. Суд состоит из 15
судей, по одному от каждого из государств-членов. Они назначаются на
шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется
половина состава судей.
Счетная палата начала работу в 1977 году с целью проверки всех расходов
ЕС или созданных им институтов. Она состоит из 15 членов, избираемых на
шесть лет и полностью независимых в своей деятельности.
Хозяйственный потенциал и уровни развития регионов Европы.
Общим для регионов Европы является то, что они крайне разные, как, соответственно, и их ресурсно-хозяйственные потенциалы. Даже в пределах одной страны, не говоря уже о континенте в целом, их отличают своя география, природа, величина и плотность населения и, наконец, хозяйственная специализация и уровни экономического развития.
Так, в географическом отношении здесь соседствуют арктические и
субтропические зоны, не говоря уже о тропических заморских департаментах
ряда стран. По рельефу высокогорные регионы соседствуют с низменными
равнинами и даже "польдерами", то есть территориями ниже уровня моря.
Крайне неравномерно, при их общей ограниченности, размещены в Европе и
природные ресурсы, в том числе полезные ископаемые и земли, пригодные для
сельхозобработки.
Эти исходные уровни предопределяют и различия хозяйственных потенциалов регионов Европы.
Население и занятость. Преобладающая плотность населения в Европе составляет 100 - 500 человек на 1 кв. н, и только 6,3% его живет в зонах с плотностью свыше 1000 человек.
Европа постепенно стареет, и к 2020 году число европейцев старше 65 лет составит 20% против 15% в настоящее время.
Впрочем, главной демографической проблемой Европы является даже не старение людей, а массовая безработица. Несколько лет назад она составляла в ЕС 18 млн. человек. Эта проблема в ЕС принимает все более застойный и структурный характер. Долгосрочной безработицей здесь охвачена половина незанятых, 5 млн. безработных составляет молодежь. Однако весьма показательно, что регионы Европы далеки от требований лечить эту болезнь традиционными средствами в виде пособий или иных выплат. Наоборот, они видят выход из этого кризиса на созидательной основе, путем создания новых рабочих мест, требуя увеличения ассигнований из всех источников на поддержку МСБ (где в основном и создаются ныне рабочие места), переобучения и переквалификации персонала, усиления конкурентоспособности европейской промышленности для расширения экспорта на внешних рынках, развития для этих же целей межрегионального сотрудничества.
Однако и занятое население распределено явно неравномерно по сферам хозяйствования. Несмотря на внешний индустриальный имидж Европы, 80% ее территории занято под сельское хозяйство, а в ВНП и занятости доминирует сектор услуг.
Неудивительно, что в Европе не изжито и такое экстремальное явление,
как нищета. Процент населения отдельных стран ЕС, живущих ниже официальной
черты бедности, в середине 90-х годов составлял: в Дании 4,9% Нидерландах -
6,2, Бельгии - 6,6, Люксембурге - 9, Германии - 11,2, Франции - 14,9,
Ирландии - 15, Великобритании - 17,2, Испании - 17,3, Греции - 19,9, Италии
- 22 и Португалии - 26,5%, причем эту картину не меняет и тот факт, что
критерии определения черты бедности разнятся по отдельным государствам.
Структура производства. Секторальные пропорции занятости дают в целом представление и о структуре производства в Европе. Однако для регионов важнее то, что большинство из них достаточно четко специализировано, что, в свою очередь, сказывается на их хозяйственной судьбе.
Как показывает практика, такая специализация кое-где инерционна, и потому в иерархию регионов постоянно вносит свои поправки технический прогресс.
Услуги и инфраструктура. Опять-таки вопреки расхожим мнениям Европа не
представляет собой зоны сплошной инфраструктурной обеспеченности. На уровне
ниже средней по ЕС находятся плотность и протяженность железных дорог в
некоторых регионах. Число ЭВМ, мобильных телефонов, пользователей сети
«интернет» в домашних условиях достаточно низкое, по сравнению со средним
процентом по Европе. Доля семей, имеющих кабельное телевидение, тоже мала,
а стоимость установки телефона - на 32%, локальных звонков - на 26%,
соединений по мобильной связи - на 29% выше, чем в "ядре".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10