Социально-экономическое и политическое развитие России в постсоветский период

       Утром 9 августа 1999 г. Степашин встретился с Ельци­ным, который поблагодарил его за хорошую работу и отправил в отставку. В середине дня Ельцин выступил по теле­видению и сообщил, что знает имя человека, который смо­жет консолидировать общество, всех тех, кому в XXI в. предстоит обновлять великую Россию, Страна была удив­лена - премьер-министром и преемником Ельцина был объявлен мало кому известный Путин[21].

       Была необходима специальная работа по «раскрутке» преемника, создание во многом нового имиджа патриота-государственника, способного предложить более привлекательные для масс идеи, особенно в связи с положением в Чечне и вокруг нее, перехватить лозунги «левой» оппозиции.[22] 

       С целью создания максимально       выгодных для Путина условий в избирательной кампании, Б.Н. Ельцин 31декабря 1999г. объявил о своей отставке с поста Президента России. Владимир Путин был назначен временно исполняющим обязанности Президента РФ до проведения досрочных выборов. В начале января 2000 г. Путин издал указ об имму­нитете первого Президента России и членов его семьи от любых судебных и административных преследований.

        25 января 2000г. Путин стал председателем Совета Со­дружества Независимых Государств, а 15 февраля 2000 г. был зарегистрирован кандидатом в Президенты России. То, что Путин станет президентом, мало у кого вызывало сомне­ний. Интрига заключалась в другом — победит ли он уже в первом туре? Предвыборные высказывания самого Путина были построены таким образом, что они отвечали интере­сам большинства центристски настроенного населения, которое устало от либералов, но и не хотело возврата ком­мунистов. Лидер КПРФ Г. Зюганов мог рассчитывать толь­ко на свой традиционный электорат в пределах одной тре­ти голосов. Получив голоса «правых» и центристски настроенных избирателей, Путин достиг победы в первом туре. Примечательно, что в ходе предвыборной кампании Путин практически ничего не говорил о своей программе, ничего не обещал. И только накануне инаугурации Путин выступает  перед  региональными нзбиркомами с  речью, которую   можно считать его первой    реальной   декларацией   о    президентских     намерениях. Их отличает некоторая противоречивость: Путин говорит о продолжении политики рыночных либеральных реформ, но вместе с тем подчеркивает  необходимость усиления роли государства, укрепления вертикали власти.

        С самого начала работа Президента существенно облегчалась тем, что впервые за время постсоветского парламентаризма он получил возможность почти гарантированно проводить нужные ему решения через Думу, опираясь на верные ему фракции «Единство», «Народный депутат» а также на демократов, которые всегда голосуют против оппозиционных коммунистов и аграриев.

       На пост премьера была предложена кандидатура Миха­ила Касьянова[23], которая была одобрена Госдумой. Новое правительство ориентировалось на радикальную праволиберальную программу, разработанную группой Г. Грефа, была рассчитана на несколько лет и затрагивала все сторо­ны государственной и

общественной жизни – от экономики до судебной реформы.[24]

      Вскоре Путин осуществил ряд реформ, направленных на укрепление вертикали власти я федерализма. Было созда­но семь федеральных округов, которые возглавили предста­вители Президента. Семь полпредов были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента. Тут же Путин подписал три демонстративных указа, приостанавливающих действие местных актов Амур­ской области и Ингушетии и обязующих Башкортостан привести свое законодательство в соответствие с Консти­туцией России

       Совет Федерации поначалу открыто полемизировал с Президентом, критиковал федеративную реформу, но вско­ре согласился с предложениями Президента, тем более что Путин в ряде вопросов шел навстречу губернаторам. Одна­ко региональные лидеры в целом лишились стратегически важной общефедеральной политической функции непо­средственного давления на некоторые элементы федераль­ной исполнительной власти. Путин добился своего и укрепил вертикаль исполнительной власти. Летом 2000г. Президент и правительство проводят через Думу налоговую реформу, предусматривавшую установление единой ставки подоходного налога.

       В целом анализ шагов Президента за первый год его ра­боты показывает, что Путин готов подтвердить свои заявления реальными действиями, что на фоне прежних президентов и премьеров выглядит весьма эффектно. В ре­зультате молодой и энергичный Президент сохраняет свою высокую популярность среди российского населения, которому надоели криминальный беспредел, воровство чи­новников, бесхозяйственность. Рейтинг Путина остается высоким по сей день, несмотря на резкую критику со сто­роны некоторых СМИ. На него продолжают делать ставку правые и правоцентристские силы, финансовая олигархия, все новые собственники, боящиеся пересмотра итогов при­ватизации. Наконец, на него некоторое время рассчитыва­ла часть левоцентристских сил, положительно оценивших государственническую позицию Президента.

       Путин обосновал важность создания новой общенаци­ональной системы ориентиров, которые должны ликвиди­ровать идеологический вакуум. В основе этой системы дол­жен находится патриотизм в самом широком смысле, этого понятия. По мысли Путина, общенациональная стратегия заключается в одном - Россия должна стать вновь великой державой. Строя демократическое и европейское государ­ство, надо обязательно учитывать менталитет нации, в котором заложено то, что Россия всегда была сверхцентрали­зованным государством. Для достижения экономического роста и консолидации российского общества, указывает Путин, необходимо решить проблему духовности, нравственности, укоренить в общественном сознании патриотизм, державность, государственничество, социальную солидар­ность. Патриотизм- это источник мужества, стойкости, силы народа. Государственничество - это усиление госу­дарственной власти, это опора российской нации. Держав­ность -  историческая характеристика российского само­сознания, способность к мировому лидерству в сфере высоких технологий, эффективности вооруженных сил. Президент убежден в том, что новая государственная идея или идеология родится как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с  исконными российскими, выдержавшими испытание временем.

       Дальнейшая судьба Путина как Президента зависит от двух факторов - решения самых важных социально экономических проблем и окончательного решения чеченской проблемы. Пока в этих сферах не произошло кардинального перелома негативных тенденций.

       В этих условиях Путин продолжает демонстрировать по­литическую активность. В 2001 г. он добивается принятия Думой нового Закона о партиях, активно занимается внешне­политической деятельностью. Предпринимаются попытки как-то смягчить последствия ельцинского варианта реформ (повышение пенсий). Много времени и сил у Президента ухо­дит на текущие дела: «дебаты о свободе печати», участие в решении конкретных социально-экономических проблем, в различных внешнеполитических мероприятиях.[25]
                       II Социально-экономические преобразования.         

                      1. «Шокотерапия» и приватизация 1992 – 1993 гг.

       Принятая российским руководством в качестве базовой модели радикальная экономическая реформа по методам западной программы «шоковой терапии», поддержанная Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития, стала своеобразной альтернативой неудавшимся попыт­кам союзного руководства периода «перестройки» осуществить постепенную модернизацию сверх централизованной социалисти­ческой экономики. Согласно принятой концепции группы Е. Т. Гайдара, постсоветская экономика не могла быть усовершенство­вана, она подлежала только немедленному демонтажу при одновре­менной ломке командно-бюрократической системы управления и распределения. Эта модель радикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристских методов была апроби­рована в Российской Федерации в 1992 — 1993 гг. Первой радикальной реформой в начале января 1992 г. стал отпуск цен. По прогнозам правительства, эта акция должна была привести к сравнительно небольшому (в 3 раза) росту цен. Соот­ветственно был установлен индекс повышения зарплаты в бюджет­ных сферах, пенсий, стипендий и т. п. (70%). Но цены выросли сразу в 10 - 12 раз. Результатом явилось резкое падение уровня жизни большинства населения. Кроме того, реформа нанесла удар по сберегательным вкладам граждан, обесценив их трудовые накоп­ления, не были разработаны механизмы их индексации.

       Эта неожиданные и драматические результаты осуществления нового курса породили в широких слоях населения глубокое недо­верие к правительству реформаторов.

       Другой проблемой, с которой столкнулось правительство, явил­ся кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992 т. сумма взаимных долгов в экономике составила около 2 трлн. руб. В результате, не получая денег за производимую и поставляемую продукцию, предприятия страны оказались на грани краха. Хронически задерживалась выплата заработной платы. Выходом из сложившейся ситуации стало предоставление госпред­приятиям льготных кредитов Центробанком, что создало, в свою очередь, условия для раскручивания инфляционной спирали. Рост денежной массы привел к резкому падению курса рубля и сделал невозможной финансовую и денежную стабилизацию. Это неиз­бежно вело к провалу гайдаровской монетаристской модели «шо­котерапии» и корректировке курса реформ[26].

       Одновременно с отпуском цен последовал ряд мер по либера­лизации торговли. В течение 1992 г. это привело к тому, что в широких масштабах осуществлялось «первоначальное накопление капитала» за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В их основе лежало использование разницы между государственными закупочными ценами и ценами свободно регулируемого рынка. Наиболее опасным следствием этого процесса стало накоп­ление огромной денежной массы, оказавшейся вне сферы налого­обложения. В результате значительно вырос дефицит федерального
бюджета, который правительство старалось покрыть при помощи
внешних займов. Эти займы в основном предоставлялись междуна­родными финансовыми организациями, поддерживавшими курс
реформ в России (Международный валютный фонд, Всемирный
банк, Международный банк реконструкции и развития и др.).
Главными условиями предоставления кредитов России являлись
либерализация внутренних цен до уровня мировых и ликвидация
бюджетного дефицита.

       Наконец, третьей важнейшей задачей экономической модер­низации являлось разгосударствление собственности в стране путем широкого акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе бесплатной раздачи приватизационных чеков всему населению по номинальной стоимости 10 тыс. руб. Именно ваучерная привати­зация, согласно концепции преобразований, должна была нейтра­лизовать негативные стороны радикальных реформ и создать «средний класс» - класс собственников-акционеров. Раздача чеков на общую сумму 1 трлн. 400 млрд. руб. (так было оценено все имущество приватизируемых предприятий страны) населе­нию началась 1 октября 1992 г. Спустя полтора года, с 1 июля 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. Одновременно фактически было признано, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого эффекта и не привела к оживлению промышленного производ­ства и появлению класса собственников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты