Современное состояние и стратегические ориентиры молодежной политики в Санкт-Петербурге

2.1.4 Молодежь и армия

За последние десять лет не раз поднимались вопросы как о проблемах в армии - криминализации, неуставных взаимоотношениях, - так и о проблемах самой армии - низкой и несвоевременной выплате денежного довольствия офицерскому составу, нищенском существовании солдат. Общественное мнение склоняется к тому, что единственный выход из сложившейся ситуации - это постепенный переход армии на контрактную основу.

Одной из серьезных проблем сегодняшней российской армии является проблема с призывом. За последние годы существенно изменился контингент призывников. Армия пополняется в основном молодыми людьми из неблагополучных семей. Это относится к их духовно-нравственному состоянию, к уровню их образования, к их физическому развитию и здоровью. Особую озабоченность вызывает количество призывников, в прошлом имевших проблемы с законом либо состоящих на учете в милиции.

Из молодых людей призывного возраста в Петербурге в армию попадает меньшая часть. По данным Военного комиссариата Санкт-Петербурга, в 2006 г. 17559 чел. были освобождены от военной службы, причем 80,7% из них - по причине плохого здоровья. Из 5 800 человек, направленных для прохождения службы в войсках и на флоте, 67% призывников имели незначительное ограничение по состоянию здоровья, 14% - не имели среднего образования, 27% - нигде не работали и не учились, 30% - воспитывались одним родителем, 1% - были сиротами, 5,6% - в прошлом имели судимость за совершенное преступление, 5,4% - состояли на учете в милиции.

Низкая привлекательность службы в армии, связанная отчасти с бытующим представлением в обществе об опасностях, подстерегающих молодого человека во время прохождения службы (что, безусловно, имеет объективные основания), привела к тому, что молодые люди любыми способами стремятся избежать призыва в армию. Так в 2005 г. на призывную комиссию не явились 2 379 человек, уклонились от призыва - 1 457 человек, из них: привлечено к административной ответственности - 1 799 чел., на 346 чел. материалы направлены в прокуратуру, из них: отказано в привлечении - 112 чел.; привлечен к уголовной ответственности 1 чел. Эта негативная статистика практически без изменений повторяется на протяжении нескольких последних лет.

Несмотря на то, что уже существует закон об альтернативной службе, на сегодняшний день в военные комиссариаты города обратились по поводу данной возможности лишь 17 человек.

Вызывает тревогу, что каждый четвертый призывник нигде не работал и не учился в период после окончания школы до призыва в армию. Отсутствие у таких призывников опыта работы и общения в трудовом коллективе на первых порах оборачивается серьезными проблемами с их адаптацией к условиям военной службы.

Еще одной большой проблемой, так или иначе связанной со службой в армии, является "послеармейская безработица" демобилизованных из Вооруженных Сил. Большинству из них в течение полугода, а то и больше, не удается устроиться на работу, особенно если нет профессиональной подготовки. Именно из этой части молодежи пополняются ряды уличных преступников, пьяниц, наркоманов и т.п.

На фоне общей пессимистической картины армейской темы долю оптимизма вселяет тот факт, что постепенно растет престиж офицерской профессии. Число желающих поступить в военные училища в Петербурге за последние годы увеличилось в 1,4 раза.

Сегодня в нашем городе важную роль в воспитании подростков играют Суворовское военное училище, Нахимовское военно-морское училище, кадетские корпуса, которых в Санкт-Петербурге пять. Высокую оценку жителей получило заявление губернатора В.А. Яковлева о целесообразности открытия в Северной столице еще 3-4 кадетских корпусов. По сути дела вопрос стоит так: либо беспризорники и дети из неблагополучных семей становятся добычей преступного мира, либо они, наоборот, станут теми, на кого государство в первую очередь сможет опереться.

Ежегодный социологический опрос, проведенный ГУВР ВС РФ (Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил) в апреле 2005 г. среди призывников, показал, что 48,4% молодых людей, готовящихся служить в Вооруженных Силах, будут защищать, прежде всего, своих родных и близких, свой город, "отчий край"; 36,2% ответили, что будут защищать Россию, а 12,4% собираются поддерживать мир и спокойствие во всем мире. В случае войны почти 75% опрошенных готовы защищать своих родных и близких, а на защиту Отечества встанут 69%. При этом 54,6% призывников считают, что у России есть враги. Молодые петербуржцы (данные опроса Центра политических и психологических исследований (ЦППИ) в феврале 2002 г.) противниками России считают прежде всего США и страны блока НАТО (61%).

Несмотря на словесные заверения защищать Отечество, факт остается фактом: подавляющее большинство петербуржцев призывного возраста в армию не идут и всячески уклоняются от выполнения своего гражданского и патриотического долга. Неблагополучие со службой в армии свидетельствует об общем пока неблагополучии в сфере законности и порядка, социально-психологического климата в стране.


2.1.5 Уровень жизни молодежи

Система российской статистики, принятая на настоящий момент, не позволяет достаточно корректно проследить динамику уровня жизни молодежи.

Статистические данные за 2006 г. свидетельствуют о том, что на фоне общего роста заработной платы и денежных доходов населения в целом усиливается неравномерность их распределения, т.е. социальное неравенство. Главной проблемой становятся крайне низкие доходы основной части населения. По мнению специалистов "Всероссийского центра уровня жизни" (ВЦУЖ), под влиянием реформы жилищно-коммунального хозяйства примерно у трети населения положение останется столь же бедственным, как и ранее, а другая треть еще больше приблизится к черте бедности. Еще одна проблема - крайне низкие на настоящий момент и на длительную перспективу инвестиционные возможности населения.

Если проанализировать уровень жизни населения в региональном разрезе, то можно увидеть, что Санкт-Петербург в 2006году занимал промежуточное положение между Россией в цепом и Москвой. Так, по доле "бедных" (лиц со среднедушевым доходом менее прожиточного минимума) на 1 000 человек имеет место следующее распределение: Россия - 431 чел., Москва - 170 чел., Санкт-Петербург - 269 чел. В то же время снижение численности "бедных" в Санкт-Петербурге происходит гораздо более быстрыми темпами, чем в Москве и России в целом: в 2001 г. по сравнению с 2000 годом она снизилась в 1,32 раза, в то время как в Москве - в 1,14, а в России - в 1,12 раза.

При рассмотрении уровня жизни в разрезе социальных групп, молодежь как социально-демографическая группа находится в более выигрышном, по сравнению с другими группами, положении за счет естественной возрастной энергии, приспособляемости, инициативности, большей занятости в небюджетной сфере, а также за счет помощи старших родственников (прежде всего, родителей) и отсутствия собственных детей. На январь 2002 года среднедушевой доход населения в целом равнялся 1 662,0 руб., в то время как среднедушевой доход молодежи от 18 до 30 лет - 1 904,8 руб.

Опрос населения Санкт-Петербурга, проведенный в начале 2006 г., выявил больший оптимизм молодежи в оценке своего материального благополучия по сравнению с более старшими группами населения.

Однако когда молодым людям задается вопрос об их доходах, картина несколько меняется. По данным опроса, проведенного в Петербурге в 2006 г., свои доходы молодежь в возрасте от 18 до 30 лет оценила следующим образом: высокие - 1%, средние - 59%, низкие - 40%. Эти оценки опять же значительно оптимистичнее, чем у представителей более старших возрастов.

Следует отметить неравенство материального положения различных молодежных групп. Аналогично статистике по российской молодежи в целом, данные опросов молодежи Санкт-Петербурга показали, что в худшем положении находятся семьи с детьми.


2.1.6 Жилищные проблемы молодых петербуржцев

Жилищная проблема в Санкт-Петербурге остается чрезвычайно острой, и самыми неблагополучными по обеспечению жильем являются молодые семьи. В очереди на улучшение жилищных условий в городе состоит более 300 тысяч семей, имеющих не более 5,5 квадратных метра на человека. Из них, по предварительным оценкам, 10% - молодые семьи, в том числе в составе семей старшего поколения, т. е. около 30 тысяч семей, большая часть которых снимает жилье или живет в чрезвычайно стесненных условиях. Все это не может не сказываться на рождении и воспитании детей. Об остроте жилищной проблемы свидетельствуют цифры: при росте ввода в эксплуатацию коммерческого жилья в городе с 766 тыс. кв. м в 1993 г. до 1 000 тыс. кв. м жилья за последний год, ежегодно сдавалось за счет бюджетных средств (федеральных и местных) всего от 50 тыс. кв. м до 100 тыс. кв. м, т. е. в 10 раз меньше.

Молодежь до последнего времени не считалась категорией, подлежащей учету в Комитете по жилищной политике, и поэтому была лишена возможности получать государственную помощь в улучшении жилищных условий в каком бы то ни было виде.

Произошедшие за последние годы в строительном комплексе и на рынке жилья изменения, которые выразились в уменьшении разницы между инвестиционной и рыночной ценами жилья, привели к невозможности продолжать прежнюю практику, когда часть средств от рыночной продажи жилья использовалась на строительство бесплатного жилья для очередников. Привлечение для инвестирования кредитов коммерческих банков негативно отражается на себестоимости жилья, значительно увеличивая ее по сравнению с чисто подрядными ценами.

Как показывают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не желают заводить детей, на одном из первых мест стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе на здоровье, образование, рост преступности.

Государство в решении жилищной проблемы граждан делает ставку на ипотечное кредитование, но отсутствие бюджетных средств на эту программу и высокая стоимость выдаваемых за счет иностранных инвесторов ипотечных кредитов делают их недоступными для большинства горожан.

Поэтому принятие Закона "О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" не только выражает желание законодательной и исполнительной власти нашего города внедрять новые механизмы содействия гражданам в улучшении жилищных условий, но и подтверждает, что категория молодежи и молодых семей нуждается в особом внимании, как с точки зрения создания нормальных условий для жизни молодых семей, так и с точки зрения стабилизации демографической ситуации в городе.


2.1.7 Досуг детей, подростков и молодежи

Как свидетельствуют социологические исследования, ведущими разновидностями молодежного досуга остаются прогулки и встречи с друзьями, просмотр телевизионных и видео-программ, прослушивание музыки, компьютерные игры и интернет, посещение дискотек и кафе, время от времени - поп-концертов, кинотеатров, стадионов (в качестве болельщиков) и все реже на досуге молодежь читает.

В 2005 г. в городе функционировало 346 подростково-молодежных клубов, в которых работало 2 000 кружков и секций (68% бесплатных и 32% платных). В них занималось 78 700 детей, подростков и молодых людей. Большую часть этого контингента составляют дети и подростки из социально незащищенных и малоимущих семей. Свыше 2,5 тысяч занимающихся в клубах - подростки, состоящие на учете в органах внутренних дел.

В 114 учреждениях дополнительного образования (дворцы и дома творчества, центры технического творчества, детско-юношеские спортивные школы, клубы) занимается свыше 230 000 детей и подростков. в кружках и центрах на базе общеобразовательных школ - свыше 86 000 детей. В 27 школах города создана и развивается сеть дополнительного образования, действующая как структурное подразделение образовательного учреждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты