Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного и эффективного решения возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать взаимоувязанному улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения и развитию страны в целом.
В то же время мировой и отечественный опыт убедительно доказывает, что для любого общества характерно разделение населения по уровню доходов и потребностей. В результате, объективно формируются определенные группы, каждая из которых состоит из разных категорий жителей, с определенным уровнем запросов и потребностей. Социально-экономическая политика эффективна только в том случае, если она действует в отношении каждой из выделяемых групп адресно, в точном соответствии с их проблемами и потребностями, но реализует заявляемые приоритеты по отношению ко всему населению и каждому гражданину. В результате такой политики формируются внутренние механизмы перераспределения усилий, ресурсов государства, общества и граждан, которые позволяют сократить издержки, и в первую очередь, за счет привлечения граждан к решению собственных проблем. Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать следующие приоритеты:
1. Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России.
2. Развитие созидательной активности молодежи.
3. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, адресно направить их в соответствии с указанными приоритетами и обеспечить:
1. Системное, вовлечение молодежи в многообразные социальные практики и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны. Важнейшим инструментом вовлечения должно стать полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, продвижение культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития. Такая система вовлечения и информирования молодого человека, не только позволит ему полнее реализовать свой потенциал, но и укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем.
2. Выявление, продвижение, поддержку активности и достижений молодежи в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах. Это даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России.
Вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы в процессе интеграции в социум. К ним, прежде всего, относятся инвалиды, выпускники сиротских и коррекционных учреждений, образовательных учреждений закрытого типа, жертвы насилия, военных действий, катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении, безработные, ВИЧ- инфицированные и молодые люди зависимые от употребления психоактивных веществ. Это минимизирует издержки, которые понесут общество и молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации, предотвратит объединение молодых людей по признаку неуспешности, сократит базу для развития различных фобий в общественном сознании. Кроме того, эта работа будет способствовать снижению нагрузки на социальную сферу, связанной с прямой финансовой поддержкой этих категорий жителей страны. Названные приоритеты не охватывают всего объема проблем, стоящих перед молодежью и обществом в ближайших десятилетиях. Они определяют направления и сферы первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке. Одновременно цель и приоритеты государственной молодежной политики взаимоувязаны с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и предполагают межведомственный характер их достижения.
Глава 2. Анализ условий и факторов проведения молодежной политики в Санкт-Петербурге
2.1 Проблемы петербургской молодежи, требующие решения
2.1.1 Демографическая ситуация
По данным Петербургкомстата, общее количество населения в Санкт-Петербурге снижается. Снижается и количество населения в возрасте до 30 лет, его доля в 1990 г. составляла 41,1% от всего населения Петербурга, а в 1995-38%, в 2006 - 34 %. Правда, в последние годы в нашем городе отмечается некоторое сокращение разрыва между числом умерших и числом родившихся.
Численность населения в Петербурге, по прогнозам, в ближайшие годы будет продолжаться снижаться, как и в целом по стране. Предполагаемый положительный миграционный прирост не сможет компенсировать уменьшение численности населения, происходящее за счёт превышения смертности над рождаемостью. По всей видимости, не претерпит качественных изменений репродуктивное поведение молодых семей, и суммарный коэффициент рождаемости(число роившихся на одну женщину в течение жизни) будет значительно ниже, чем это требуется для замещения поколения родителей. Тем не менее, в ближайшие годы можно ожидать некоторого роста рождаемости. В этот период в возрастную группу 20-29 лет будет постепенно входить поколение родившихся в конце 70-х и в 80-х годах, когда рождаемость была более высокой.
В ближайшие годы численность населения трудоспособного возраста также будет несколько увеличиваться за счёт родившихся в период последнего пика рождаемости в конце 80-х годов. Впоследствии в эту группу начнёт вступать поколение 90-х годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить –поколения, родившиеся в послевоенный период, то вновь вызовет снижение численности трудоспособного населения.
Как свидетельствует история, демографические процессы, рождаемость и смертность населения чутко реагируют не только на социально-экономическое, но и на духовно-нравственное состояние страны и общества. На наших глазах произошло улучшение демографических процессов во второй половине 80-гг. под влиянием перестроечного оптимизма, веры в торжество российской демократии, понимаемой как воплощение справедливости и правды. Однако общее ухудшение социально-экономической ситуации, морально-психологического климата в стране, разочарование в лидерах перестройки уже в конце 80-х гг. вызвали снижение рождаемости и подъем смертности, особенно убийств, самоубийств, алкогольного отравления и всевозможных несчастных случаев. Можно утверждать, что утраченные и не обретённые вновь многими россиянами социальные ценности, общий, до сих пор неопределённый духовно-нравственный кризис в нашем обществе, в том числе среди молодёжи, являются основными факторами неблагополучия демографических процессов.
2.1.2 Образование и воспитание
Образование как социальное явление ориентировано не только на подготовку специалистов, но и на формирование личности, выполняя важнейшую функцию социализации и воспитания. Огромное значение приобретает формирование духовного мира молодого человека, его становление как творческой личности, как патриота и гражданина.
Для воспитательного потенциала в Петербурге сегодня характерны следующие тенденции: а) в общественном сознании петербуржцев различных поколений сложилась потребность в создании определенной системы воспитательной работы с молодежью (по данным исследования НИИКСИ, так считают 77% взрослых и 58% молодых петербуржцев); б) осознание таковой потребности подкрепляется усилиями Администрации, создающей различные воспитательные структуры, межведомственные и общественные советы; в) в воспитательном пространстве города сложились и действуют сотни разного рода общественных организаций, прямо или косвенно осуществляющих воспитательное воздействие на молодежь; г) в ряде вузов и общеобразовательных школ, в учреждениях системы профтехобразования разработаны и отчасти внедряются в практику различные методические рекомендации по организации воспитательной работы; д) постепенно сложилось понимание, что системообразующей основой воспитательной системы должно стать гражданское и патриотическое воспитание.
Вместе с тем, по-прежнему дают знать о себе и острые проблемы: во-первых, требуется развитие методической базы воспитательной работы, соответствующей современным условиям; во-вторых, ощущается потребность в подготовке и переподготовке кадров, занятых воспитательной работой с молодежью.
Еще одна важная проблема - организационная работа в воспитательном пространстве города. Как уже говорилось, множество организаций самой разной направленности ведут работу с молодежью. Однако мало известно, каковы результаты этого воздействия. Ведь не секрет, что в данный процесс включены и тоталитарные секты, политические и молодежные организации с сомнительной идеологией и практикой, причем, многие из них имеют регистрационные свидетельства, Назрела необходимость тщательного анализа деятельности всех организаций (многое в этом направлении уже делается Администрацией города), а также перехода к практике лицензирования воспитательной деятельности по аналогии с образовательной. Требуется и законодательная база в виде Закона Санкт-Петербурга о воспитании и воспитательной деятельности.
2.1.3 Формирование гражданственности и патриотизма
Как показывает опыт истории, образование новых государств с неизбежностью активизирует процессы формирования патриотизма и гражданственности. Особенность новой России - в переходе от принципов советского патриотизма и гражданственности к собственно российским нормам в контексте российской истории и современной специфики.
Социальное поле данной проблематики включает в себя: 1) естественный, по большей части стихийный, процесс формирования патриотизма и гражданственности молодежи; 2) целенаправленные действия (через институты социализации и воспитания); 3) воздействие тормозящих и негативных факторов (целенаправленное и стихийное).
Основными характеристиками формирования гражданственности и патриотизма молодежи Петербурга (по данным исследований НИИКСИ в 2001 - 2002 гг.) можно считать в рамках первой позиции: а) рост показателей патриотизма и гражданственности на уровне общественного мнения (до отметок 66% и 95% представителей учащейся молодежи соответственно), более того, впервые зафиксирован довольно значительный рост гордости молодых петербуржцев за свое Российское гражданство (58% опрошенных); б) растущую потребность в социальной активности в зависимости от выраженности патриотизма и гражданственности, при этом, очень важно, что формирование данных характеристик идет взаимоувязанно; в) патриотизм оказывается фактором, блокирующим экстремистские тенденции. В рамках второй позиции: а) активное, хотя и неравномерное развитие системы патриотического и гражданского воспитания; б) начинает ощущаться соответствие мер Президента РФ и Администрации города широкой общественной потребности в действиях патриотической и гражданской направленности "сверху" (в необходимости патриотического и гражданского воспитания, по нашим данным, убеждены свыше 80% учащихся молодых петербуржцев); в) результаты этой работы во многом зависят от положения страны и уверенности молодежи в успешной реализации жизненных задач. В рамках третьей позиции следует выделить: а) слабое доверие молодежи к власти (за исключением Президента В. Путина); б) недостаточную координацию различных социальных институтов, ведомств (прежде всего СМИ) и общественных организаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15