В самое последнее время на базе такого сотрудничества началось
формирование самостоятельных трансграничных территориально-производственных
агломераций, связанных внутренними узами взаимодополняемости, специализации
и кооперирования, которые уже получили свое обиходное определение
"еврорегионы".
Формируется "Атлантическая дуга", вбирающая в себя регионы Ирландии,
Великобритании, Франции, Испании и Португалии на протяжении 3 тыс. км от
Шотландии до Гибралтара. Основными сферами сотрудничества здесь выступают
энергетика, морской транспорт, освоение ресурсов моря, экология, НИОКР,
телекоммуникации, туризм, координация хозяйственной политики. С
организационной опорой на Конференцию периферийных прибрежных регионов
(КППР) и Комиссию "Атлантической дуги" участниками здесь был разработан
совместный план развития их территорий "Атлантик I", одобренный затем
Европарламентом и охватывающий все виды транспорта, НИОКР, экологию,
городское и сельское хозяйство и конкретно связь между собой местных портов
на базе системы "Аркантель". Другим конкретным атлантическим проектом
является развитие села, малого и венчурного бизнеса совместными усилиями
провинций Норте (Португалия) и Галисия (Испания).
Прогрессирует сотрудничество в бассейне Северного моря, где проживает
40 млн. человек, создается 12 % ВНП ЕС и расположена основная
энергетическая база Евросоюза (регионы и правительства Великобритании,
Германии, Дании, Швеции, Нидерландов, а также Норвегии). Шесть рабочих
групп координирующей это сотрудничество Североморской комиссии подготовили,
в частности, перспективный план развития этого бассейна.
Третий подобный, но менее мощный комплекс создается в северном
Средиземноморье, где так называемый "Латинский периметр" объединяет восемь
прибрежных регионов Испании, Франции и Италии, Балеарские острова, Корсику,
Сардинию и Греческий архипелаг. Целями сотрудничества в его рамках является
улучшение качества продукции, развитие транспорта и преодоление изоляции
островных регионов и коммун, модернизация городского хозяйства, поддержка
НИОКР, МСБ, а из нехозяйственных целей - сохранение историко-культурного
наследия Средиземноморья. В рамках "Периметра" Балеарские острова, Корсика
и Сардиния создали собственную организацию "Имедок" для сотрудничества в
области туризма, транспорта, охраны среды, развития села, а также для
коллективного представительства их интересов перед КЕС, структурными
фондами и органами Средиземноморского экономического сотрудничества.
Таким образом, формируется новая экономическая география Западной
Европы, определяемая уже не национальными границами, а "единым рынком" -
сравнительными издержками производства, естественными конкурентными
преимуществами регионов, движением капиталов и рабочей силы и т.д., причем
это формирование идет не стихийно, а под воздействием и при участии
заинтересованных наднациональных, национальных и региональных (местных)
властей.
Примечательно и то, что трансграничное межрегиональное сотрудничество
отнюдь не замыкается рамками ЕС, а в последнее время все шире выходит за
его пределы. Это естественно, ибо здесь есть свои резервы разделения труда.
Вызревают и проблемы (транспорт, энергетика, экология, миграция рабочей
силы и т.д.), требующие для своего решения расширенного территориального
подхода. Наконец, все соседние государства имеют с ЕС либо ассоциативные
(остатки ЕАСТ, объединенные с ЕС в Европейское экономическое пространство,
Центральная и Восточная Европа, Балтия), либо преференциальные торговые
соглашения (СНГ, Средиземноморье), создающие благоприятные условия для
такого сотрудничества, а часть этих сопредельных государств целенаправленно
готовят себя к присоединению к КЕС.
В итоге в межрегиональном внеблоковом сотрудничестве в той или иной мере участвуют все 58 регионов, расположенных по внешнему периметру ЕС. В свою очередь, сотрудничество с соседями является хозяйственным императивом для удаленных заморских территорий стран-членов.
На этих внешних направлениях начинается формирование своих узлов сотрудничества. Таковыми, в частности, являются:
1. "Альпийская дуга" в составе 26 регионов Франции, Германии, Италии,
Австрии, Швейцарии, а также Лихтенштейна с населением 70 млн. человек.
Основными сферами сотрудничества здесь выступают транспорт, туризм, охрана
среды, развитие села, использование водных ресурсов, энергетика и
сохранение местного культурного наследия.
У "дуги" есть свои составляющие звенья, а именно "Ассоциация Жюра",
Ассоциация Западных Альп "КОТРАО", Ассоциация Центральных Альп "Аржальп",
Ассоциация Восточных Альп "Альп-Адрия", сотрудничающие в сферах наземного и
водного транспорта, энергетики, использования водных ресурсов, экологии,
сельском хозяйстве, НИОКР, культуре и территориальном планировании
развития.
2. "Ось" центральноевропейской границы, вдоль которой, от Балтики до
Адриатики, разместились 14 государств - членов ЕС и стран, претендующих на
присоединение к Евросоюзу. Здесь рассредоточен ряд локальных узлов и
программ трансграничного межрегионального сотрудничества. Например Богемия-
Бавария-Австрия (туризм, экономика, культура, образование), Австрия-Чехия
(энергетика-туризм), Австрия - Словения (водное хозяйство, туризм), Австрия
- Венгрия (совместное управление национальным природным парком и
сотрудничество земель Вена и Бургенланд с округами Дьёр-Шопрон), Албания-
Болгария-Греция (сельское хозяйство, водные ресурсы) и т.д. В ряде случаев
на базе первоначально простых форм связей здесь начинают в зародыше
формироваться и потенциальные промагломерации.
3. Бассейн Балтики, где на рамочной основе сотрудничают около 70
партнеров, начиная от национальных и местных властей до общественных
организаций, в основном в области транспорта, экологии, образования,
энергетики и территориального планирования. Только по линии Комитета
территориального развития Балтики здесь было разработано свыше 250 проектов
сотрудничества - от распределения электроэнергии до культуры, примером
которых может служить проект "Борнхольм - балтийские воеводства Польши -
Балтия" (телекоммуникации, содействие МСБ, образование).
Сходные рамочные форматы сотрудничества выстраиваются в бассейнах
Баренцева (СБЕР) и Черного морей (ЧЭС).
4. Однако наиболее динамично трансграничное межрегиональное
сотрудничество развивается в Средиземноморье. Здесь действует международная
программа "МЕДА", объединяющая кроме стран и регионов ЕС еще и 11
средиземноморских государств и имеющая целью подготовить к 2010 году
создание здесь обширной зоны свободной торговли. Пока эта эвентуальная зона
обрастает межнациональными институтами типа Статистического комитета
("Медстат"), Комиссии по использованию рыбных запасов, Совета федераций
промышленников, Евросредиземноморского банковского форума и т.д.
Разрабатывается и проект кольцевания энергосетей по обеим "губам"
Средиземного моря на пространстве от Турции до Гибралтара.
Межрегиональное общение рождает и новые, собственные формы его
юридического оформления. И если раньше здесь преобладали малообязательные
декларации участников о намерениях, то ныне рождаются уже и межрегиональные
договоры как самостоятельная, хотя еще неустоявшаяся и спорная сфера
"европейского права".
По нормам ЕС, его страны-члены отвечают за международное поведение своих субнациональных властей, и потому заинтересованные регионы участвуют в таких договорах через правительства своих стран, но при фиксации в них своего статуса участников сотрудничества, сферы компетенции и интересов.
Взрывной рост межрегионального сотрудничества через внутренние и
внешние границы ЕС не проходит мимо внимания руководства Евросоюза.
Учитывая его важность для формирования "единого внутреннего рынка" и
проведения внешнеэкономической политики ЕС за его пределами, к этой сфере
были подключены структурные фонды Сообществ, тем более что многие
приграничные регионы в силу указанных выше причин являются их
бенефициарами.
Соответственно, в рамках ЕФРР в 1995-1999 годах на стимулирование трансграничного межрегионального сотрудничества было ассигновано 110 млн. экю внутри и 70 млн. экю вне ЕС и еще 90 млн. экю в рамках "Инновационных мер". Однако главную стимулирующую и организующую роль в этой области играют "Инициативные программы" Сообществ, а именно:
"Интеррег I" - поощрение межрегионального сотрудничества внутри ЕС.
Конкретно из средств программы 46,5 млн. экю было выделено "Еврорегиону
Сарлорлюкс", 12,8 млн. экю - многоцелевому проекту "Маас-Рейн", причем 28%
ассигнованных средств здесь было предназначено на стимулирование
экономических и технологических связей, 27 - на экологию, по 15 - на
региональное планирование и соцкультбыт, 11% - на социальные нужды и т.д.
Из этой же программы выделено 76 млн. экю (из общей стоимости проекта в 207
млн. экю) на кольцевание энергосетей Греции и Южной Италии через силовой
кабель, проложенный под Адриатикой.
"Интеррег II" - поощрение межрегионального сотрудничества через границы
ЕС, в том числе в формах территориального планирования развития,
модернизации инфраструктуры и т.д. В частности, из этой программы было
ассигновано 45 млн. экю на улучшение экологии Балтики и 500 млн. экю на
подключение энергосетей периферийных стран ЕС к общеевропейским. Фондами
программы "Интеррег II" пользуются Польша, Чехия, Марокко, Болгария,
Швейцария, страны Балтии; открыты они и для сопредельных с ЕС регионов
России.
ФАРЕ - программа технической помощи ЕС для стран Центральной и
Восточной Европы и Балтии. Из нее частично финансировался албано-болгаро-
греческий проект приграничного развития туризма, связи, энергетики,
сельского хозяйства и управления водными ресурсами (416 млн. экю с участием
субподрядчиков с Кипра, из Израиля и Египта), а также проект развития
инфраструктуры, экологии и туризма между Саксонией и прилегающими регионами
Польши и Чехии.
Трансъевропейская система коммуникаций (ГЕН) - многоцелевой проект
коренного улучшения транспортно-энергетической инфраструктуры Европы
(железные и шоссейные дороги, порты, аэропорты, смешанные перевозки,
нефтегазопроводы, электросети и т.д.), 40% средств которого ассигнуются
отдаленным регионам и регионам, где возникают транспортные "пробки". В
своей транспортной составляющей ТЕН распадается на 14 приоритетных
подпроектов, ряд которых выходит за территорию ЕС. ТЕН финансируется в
основном странами - членами ЕС, причем бенефициарами являются регионы,
через которые прокладываются данные коммуникации.
ТАСИС - программа технической помощи ЕС странам СНГ и Монголии. До 40%
средств ТАСИС зарезервировано за Россией, на базе чего осуществляется около
20 проектов межрегионального сотрудничества с ЕС.
Следует особо отметить, что все указанные ассигнования (кроме финансирования ТЕН) предназначены не на инвестиции в экономику стран- бенефициаров, а на предпроектное финансирование (сбор информации, подготовка ТЭО, экспертиза проекта и т.п.), что особенно характерно для программ ФАРЕ и ТАСИС.
Распространенной практикой в последнее время стало создание для управления межрегиональным сотрудничеством специальных координационных органов из представителей заинтересованных местных администраций.
У регионов Европы начинают формироваться зачатки собственной экономической дипломатии. В свою очередь, в полной мере и на многосторонней базе такая дипломатия (в отношениях как со столицами, так и с Брюсселем) формируется в процессе коллективной защиты регионами Европы своих специфических интересов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10