Современный международный терроризм

Бороться предполагалось при необходимости с оружием в руках. «Джихад - наш путь, смерть ради Аллаха – наше высшее стремление», гласил девиз «Братства». В 1948 году отряды «Братьев-мусульман» приняли участие в Палестинской войне, а когда Египет наряду с другими арабскими странами потерпел в ней поражение, развернул террор против его «виновников». После убийства премьер-министра Египта Махмуда Ну-краши правительство спохватилось: активисты «Братства» оказались в тюрьмах, а его лидер Хасан аль-Банна был застрелен агентами тайной полиции.[60]

         Очередная смена кабинета в Египте позволила «братьям» вновь легализоваться. Они вступили в контакт с революционной организацией «Свободные офицеры», в 1952 году свергнувшей короля Фарука. Однако вскоре новый режим обрушил на них ещё более жестокие репрессии. Поводом к ним послужило покушение одного из членов «Братства» на жизнь президента Гамаля Абдель Насера.

         В 1964 году часть «братьев» вышла на свободу по амнистии, но вскоре власти раскрыли очередной заговор против Насера. Главным обвиняемым на процессе стал видный теоретик «Братства» Сайид Кутб, интеллектуал, учившийся в США и в молодости увлекавшийся социалистическими идеями. Взгляды Кутба на «вызовы современности» отличались крайним радикализмом.

В отличие от аль-Банны, аль-Кутб уже не надеялся на мирное торжество исламских идей в современном арабском обществе. Он говорил, что оно пребывает в состоянии «джахилийя» (доисламского варварства), поэтому является слабым в нравственном отношении, уязвимым для любых чуждых явлений. Задача истинно верующих – внутренне отделится от такого общества, замкнутся в кругу единомышленников. Благодаря отделению, их вера укрепится, они обеспечат свою безопасность, создадут истинно исламское общество в миниатюре.

«Братья» должны вести джихад – священную войну – против варварского общества, с целью завоевания власти и превращения его в «истинно исламское». Джихад – это гражданская война истинно верующих против «неверного» общества. Отсюда знаменитый лозунг аль-Кутба: «Аллах – идеал, Пророк Мухаммед – вождь, джихад – средство достижения цели, смерть во имя Аллаха – заветная мечта».[61]

Под влиянием идей аль-Кутба и его приверженцев группировка «Братьев мусульман» стала экстремистской, широко использующей террористические методы. Не случайно на ее эмблеме изображены две скрещенные сабли и Коран.

Сайд Кутб кончил жизнь на виселице, но его идеи вдохновили многих представителей молодого поколения «братьев», сидевших тогда в тюремных камерах. С начала 70-х годов уже при президенте Анваре Садате в Египте стали появляться экстремистские группы последователей Кутба, избравшие террор главным методом борьбы.[62]

         В 1974 году члены «Партии исламского освобождения» предпринимают попытку захвата Военно-технической академии в Каире. В 1977году «Общество мусульман» похищает, а затем убивает мусульманского богослова шейха Мухаммеда аз-Захаби. Экстремистские группы нападают на полицейские участки, устраивают взрывы в ночных клубах, нападают на христиан-коптов. В университетских городках появляются «исламские группы», которые терроризируют левых и светски настроенных студентов, борются за устройство в кампусах молельных помещений и участвуют в антиправительственных демонстрациях.

         С конца 70-х годов «Братья-мусульмане» приняли активное участие в афганской войне, затем наладили тесное сотрудничество с мусульманским населением Югославии и Албании, стали оказывать помощь пакистанским экстремистским организациям, воевавшим в Кашмире. В итоге к концу 80-х годов «Братья-мусульмане» преобразовались во всемусульманскую ассоциацию исламских организаций, став фактически международной организацией.[63]

         К этому времени почти все входившие в нее движения и группы приняли в качестве единой идеологии ваххабизм, который они, однако, трансформировали из официального направления ислама в некое социально-политическое движение, которое, наряду с приверженностью «чистому» исламу, характеризуется крайней нетерпимостью к инакомыслию, отказом человека от свободы воли, фанатизмом.[64] Примыкавшие к «братьям» организации и группы в Южной Азии (Пакистан, Бангладеш), объявившие себя приверженцами деобандийской школы богословия, по всем основным вопросам теории и практики борьбы за провозглашенные идеалы ислама были близки к ваххабизму.

         В период боевых действий советских войск в Афганистане (1979-1989 гг.) «Братья-мусульмане» развернули активную деятельность в этой стране, помогая спецслужбам Пакистана, Саудовской Аравии, а также и ЦРУ США развертывать «священную войну» против Советской Армии. На Ближнем Востоке при их участии была создана система лагерей и учебных центов для подготовки и посылки в Афганистан «борцов за ислам» из арабских стран (общая численность «арабских афганцев» по различным оценкам достигла от 8 до 15 тысяч). В Афганистане также воевали боевики из стран Юго-Восточной Азии, направленные туда по каналам «Братьев-мусульман». Все они после окончания войны и возвращения в свои страны сохранили связь с афганскими, пакистанскими и арабскими исламскими центрами и фондами, через которые стали получать оружие и финансовые средства для формирования боевых групп на местах.[65]

         Многие мелкие радикальные группы, возникшие в начале 80-х годов, быстро дискредитировали себя в своих странах террором против государственных чиновников и связями с иностранными спецслужбами. Однако с начала 90-х годов на сцену выходит новое, ещё более агрессивное движение, вдохновленное идеями того же Кутба. Его ядром становятся «арабские афганцы» - добровольцы, воевавшие против советских войск в Афганистане.

         В октябре 1981 года сам президент Садат падает под пулями боевиков из группы «Джихад». Террористы выполняют указ своего духовного лидера-слепого шейха Омара Абдель Рахмана, «приговорившего» Садата к смерти за подписание мира с Израилем.[66]

         Похожий процесс происходит и в других уголках мусульманского мира. В арабских странах большинство экстремистских групп возникает на почве недовольства радикалов «излишней умеренностью» руководства местных «Братьев мусульман». Так появились, например, «Палестинский исламский джихад», созданный в 1979-1980 годах палестинскими студентами в Египте, и «Армия Мухаммада», созданная в 1990 году в Иордании.[67]

         В 90-е годы как бы «визитной карточкой» террористов «Братьев-мусульман» стали нападения в Египте на иностранных туристов. Например, такие нападения были совершены 4 февраля 1993 года (на автобус с туристами из Южной Кореи) и 26 февраля (3 иностранца убиты и 18 ранены в каирском кафе); 8 июня 1993 года (погибли 6 англичан и 2 египтянина, 15 человек были ранены); 27 декабря 1993 года (получили ранения 7 австрийцев и 8 египтян). Аналогичные нападения на туристические автобусы, поезда, круизные суда на Ниле, кафе, посещаемые иностранцами, продолжались и в 1994 – 99 годах.

Новая страница истории «исламского» терроризма открывается с созданием в пакистанском Пешаваре в разгар войны в Афганистане «Бюро услуг» - организации, занявшейся переправкой в Афганистан из арабских стран добровольцев «священной войны». Создателями «Бюро» были два человека – представитель палестинских «Братьев-мусульман» в Пешаваре Абдалла Аззам и всемирно известный ныне саудовский миллионер Усама бен Ладен.[68]

         Отделения «Бюро» созданы во многих странах мира, включая Западную Европу и США. Считается, что в Афганистане прошли обучение около 10 тысяч моджахедов, большинство из которых были не афганцами, а выходцами из Саудовской Аравии, Алжира, Египта, Йемена, Пакистана, Судана и других мусульманских стран. В те годы, как известно, моджахеды пользовались активной поддержкой США. На их содержание и оснащение современным оружием, включая «Стингеры», ЦРУ тратило 500 млн. долларов в год.[69] 

         В 1988 году бен Ладен создал в Афганистане новую организацию под названием «Аль-Каида» (База), целью которой было распространение «джихада» на другие страны мира. После ухода из Афганистана советских войск бен Ладен вернулся в Саудовскую Аравию, где вскоре выступил с резким осуждением присутствия на «священной земле ислама» американских войск в период войны в Заливе. За призыв населения к восстанию против «лицемерного» королевского режима он был в 1994 году лишен саудовского подданства и выслан из страны. Саудовская Аравия становится центром ваххабитов. Это экстремистское течение в исламе, которое считается предтечей исламизма.[70]

 После краткого пребывания в Судане бен Ладен в 1996 году вернулся в Афганистан, где тогда у власти утверждалось движение «Талибан». К этому времени у Вашингтона накопились серьезные претензии к бывшему протеже, объявившего Америку главным врагом мусульманского мира. США обвинили Усаму бен Ладена в организации диверсий против американских военных баз на территории Саудовской Аравии – в Эр-Рияде (ноябрь 1995 года) и Дахране (июнь 1996 года). В феврале 1998 года бен Ладен объявил о создании «Всемирного исламского фронта борьбы против иудеев и крестоносцев», в который вошло несколько арабских и пакистанских террористических организаций. А в августе того же года произошли взрывы американских посольств в Кении и Танзании, в которых США обвинили бен Ладена.[71]

         Характерная деталь «почерка» сторонников бен Ладена и ряда других экстремистских организаций, выступающих под знаменами ислама, - использование для проведения терактов боевиков-камикадзе. Фанатики уверенны, что, погибая в «джихаде» вместе со своими жертвами, они прямым путем попадают в рай. Использование «смертников» придает борьбе с «исламским» терроризмом особую сложность, о чем свидетельствует и опыт Израиля, и России в Чечне.[72]

Исследователи упоминают, что успеху исламистов способствовало то обстоятельство, что в период холодной войны правительства таких стран, как Алжир, Турция, Иордания, Египет, Израиль и др., приветствовали деятельность исламских групп, видя в них противовес распространению левых и просоветских идей. Теперь некоторые из них (а в еще большей степени — поощрявшие такую политику антикоммунистические правящие круги Запада) пожинают плоды собственной недальновидности. Ведь израильские политики первоначально поддерживали “Хамас”, чтобы ослабить влияние Арафата, а американцы помогали афганским моджахедам, в т.ч. оружием, в их борьбе против советских войск, чем воспользовался, в частности, Бен Ладен со своей группировкой. Предоставленное США оружие было повернуто против Запада.[73]

На основании того, что нам известно о мировоззренческой базе и деятельности исламского радикализма, можно сделать следующие выводы.

1.                               Исламизм нельзя рассматривать как борьбу бедных и богатых. Проблематика нищеты и материальной отсталости не занимает в идеологии экстремистов центрального места, да и сами они не относятся к выходцам из беднейших слоев населения.

2.                               Исламизм не является и чисто религиозным феноменом, борьбой ислама против христианства. Ведь ни в одной из сунн Корана, если не вырывать из контекста отдельные цитаты (чем подчас занимаются экстремисты), не содержится и не может — по причинам чисто теологического свойства — содержаться призывов к беспощадной, тем более вооруженной борьбе против христиан как иноверцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты