Во время Октябрьских событий 1993 в ночь с 3 на 4 октября после захвата сторонниками Верховного Совета здания московской мэрии и попытки штурма «Останкино» Гайдар выступил по телевидению с призывом к москвичам выйти к Моссовету на защиту президента Российской Федерации и завоеваний демократии.
В октябре 1993 на учредительных съездах движения и блока «Выбор России» Гайдар был избран членом политсовета этого и председателем исполкома избирательного блока. В декабре 1993 был избран депутатом Государственной Думы и лидером парламентской фракции «Выбор России». В январе 1994 Ельцин принял отставку Гайдара с поста первого вице-премьера. В июне 1994 избран председателем партии «Демократический выбор России» (ДВР).
В декабре 1994 — январе 1995 был одним из организаторов серии антивоенных митингов в Москве в связи с вводом федеральных войск в Чечню. В декабре 1995 на парламентских выборах возглавляемый Гайдаром избирательный блок «Демократический выбор России — Объединенные демократы» не прошел в Думу. В 1996 на выборах президента России призвал поддержать кандидатуру Б. Н. Ельцина. В декабре 1999 был избран депутатом Государственной думы от блока «Союз правых сил». Оказавшись в политической тени Гайдар продолжал оказывать влияние на формирование экономической политики российского кабинета министров. С января 2000 член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. С 20 мая 2000 — сопредседатель СПС. Является председателем Учредительного совета Международного центра исследований экономических реформ.
3. Хасбулатов Руслан Имранович (р. 1942), российский государственный и общественный деятель, член-корреспондент РАН (1991). С 1965 на научно-педагогической работе, в 1980-90 заведующий кафедрой «Международные экономические отношения» в Московском институте народного хозяйства (ныне Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова). С 1990 1-й заместитель, в 1991-93 Председатель ВС РСФСР. Привлечен к уголовной ответственности за организацию массовых беспорядков 3-4 октября 1993. В феврале освобожден из-под стражи по амнистии Государственной думы Федерального Собрания. Принимает активное участие в урегулировании конфликта в Чечне.
4. Чубайс Анатолий Борисович (р.16 июня 1955, город Борисов, Белоруссия), российский государственный деятель, заместитель председателя правительства Российской Федерации в 1990-х годах.
Родился в семье военнослужащего. В 1977 окончил Ленинградский инженерно-экономический институт. В 1977-82 работал инженером, ассистентом. В 1982-90 преподавал в ЛИЭИ. В 1984-87 был неформальным лидером полуподпольного кружка молодых экономистов, который был создан группой выпускников ЛИЭИ, а затем к нему присоединились и выпускники других вузов, в том числе московских. В этот кружок в разное время входили П. О. Авен, С. Ю. Глазьев, А. Улюкаев (будущий руководитель группы советников премьер-министра по экономическим вопросам) и др. В 1990 Чубайс стал заместителем председателя исполкома Ленсовета, затем, в 1990-91, первым заместителем председателя исполкома. Был сторонником экономической политики А. А. Собчака.
При формировании «правительства реформ» в ноябре 1991 Чубайс был назначен Председателем Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом — министром России. На этом посту руководил разработкой Государственной программы приватизации и других нормативных актов по приватизации предприятий, осуществлял подготовку и внедрение системы именных приватизационных чеков (ваучеров). В июне 1992 был назначен вице-премьером. Ведомством Чубайса была разработана программа приватизации и осуществлена ее техническая подготовка. Основными методами приватизации госсобственности стали: акционирование предприятий, аукционные продажи их на первом этапе за ваучеры, а на следующем — за деньги, при предоставлении на ваучерном этапе существенных, но не преимущественных, льгот работникам предприятий. После того, как в декабре 1992 Е. Т. Гайдар вынужден был оставить пост главы правительства, Чубайс сохранил свой пост в кабинете В. С. Черномырдина. При этом Гайдар сам настаивал на том, чтобы Чубайс не подавал в отставку, мотивируя это необходимостью проведения подготовленной им приватизации.
Программа приватизации Чубайса критиковалась Верховным Советом. Региональные руководители (в особенности мэр Москвы Ю. М. Лужков) стремились изменить правила приватизации в пользу местных администраций, ссылаясь на то, что Госкомимущество продает государственную собственность не самым лучшим собственникам и за бесценок. Летом 1994 Ельцин вмешался в спор Чубайса и Лужкова, поддержав Лужкова и отдав Чубайсу указание не заниматься Москвой. Чубайсовскую приватизацию критиковали и либеральные экономисты (Л. И. Пияшева, А. И. Стреляный) за то, что она не предусматривала условий для создания мелких и средних собственников.
В одном из своих выступлений в 1992 Чубайс заявил, что реальная стоимость приватизационного чека примерно равна стоимости двух легковых машин «Волга». В действительности рыночная стоимость ваучера оказалась равна примерно цене двух килограммов колбасы. Тем не менее, основная цель программы приватизации — разгосударствление при сохранении относительного социального мира — была в общем достигнута.
5. Руцкой Александр Владимирович (р. 1947), российский политический деятель, генерал-майор (1991), Герой Советского Союза (1988). Участвовал в войне в Афганистане в 1985-88 (командир авиаполка, заместитель командующего ВВС армии). С июня 1991 вице-президент Российской Федерации. Вскоре начал деятельность, несовместимую со статусом вице-президента. В сентябре 1993 временно отстранен от исполнения обязанностей вице-президента. После роспуска Верховного Совета объявил себя исполняющим обязанности президента России, призвал к штурму мэрии и телецентра. Снят с поста вице-президента и привлечен к уголовной ответственности за организацию массовых беспорядков 3-4 октября. В феврале 1994 освобожден из-под стражи по амнистии Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации. В 1996-2000 губернатор Курской обл.
6. Черномырдин Виктор Степанович (р. 9 апреля 1938, станица Черный Отрог Саракташского района Оренбургской области), российский государственный и общественный деятель.
Родился в семье рабочего, где, кроме него, было еще четверо детей. После окончания средней школы в 1957 работал слесарем на Орском нефтеперерабатывающем заводе. В 1957-1960 годах служил в Советской Армии. Вернувшись на завод, до 1962 года работал машинистом, оператором, начальником технической установки.
В 1966 окончил Куйбышевский индустриальный (ныне политехнический) институт, в 1972 — экономический факультет Всесоюзного заочного политехнического института. В 1967-1973 на партийной работе в Орске. В 1973-1978 — директор Оренбургского газоперерабатывающего завода. В 1978-1982 работал в отделе тяжелой промышленности ЦК КПСС. В 1982 был назначен на пост заместителя министра нефтяной и газовой промышленности СССР. С 1983 одновременно возглавлял Всесоюзное промышленное объединение по добыче газа в Тюменской области «Главтюменгазпром». В 1985-1989 занимал пост министра нефтяной и газовой промышленности в правительстве Н. И. Рыжкова.
В 1989 на базе Министерства нефтяной и газовой промышленности был образован первый в стране государственный концерн Газпром, в августе того же года на учредительном заседании концерна Черномырдин был избран председателем правления Газпрома. В мае 1992 года Б. Н. Ельцин назначил Черномырдина вице-премьером по топливно-энергетическому комплексу. В декабре 1992 на съезде народных депутатов он был предложен Ельциным наряду с Е. Т. Гайдаром и Ю. В. Скоковым на пост премьер-министра. По итогам рейтингового голосования Черномырдин был утвержден председателем совета министров (с 1993 — председателем правительства).
В среде российских демократов было распространено мнение, что Черномырдин может попытаться вернуть Россию в прежние советские времена, но этого не произошло. После непродуманного обмена денег, проведенного в июле 1993 Центробанком, Черномырдин вошел в историю своей афористичной фразой: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». В сентябре 1993 решительно поддержал указ № 1400 президента Ельцина о роспуске парламента.
В апреле 1995 Черномырдин возглавил движение и предвыборный блок «Наш дом — Россия», который должен был стать, по замыслу кремлевских аналитиков, основной фракцией в Государственной думе, но блок набрал всего 10% голосов. Черномырдин отказался от депутатского мандата, оставшись председателем правительства РФ. При Черномырдине начался процесс постоянных задержек с выплатой зарплат и пенсий. Летом 1995 вел непосредственные переговоры с Шамилем Басаевым, захватившим в заложники персонал и пациентов городской больницы в Буденновске. В результате переговоров заложники были освобождены.
После победы Ельцина на президентских выборах в 1996 году Черномырдин был утвержден председателем правительства. В марте 1998 он был неожиданно отправлен в отставку. После дефолта в августе 1998 года Ельцин вновь предложил Государственной думе утвердить Черномырдина на пост председателя правительства, но дума отвергла его кандидатуру. С 1999 года Черномырдин занимал почетный, но малозначимый пост председателя правления РАО Газпром. В декабре 1999 был избран депутатом Государственной думы. В мае 2001 года президент В. В. Путин назначил Черномырдина послом России на Украине.
7.Указ Президента Российской Федерации о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации №1400 (извлечения)
В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.
Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции.
В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного договора, но принимаемые решения зачастую Прямо противоречат федеративной природе Российского государства.
Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов о принятии новой Конституции.
В текущей работе Верховного Совета систематически нарушаются его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство.
Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации.
В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, Президента и Правительства — с другой, а также преодоления паралича государственной власти являются выборы нового парламента Российской Федерации. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11