Современное состояние и стратегические ориентиры молодежной политики в Санкт-Петербурге
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный Университет сервиса и экономики
ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: "Современное состояние и стратегические ориентиры молодежной политики в Санкт-Петербурге"
г.Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Молодежная политика в современной России
1.1 Основные понятия молодёжной политики
1.2 Проблемы молодёжи в современной России
1.3 Стратегические направления государственной молодёжной политики в России
Глава 2. Анализ условий и факторов проведения молодежной политики в Санкт-Петербурге
2.1 Проблемы петербургской молодежи, требующие решения
2.1.1 Демографическая ситуация
2.1.2 Образование и воспитание
2.1.3 Формирование гражданственности и патриотизма
2.1.4 Молодежь и армия
2.1.5 Уровень жизни молодежи
2.1.6 Жилищные проблемы молодых петербуржцев
2.1.7 Досуг детей, подростков и молодежи
2.1.8 Средства массовой информации и их влияние на молодежь
2.1.9 Проблемы молодых инвалидов
2.1.10 Правонарушения, наркомания среди молодежи
2.2 Основные направления молодежной политики в Санкт-Петербурге
Глава 3. Стратегические ориентиры молодежной политики Санкт-Петербурга
3.1 Положение молодежной политики в Санкт-Петербурге
3.2 Программы молодежной политики Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
3.2.1 Программа "Молодежные общественные организации"
3.2.2 Программа "Профилактика наркозависимости"
3.2.3 Программа "Профилактика правонарушений"
3.2.4 Программа "Занятость молодежи"
3.2.5 Программа "Летний отдых"
3.2.6 Программа "Поддержка творческих инициатив и организация досуга"
3.2.7 Программа "Воспитание гражданства и патриотизма"
3.2.8 Программа "Подростково-молодежные клубы"
3.2.9 Программа "Международное и межрегиональное молодежное сотрудничество"
3.3 Пути совершенствования молодежной политики в Санкт-Петербурге
Заключение
Литература и источники
Введение
Актуальность темы исследования.
Современная ситуация в России, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.
Молодое поколение в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида. Данное воздействие могло бы осуществляться с помощью создания определенных границ, в рамках которых и происходило бы становление молодого человека. Под этими границами понимается, с одной стороны необходимость ограждения молодежи от влияния уличной среды (наркомании, проституции и других социальных девиации), с другой- создание первоначально равных условий для всего молодого поколения с целью получения ими необходимых знаний и других ресурсов государства для полноценного развития и возможности раскрытия своих потенциальных возможностей.
На сегодняшний день в России существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако, не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию молодежной политики в крае через анализ деятельности всех государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе молодого поколения.
Цель исследования заключается в исследовании тенденций в развитии российской молодежной политической культуры.
Задачи работы:
1. Исследовать теоретические основы молодежной политики.
2. Исследовать современное положение молодежи в России и Санкт-Петербурге.
3. Исследовать государственную молодежную политику в Санкт-Петербурге, степень влияния проводимой политики на молодежную культуру.
4. Наметить основные пути совершенствования молодежной политики в Санкт-Петербурге.
Объектом исследования является статус молодежи в современном обществе, проблемы молодого поколения и варианты их реализации.
Предметом исследования выступает молодежная политика Санкт-Петербурга
Глава 1. Молодежная политика в современной России
1.1 Основные понятия молодёжной политики
Молодежная политика – это стратегия и тактика молодежного движения. Цель ее – все время отслеживать стремления и желания молодежи и на этой основе разрабатывать соответствующие программы, мероприятия, услуги. Такая стратегия подразумевает, что деятельность той или иной молодежной организации осуществляется на основе анализа состояния молодежных программ (проектов), учитывает нужды и потребности молодежи, дает рекомендации по эффективному удовлетворению этих нужд
Государственная молодежная политика (ГМП) в широком смысле – неотъемлемая составная часть обшей политики государства, имеющая цель создания правовых, социально-экономических, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества. В силу этого государственная молодежная политика реализуется различными ведомствами и структурами – образования, спорта, обороны, внутренних дел, здравоохранения, культуры, строительства, архитектуры, органами по делам молодежи и так далее.
Государственная молодежная политика в узком смысле - деятельность органов по делам молодежи. Здесь и далее речь идет о государственной молодежной политике узком смысле значения этого понятия.
Государственная служба по делам молодежи (ГСДМ) - совокупность государственных предприятий и учреждений, осуществляющих работу с молодежью. В ее состав помимо государственных органов по делам молодежи, входят социальные службы для молодежи и молодежные службы.
Муниципальная служба по делам молодежи (МСДМ) – совокупность муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих работу с молодежью. В ее состав, помимо муниципальных органов по делам молодежи, входят социальные службы для молодежи и молодежные службы.
Органы по делам молодежи – структуры представительной и исполнительной власти различных уровней (Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления), к ведению которых относится реализация молодежной политики. В задачах органов по делам молодежи исполнительной власти входит координация деятельности иных органов исполнительной власти по реализации молодежной политики и собственные действия в этой области.
Социальная служба для молодежи (ССМ) – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги молодежи, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица.
Социальная работа с молодежью - услуги, учреждения, службы и мероприятия для молодых людей, поддерживающие их в том, чтобы они нашли свое место как активные и ответственные члены общества.
Социальные услуги молодежи – действия по оказанию молодому человеку помощи, предусмотренной действующим законодательством, в целях устранения социальной обделенности и нанесения ущерба отдельной личности.
Молодежная служба - предприятие, учреждение, оказывающие услуги молодежи в области образования, дополнительного образования, физкультуры и спорта, культуры, информации, туризма, трудоустройства и иных сферах жизнедеятельности.
Предприятия, учреждения органов по делам молодежи - юридические лица, учредителем (соучредителем) которых являются органы по делам молодежи или органы, осуществляющие функции вышестоящей организации.
Бюджетные учреждения органов по делам молодежи – созданные в соответствии с законодательством учреждения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, учредителем или вышестоящей организацией которых выступают органы по делам молодежи.
Работа молодежных организаций – область социализации, которая существенно отличается от классических сфер социализации добровольностью, самоорганизацией и самоопределением. Молодежные организации рассматривают себя как объединения детей, подростков и молодых взрослых и проводят свою работу самостоятельно без государственного влияния.
Проблема формирования государственной молодежной политики должна рассматриваться сегодня как проблема национальной безопасности России.
1.2 Проблемы молодёжи в современной России
По данным государственных докладов, а также докладов, которые появились в ряде субъектов Российской Федерации и существенно уточняют картину положения молодежи в стране, можно выделить следующие моменты, касающиеся современного положения молодежи в нашей стране:
1. Стремительное падение рождаемости в стране в конце ХХ – начале ХХI вв. Подавляющая часть молодежи ориентирована на рождение в семье не более одного ребенка. Возрастает и количество разводов в молодых семьях (до 500 на 1 тысячу браков). Таким образом, следует ожидать в будущем значительное абсолютное уменьшение численности молодых россиян.
2. Состояние здоровья молодежи – стратегическая проблема. По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась на 29,4%. Молодые люди имеют более низкий уровень здоровья, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Уровень психических заболеваний каждые десять лет возрастает на 10-15%. За последние 5 лет количество молодых наркоманов возросло примерно в 3,5 раза, постоянно растет число регулярно курящих молодых людей: среди подростков их до 20%, студентов – до 60%; свыше 90% подростков в возрасте до 18 лет приобщаются к спиртному.
3. Объединенная возрастными особенностями, российская молодежь не представляет собой единой группы по базовым социальным параметрам. Доля молодых предпринимателей не превышает 2-3% численности молодого поколения. Доля лиц с доходами ниже прожиточного уровня с 1990г. возросла более чем в 15 раз. Молодые представители социальных групп с разным уровнем доходов, характером занятости, семейным положением обладают социальными признаками этих групп и, подобно их старшим представителям, различаются своими материальными возможностями, ценностными ориентациями, духовными потребностями, образу и стилям жизни.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15