В Дании основной акцент региональной политики лежит в области “рамочных мер”, т.е. услуг, которыми могут воспользоваться фирмы, но которые не предусматривают передачу денежных средств или оказание поддержки одной определенной фирме. Такие меры, включающие широкий доступ к набору технических и коммерческих услуг, проводятся по всей стране. В целом политическая система создания более благоприятных условий развития для периферийных районов через ярко выраженные формы финансовой поддержки была подорвана, и региональная политика была поглощена более общими мерами поддержки бизнеса в целом.
В трех остальных странах этой группы - Бельгии, Люксембурге и
Соединенном Королевстве - региональная политика в большой степени является
политикой стимулирования. Нельзя, однако, сказать, что более широкий подход
к созданию благоприятной бизнес-среды здесь отсутствует; скорее он является
частью общенациональной, а не региональной политики.
Особенно интересна в этом плане позиция Великобритании. Здесь
политические меры пространственного развития можно разделить на две
категории: региональная индустриальная политика, которая по большей части
сводится к стимулированию, и политика “возрождения”, что является общим
термином, включающим целый ряд программ пространственного развития (в том
числе и развития городских и сельских регионов), которые раньше
разделялись, но теперь все больше и больше проводятся совместно.
Отличительной чертой политики возрождения является акцент на развитие
отдельных районов и повышение конкурентоспособности регионов, а также
использование при финансировании так называемых “механизмов оспаривания” -
распределение общественных средств между компаниями происходит на основе
тендера. За последнее десятилетие значение политики возрождения существенно
возросло: если ранее средства, выделяемые на две эти категории, были
примерно равны, то теперь бюджет региональной индустриальной политики
составляет менее одной десятой от средств, расходуемых на политику
возрождения.
Подводя итог вышесказанному, можно видеть, что стимулирование
регионального развития является центральным элементом региональной политики
всех стран-членов ЕС, за исключением Дании. Это частично объясняется тем
фактом, что правила оказания поддержки, разработанные Директоратом по
политике рыночных отношений в странах ЕС (DGIV), предусматривают поддержку
крупномасштабным проектам только в определенных проблемных регионах.
Содействие развитию более благоприятной бизнес-среды (включая развитие
локальной инфраструктуры) также является часто встречающимся элементом
политики северных стран, но осуществляется это скорее на уровне
общенациональной, а не региональной политики. Увеличивающаяся за последние
годы поддержка программам развития бизнес-среды связана с возрастающей
ролью финансирования со стороны Структурного Фонда, который может
расходовать средства на решение широкого круга задач.
Более стратегические по своему характеру, крупномасштабные проекты
развития инфраструктуры обычно проводятся на национальном уровне, хотя в
“интегрированных” странах они считаются элементами региональной политики.
Региональные компоненты других политических программ (в области транспорта,
связи, образования, здравоохранения) также считаются частью региональной
политики во Франции и скандинавских странах (как часть широкого аспекта
региональной политики).
Пространственный аспект.
Центральным вопросом при разработке региональной политики является
определение проблемных регионов, которым необходимо оказывать помощь и куда
следует направлять средства в рамках политических программ. При выборе
таких районов страны-члены ЕС не имеют полной самостоятельности. Выбранные
ими районы не только должны соответствовать их собственным внутренним
критериям, но должны также получить одобрение Директората по политике
рыночных отношений в странах ЕС при Европейской Комиссии (DGIV) в
соответствии со Статьями 92(3)(а) и 92(3)(с) «Договора о создании
Европейского Союза». Эти статьи предусматривают два исключения из общего
запрета на оказание помощи государством в тех случаях, “когда она подрывает
или может подорвать принцип свободной конкуренции или идет во вред
производству определенных видов товаров”. Кроме того, Европейская Комиссия
оказывает давление на национальных политиков с тем, чтобы при определении
районов они принимали во внимание задачи Структурных Фондов ЕС. Это внешнее
давление в последнее время усилилось в связи с публикацией в мае 1998 года
новых Директив ЕС по оказанию помощи регионам на национальном уровне.
Особое внимание уделяется тому, чтобы:
. методология определения района была ясной и объективной, что позволит
Комиссии оценить ее достоинства;
. используемые показатели были объективными, существенными и полученными из надежных статистических источников;
. политика проводилась в отношении соответствующих целостных территориальных единиц.
В настоящее время первостепенное внимание уделяется тем районам, которые удовлетворяют критериям для оказания помощи в рамках региональной политики. Эти районы перечислены в Таблице 2.
Из таблицы видно, что с точки зрения процентного охвата населения, страны ЕС можно разделить на четыре больших группы:
1. Греция, Ирландия и Португалия, где вся страна может рассчитывать на поддержку в той или иной степени;
2. Испания и Италия, где население проблемных районов составляет от 48% до 61% от общей численности населения;
3. Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Люксембург и
Соединенное Королевство, где охват составляет от 35% до 43% от общей численности населения;
4. и, наконец, Дания, Нидерланды и Швеция, где от 13% до 20% населения проживает в проблемных регионах.
Процент охвата населения отражает глубину региональных проблем в соответствующей стране в контексте ЕС в целом.
Таблица 2:
Охват населения районами, выбранными для оказания помощи
(в странах ЕС)
|Страна |Категория выбранного района |Охват |
| | |населения |
| | |(%) |
|“ИНТЕГРИРОВАННЫЕ” СТРАНЫ |
|ГРЕЦИЯ |Регион D |14.0 |
| |Регион C |30,0 |
| |Регион B |14,0 |
| |Регион A |42,0 |
| |Все районы, получающие помощь |100,0 |
|ИРЛАНДИЯ |Выбранные районы |28,0 |
| |Невыбранные районы |72,0 |
| |Все районы, получающие помощь |100,0 |
|ПОРТУГАЛИЯ |Районы SIR |47,0 |
| |Все районы, получающие помощь |100,0 |
|ИСПАНИЯ |Все районы, получающие помощь |60,7 |
|ГЕРМАНИЯ/ ИТАЛИЯ | |
|ГЕРМАНИЯ |Проблемная зона А (новые земли -|13,0 |
| |менее развитые районы) | |
| |Проблемная зона B (новые земли -|8,7 |
| |более развитые районы) | |
| |Проблемная зона C (западные |16,2 |
| |земли) | |
| |Все районы, получающие помощь |38,0 |
|ИТАЛИЯ |Mezzogiorno: зоны A/B |34,2 |
| |Molise |0,4 |
| |Abruzzi |2,0 |
| |Центральные и северные районы |12,3 |
| |(Цели 2/5b) | |
| |Все районы, получающие помощь |48,9 |
|СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА |
|АВСТРИЯ |Burgenland: 40% nge |1,8 |
| |Burgenland: 30% nge |1,7 |
| |E.Obersteiermark: 25% nge |2,3 |
| |Прочие районы: 20% nge |26,4 |
| |15% nge |3,0 |
| |Все районы, получающие помощь |35,2 |
|БЕЛЬГИЯ |Цель 1 (Hainaut) |12,6 |
| |Зона 1 |9,7 |
| |Зона 2 |12,6 |
| |Все районы, получающие помощь |35,0 |
|ДАНИЯ |Районы первоочередного развития |4,9 |
| |Районы, подлежащие развитию |15,3 |
| |Все районы, получающие помощь |20,2 |
|ФРАНЦИЯ |Longwy, Корсика |0,4 |
| |Цель 1 (Север Па-де-Кале) |1,5 |
| |Зона максимальной помощи |12,1 |
| |Зона обычной помощи |26,9 |
| |Все районы, получающие помощь |40,9 |
|ЛЮКСЕМБУРГ |Потолок 25% |34,6 |
| |Потолок 17,5% |7,9 |
| |Все районы, получающие помощь |42,5 |
|НИДЕРЛАНДЫ |IPR - Северная зона развития |9,0 |
| |Переходные: S. Limburg |2,8 |
| |Twente |3,8 |
| |Все районы, получающие помощь |15,6 |
|СОЕДИНЕННОЕ |Северная Ирландия |2,9 |
|КОРОЛЕВСТВО |Зона развития |15,5 |
| |Промежуточная зона |17,5 |
| |Все районы, получающие помощь |35,9 |
|СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ |
|ФИНЛЯНДИЯ |Зона развития 1 |12,7 |
| |Зона развития 2 |12,9 |
| |Зона развития 3 |5,4 |
| |Зона структурного регулирования |10,6 |
| |Все районы, получающие помощь |41,6 |
|ШВЕЦИЯ |Зона помощи 1 |2,3 |
| |Зона помощи 2 |5,0 |
| |Временные зоны |6,2 |
| |Все районы, получающие помощь |13,5 |
В отношении критериев выбора районов, которым будет оказывать поддержка, можно сказать следующее:
. показатели, используемые в странах ЕС, можно разбить на шесть больших категорий: уровень безработицы, ВВП на душу населения, структура промышленности, перспективы экономического развития, демографические показатели и местоположение;
. в таких странах, как Бельгия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды и
Соединенное Королевство существенное внимание при выборе регионов традиционно уделяется фактору безработицы;
. в отличие от них, в менее развитых странах ЕС больший акцент делается на ВВП на душу населения (частично в силу того, что статистические показатели безработицы в этих странах могут оказаться недостаточно достоверными в связи с неполной занятостью и высоким уровнем миграции населения);
. остальные критерии играют меньшую роль в системе определения регионов, хотя такие понятия как удаленность от рынков сбыта, состояние на рынке труда и климатические условия являются весьма существенными для скандинавских стран;
. в большинстве случает страны неохотно разъясняют свою методологию выбора регионов; исключениями здесь являются Соединенное Королевство,
Дания, Португалия и частично Германия, где существует явное давление, чтобы подход к решению этих проблем на федеральном уровне был как можно более открытым, иначе он не получит всеобщей поддержки;
. почти во всех случаях, Европейская Комиссия (а именно, DGIV) играет очень важную роль в определении районов оказания помощи.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.
Историю развития региональной политики Европейского Сообщества можно разделить на два периода.
Первый период с 1975 по 1988 гг., когда политика Сообщества
базировалась на системе квот совместного финансирования региональной
политики стран-членов. Несмотря на принятые обязательства проводить
региональную политику, зафиксированные в Римском Договоре, первый
специфический инструмент региональной политики - Европейский фонд
регионального развития - был создан лишь в 1975 году после присоединения к
Сообществу Соединенного Королевства и Дании.
До конца 80х годов ассигнования ЕС в области региональной политики
использовались для финансирования мер и регионов, определяемых
национальными правительствами. С ростом европейской интеграции - принятие
Единого Европейского Закона и присоединение к Сообществу Испании и
Португалии - возрастала потребность в более активных и скоординированных
действиях, направленных на ликвидацию регионального неравенства. В связи с
этим в 1988 году была проведена коренная реформа региональной политики
Сообщества, что фактически явилось началом проведения самостоятельной и
эффективной региональной политики на уровне ЕС.
Реформа предполагала полный пересмотр состава и способов применения
“инструментов структурной политики” странами ЕС, направленных на
региональное развитие, обеспечение занятости, обучение, а также на развитие
сельскохозяйственных районов. Это также привело к существенному увеличению
бюджетных ассигнований Структурного Фонда, которые возросли вдвое за период
с 1987 по 1993 год. После подписания договора Maastricht Treaty,
предшествовавшего образованию экономического союза и созданию единой
денежной системы, в 1993 году был предпринят новый пересмотр региональной
политики ЕС с целью ее приближения к потребностям двух скандинавских стран
(Швеции и Финляндии), присоединившихся к ЕС, и обеспечения дополнительной
поддержке рыболовству. Бюджетные ресурсы были снова увеличены. К концу 90х
годов на долю “структурной” деятельности ЕС приходилось более 35% расходов
- около 27,4 млрд. экю в 1999 году - по сравнению с 7 млрд. экю, или 19%
бюджета, в 1987 году.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10