Социально-экономическое и политическое развитие России в постсоветский период

        В течение 1994—1995 гг. Президент и правительство начали известный отход от радикального либерализма к идеям национально-государственного характера при сохра­нении рыночной направленности реформ и стремления к союзу с западными демократиями. Результатом такого от­хода стала военная операция в Чечне по наведению в мя­тежной республике конституционного порядка, которая закончилась фактически поражением правящего режима, не сумевшего ее организовать и обеспечить.

       В декабре 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу, которые принесли успех только 4 политическим си­лам: КПРФ - 157 мандатов, правительственный блок «Наш дом - Россия» - 55, ЛДПР - 51 и «Яблоко» - 45. Левоцентристское большинство депутатов (230 из 450) избрало на пост Председателя Государственной Думы коммуниста Г. Селезнева.[16]      

       Выборы   в   VI   Государственную   Думу   изначально     рассматривались   как проба   политических   сил накануне главного   события 1996 г. - выборов главы российского   государства. Уже   к началу года ведущие политические деятели - лидеры     парламентских     фракций    Г. А. Зюганов,   Г. А. Явлинский,    В. В. Жириновский  и   отставной генерал А. И. Лебедь, получивший известность как «умиротворитель»    кризиса   в   Приднестровье,   а  затем    один    из    лидеров предвыборного   объединения  «Конгресс русских общин»,  официально заявили о выдвижении  своих кандидатур  на президентских выборах. 15 февраля 1996 г. о своем намерении участвовать в переизбрании на второй срок объявил, прибыв специально     для этого   в родной   Екатеринбург,   Б. Н. Ельцин.   Помимо этих основных    претендентов   на   пост   Президента,   в качес­тве      кандидатов зарегистрировались     первый   и    последний Президент СССР М. С. Горбачев, известный    общественный   деятель,   бывший    спортсмен Ю.П.Власов, вице - президент фонда «Реформа» М. Л. Шаккум, а также крупный предприниматель В. А. Брынцалов.   Кроме того,    в качестве кандидата   на пост Президента был зарегистрирован    А. М. Тулеев — один    из   лидеров    КПРФ, но он накануне выборов   снял свою  кандидатуру,   призвав    своих сто­ронников  голосовать за Зюганова.

       Зима и весна 1996 г. в политической жизни России  ознаме­новались беспрецедентной агитационной кампанией в поддержку Б.Н.Ельцина и проводимого им курса радикальных преобразо­ваний. Избиратели поставлены были перед выбором: либо постро­ение новой России на демократических основах, либо возврат в мрачное тоталитарное прошлое,  которое прочно увязывалось с «советской действительностью» и властью Коммунистической партии. Второй вариант развития; новейшей российской истории ассоциировался с возможной победой на выборах лидера КПРФ Г. А Зюганова.[17]

       В первом туре выборов, состоявшихся 16 июня, большинство голосов избирателей было отдано за Ельцина, Зюганова и Лебедя. Вскоре после этого А. И. Лебедь был назначен на должность сек­ретаря Совета Безопасности РФ и помощника Президента по национальной безопасности. На прошедшем 3 июля втором туре выборов убедительную победу одержал Б. Н. Ельцин, за которого проголосовали 53,8% избирателей, или около 37% от общего списка имеющих право голоса россиян. Таким образом, более трети наших сограждан выступили за поддержку проводимого курса социально-экономических реформ.

       9 августа 1996г. состоялась необычайно торжественная, впервые проводимая в России  церемония инаугурации - вступления в до­лжность Президента Б. Н. Ельцина.  Избирание его на второй президентский срок, до 2000 г., давало реальные шансы довести до конца начатое в 1992 г. реформирование социально-экономической структуры нашего общества, сделать этот процесс необратимым. Уже 10 августа 1996 г. Государственная Дума утвердила на пост Председателя Правительства Российской Федерации В. С. Черно­мырдина, который через пять дней огласил состав нового кабинета. Тогда же главой Администрации  Президента был назначен А. Б Чубайс, руководитель предвыборного штаба  Ельцина, теоретик и практик приватизации

в России.

       Однако начало нового президентского срока Б. Н. Ельцина - осень 1996 –зима 1997 г. -  ознаменовалось вынужденной  «паузой» в политической жизни страны, вызванной продолжитель­ной болезнью Президента, которая, в силу особенностей политичес­кой системы современной  России, стала важным фактором, оказавшим серьезное влияние на развитие всего общества. Возвра­щение Президента к полноценной, работе в конце февраля 1997 г. внесло коррективы в структуру политической, элиты и проводимые ею социально-экономические преобразования. В марте 1997 г. по инициативе Ельцина были произведены значительные изменения в составе Правительства РФ. Первыми заместителями премьер-министра были назначены «молодые реформаторы» А. Б. Чубайс и губернатор Нижегородской области Б. Е. Немцов. В рамках укрепления дисциплины и ответственности руководителей министерств и ведомств и других высших чиновников была развернута кампания по борьбе с  коррупцией и взяточничеством, приуроченная к сроку подачи налоговых деклараций о доходах физических лиц. Сведения о доходах ведущих государственных и политических деятелей за 1996 г. были опубликованы в печати. Это, в свою очередь, стало предпосылкой для начала «войны компроматов», развернувшейся летом и осенью 1997 г. Она продемонстрировала, что средства массовой информации в современной России превратились в «четвертую власть», реальную составляющую политической системы нашей страны, формирующую общественное мнение. «Война компроматов» отразила глубинные процессы, происходящие в социально экономической      сфере   и     определяемые    ходом     приватизации     базовых  отраслей  российской экономики.[18]

       Продолжение социально-экономических реформ в  Рос­сии затруднялось ввиду финансово-экономического кризиса, изменившегося в худшую сторону геополитического по­ложения страны, нестабильности в высшем эшелоне
власти. Губернаторские выборы в конце 1996 г.   зафиксировали победу ряда кандидатов оппозиционного «Народно - патриотического Союза России». В целях недопущения рас­кола общества и новой конфронтации Президент взял курс на обеспечение общенационального единства. Праздничный день 7 ноября, связанный с годовщиной Октябрьской революции 1917 г., был объявлен «Днем Согласия и Прими­рения». Однако углубление кризиса во всех сферах общественной жизни сделало предполагаемый консенсус более
чем проблематичным.

        Начало 1997г. ознаменовалось новыми подходами во внешней и внутренней политике правительства России. Стало очевидным, что монетаристская концепция устране­ния государства от регулирования экономики не может обеспечить перспективы развития. России. Сессия Всемир­ного банка и МВФ в Гонконге фактически поддержала концепцию рыночного регулирования экономики, а доктрина чикагской школы - рынка без границ была признана не­состоятельной. Понимая это, Президент России, вернув­шийся к активной деятельности после болезни, заявил  «От политики невмешательства мы решительно переходим к политике упреждающего регулирования экономических процессов, контроля за жизненно важными отраслями и эффективностью расходования бюджетных средств». Одна­ко претворение в жизнь новой стратегии оказалось затруд­ненным в свете продолжающихся кризисных явлений внут­ри страны и ее сложного положения на мировой арене.

       Весной 1997 г. по всей стране состоялись акции протес­та против снижения уровня жизни населения. Полити­ки нового поколения настаивали на демонополизации (рас­членении) естественных монополий типа «Газпрома», РАО ЕЭС России, железнодорожного транспорта, проведении реформы Пенсионного фонда и жилйщно-коммунального хозяйства, сокращении финансирования высшего образо­вания и т. п. А. Б. Чубайс потребовал сокращения (секвес­тра) государственного бюджета, который с большим трудом ранее был принят Государственной Думой, поддерживав­шей премьера В. С. Черномырдина как защитника естественных монополий.    Помимо экономических проблем общество будоражили вопросы противоречивой интеграции в СНГ - союза с Белоруссией и отхода от России Украины, затянувшегося урегулирования Чеченского кризиса, провоцирующего осложнения на веем Северном Кавказе, расширения НАТО на Восток вопреки геополитическим интересам России. В апреле 1998 г. в стране прошла одно­дневная акция протеста, в которой приняли участие до 10 млн. человек (по разным источникам). В большинстве регионов впервые прозвучали политические требования наряду с экономическими. Требование отправить правительство в отставку стало практически повсеместным. Правитель­ство нашло паллиативные, частичные решения этих вопросов, что, с одной стороны, вызывало надежды на улучшение, с другой – стимулировало неудовлетворенность в обществе. 

       В октябре 1997с в Государственной Думе встал вопрос о возможности вотума недоверия правительству Черно­мырдина. Президент и премьер-министр после обсуждения на заседаниях большой четверки и Круглом столе пошли на уступки оппозиции, заключавшиеся в предоставлении пар­ламенту времени на государственном телевидении и соб­ственной газеты, защите вкладов населения в сбербанках, обещании замораживания заработной платы, облегчении налогового бремени товаропроизводителей, обсуждении на Круглом столе вопроса о земле, признании необходимости совершенствования Конституции с целью установления баланса властей.

       В 1997г. в 13 избирательных округах состоялись довы­боры в Государственную Думу по мажоритарной системе. Представители оппозиции получили 54% думских манда­тов. На губернаторских выборах 40% региональных руково­дителей сохранили свои посты, но 30% губернаторских             по­стов заняли представители оппозиции.  На выборах в местные думы из 1000 депутатов представители оппозиции составили 34%, остальных уверенно контролировала власть. В то же время разразились скандалы в связи с избранием в Нижнем Новгороде и Ленинск-Кузнецке лиц с криминаль­ным прошлым. Неожиданно вновь выяснилось, что буржу­азная демократия сопровождается зачастую избранием не лучших кандидатов, а самых денежных. Этот очевидный факт позволил оппозиции настаивать на сохранении выборов в парламент по партийным спискам, иначе он может превратиться в оплот мафиозных структур.

       Усиление оппозиции позволило ей требовать отчёта правительства перед Думой, однако оно уклонялось от этой процедуры. Не отчитавшееся перед Думой правительство Черномырдина и его заместителя по социальной работе
О. Сысуева готовило реформу высшего образования, согласно которой для снижения уровня финансирования должно было быть сокращено 30% преподавателей, число абитуриентов уменьшено на 15%, государственное финансирование вузов - на 10% и введена годовая плата в размере 1,5 тыс. руб. за дополнительные услуги. Студенты вышли на улицу с требованиями не допустить этого и фактически сорвали проведение непопулярного решения.

В октябре 1997 с создалась напряжённая ситуация с госбюджетом, которая быстро перерастала в политический кризис. Ельцин обратился к Думе и лично к Г. Зюганову с просьбой не голосовать за отставку правительства, и тот фактически пошел ему навстречу.

       Дума после длительных размышлений утвердила бюджет, исходя из того, что его непринятие ухудшит ситуацию в стране в целом и пострадает народ. В новой ситуации воз­никли условия для реальной работы оппозиции, создания коалиционного правительства «народного доверия», опира­ющегося по образцу западных стран на парламентское большинство.

       Назревал неизбежный вотум недоверия правительству Черномырдина и Чубайса. С марта 1998 с Госдума большин­ством в 242 голоса приняла решение о привлечения руководства правительства даже к уголовной ответственности за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты