Сталинизм и "тоталитаризм"

Использование подобного рода методологий и раньше подводило западных идеологов: Фукуяма признает, что никто из них не смог достоверно предсказать распад СССР[57]. Сегодня дела обстоят не лучше – ни одну тенденцию современного мира пиарщики не могут рассматривать без фальсификаций. Например, идеолог либерализма воспевает глобализацию, но не желает обратить внимание на ее вторую сторону: хищническую эксплуатацию и абсолютное обнищание трудящихся в слаборазвитых странах. Вне круга анализируемых фактов идеологов остается негатив о положении дел в странах «золотого миллиарда». В США, по признанию Пола Кругмана, идет относительное обнищание среднего класса: в 80-90-е годы доходы американских семей увеличились в среднем на 9 процентов, а доходы одного процента наиболее богатых семей на 140 процентов, разрыв между ними – с 10 до 23 раз; все менее доступным становится хорошее образование[58]. Эмиграционная политика государств – выкачивание лучшей рабочей силы из обглоданного «третьего мира» – в немалой степени способствует снижению заработной платы коренного населения развитых стран и возникновению националистических настроений. Подобного рода «либеральному решению» – наступлению транснационального капитала на социальные завоевания трудящихся – воспротивились действительно свободолюбивые французы, проголосовавшие против принятия европейской конституции. Представляется, они за единую Европу, но против либерально-бюрократического варианта объединения. Опровергая либеральные фантазии о преодолении классовой борьбы, трудящиеся Франции на практике развивают гуманистическую составляющую формационной теории. Они не юродствуют во Христе, как это делают «православные» российские «коммунисты», а  энергично борются за свои права и личное достоинство, за будущее детей адекватными ситуации методами, становятся активными историческими деятелями. Наконец, в «либерализм» входит обман американским и английским правительством своих граждан относительно намерений С. Хусейна и вторжение в Ирак, поправшее международное право, обернувшееся сотнями тысяч трупов (я считаю иракцев людьми) и десятками миллиардов долларов, перераспределенных в бюджете в пользу ВПК. Правые либералы не могут жить без образа врага, без насаждения своей «культуры» любыми средствами в обществах, которые они наметили для покорения и ограбления. Этим они невольно помогают процветать исламским фундаменталистам. Духовные ценности г-на Фукуямы дорого обходятся налогоплательщикам и всему миру. Россиянам, постоянно наблюдающим драку бандитов в смокингах и коже за передел собственности, как и многим американцам, на непонятливость которых сетует Фукуяма, трудно поверить, что борьба идет исключительно ради «престижа». Как тут не вспомнить статью В.И. Ленина «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (1915 год): СШЕ – объединение капиталистов Европы против Америки и Японии, для подавления «социализма» и проведения колониальной политики; война – прямое и неизбежное развитие основ частной собственности, способ «проверить действительную силу капиталистического государства» в вопросе передела мира[59]. Но г-н Фукуяма свято верит, что противоречия либерального общества не имеют антагонистического характера, преодолимы[60]. Факт: подобными установками морочила головы согражданам советская номенклатура – СССР плохо кончил.

Либеральный Дон Кихот, Френсис Фукуяма ищет нравственную чистоту, людей долга и чести. Он мечтает остановить счастливое либеральное мгновение в постисторическом мире, наполненном классовой гармонией. Пока же идеолог встречает отсутствие высоких целей, «массовое разочарование в системе верований», жажду наживы, неравенство, эгоистичных буржуа[61], которым он прописывает испорченные временем лекарства. 

Подводя итоги можно сказать, что идея Зб. Бжезинского: «тоталитарные режимы» «постоянно претерпевают изменения, но нет оснований полагать, что они исчезнут в результате внутренней эволюции»[62], оказалась вымыслом по причине использования субъективного метода с целью дискредитации общества противника при помощи надуманных понятий. По этой же причине фантасмагорией был и провозглашенный сталинистами «социализм» – иллюзия, основанная на исторически и классово ограниченном понимании номенклатурой социалистического учения, с помощью которой улучшали «имидж» государства. Классики утверждали, что «всякое расширение общения (развитие производительных сил общества и универсального общения людей – А.Ф.) упразднило бы местный коммунизм»[63]. Так и получилось. Историческая практика в августе 1991 года еще раз подтвердила, что «дурная бесконечность» (Гегель) количественных накоплений существует только в фантазиях метафизиков, но не на практике, где количество переходит в качество, в новое состояние общества, подтверждая формационную теорию. Надо только избавиться от иллюзий о характере социально-экономического и политического строя СССР: это было отсталое капиталистическое общество и государство.




[1] Написано на основе: Фатеев А.В. Сталинизм и цивилизационный подход в ХХ веке. М., «Макс Пресс». 2004//см.: www.referat.ru и на других сайтах.

[2] См.: Маркс К. Капитал. Любое издание.

[3] Следзевский И.В. Эвристические возможности и пределы цивилизационного подхода // Цивилизации. Вып. 4. М., 1997.

[4] См.: Фатеев А.В. Сталинизм – мелкобуржуазный коммунизм новейшего времени // Проблемы конституционного развития России на современном этапе. Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (18-19 марта 1993 г.). Рязань. 1994; Он же. Сталинизм и цивилизационный подход в ХХ веке. М., 2004; Он же. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. М., ИРИ РАН. 1999. С. 233 // См.: www.auditorium.ru.

[5] Политаризм – форма государственного устройства, при котором члены господствующего класса сообща владеют средствами производства. «Общеклассовая частная собственность всегда принимает форму государственной» // Семенов Ю. И. Философия истории от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М., 1999. С. 245, 282.

[6] Клямкин И.М. Марксизм и сталинизм // Драма обновления. М., 1990. С. 286, 287.

[7] Утопический социализм. М., 1982; Утопический социализм в России. М., 1985; Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42; Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Там же. Т. 4; Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 2. С. 216, 532, 539; Т. 3. С. 540.

[8] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 2. С. 532.

[9] Там же. С. 539.

[10] Бордюгов Г.А., Козлов В.А. «Военный коммунизм»: ошибка или «проба почвы»? // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. М., 1991.

[11] Социальная психология классов. М., 1985. С. 241.

[12] См.: Волошин М. «Красногвардеец»; Бессонов Б. Фашизм: идеология, политика. М., 1985. С. 177. 

[13] См.: Берг Михаил. Литературократия. М., 2000. С. 33.

[14] Исторический опыт и перестройка. М., 1989. С.25-26.

[15] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 114-116.

[16] Троцкий Л. Иосиф Сталин. Опыт характеристики // Осмыслить культ Сталина. М., 1989. С. 624-647.

[17] Суханов Н.Н. Записки о революции. В 3-х томах. Том 2. М., 1991. С. 22; Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1888-1938. М., 1988. С. 265; Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 года в Петрограде. М., 1989. С. 234; Карр Э. Книга 1. Большевистская революция 1917-1923. Том 1, 2. М., 1990. С. 96, 97. Троцкий Л. Д. К истории русской революции. М., 1990. С. 403.

[18] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 45. С. 60-61, 376-377, 390-391, 404-405.

[19] Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932 гг. М., 1989. С. 240.

[20] См.: Жуков Юрий. Иной Сталин. М., 2003. С. 476, 477.

[21] Рютин М. Ко всем членам ВКП (б) // Осмыслить культ Сталина. С. 622.

[22] Адорно Теодор и др. Исследование авторитарной личности. М., 2001. С. 181, 238, 240.

[23] См.: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Указ. Соч. Т. 13.

[24] См. подобное: Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 184.

[25] См.: Науменко Л.К. Эвальд Ильенков и мировая философия // Вопросы философии. 2005. № 5. С. 134, 144.

[26] Фукуяма Френсис. Конец истории и последний человек. М., 2004. С. 79.

[27] Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970. С. 6,7.

[28] РГАЛИ. Ф. 630. ОП. 5. Д. 115. Л. 17.

[29] Автор подготовил монографию «Сталинизм и детская литература. 1930-1950-е гг.»

[30] Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953-1957. Документы. М., 2001. С. 200, 187, другие.

[31] Известия ЦК КПСС. 1990. № 10. С. 147-151.

[32] Советская жизнь. М., 2003. С. 262, 393-394.

[33] Определение образа врага см.: Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. С. 4. «Образ врага – идеологическое выражение общественного антагонизма, динамический символ враждебных государству и гражданину сил, инструмент политики правящей группы общества».

[34] Тоталитаризм: что это такое? Ч. 2. М., 1993. С. 5, 7.

[35] Всемирная энциклопедия. Философия ХХ век. М., 2002. С. 781.

[36] См.: Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе // История СССР. 1990. № 6. С. 177-179.

[37] Фридрих К., Бжезинский Зб. Тоталитарная диктатура и автократия. Реферат // Тоталитаризм: что это такое? Ч. 2. М., 1993. С. 86.

[38]См.: Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. С. 169.

[39] См.: Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма… // Там же. С. 179-180, 185.

[40] Арендт Ханна. Истоки тоталитаризма. М., 1996. С. 21-24.

[41] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 33. М., 1964. С. 45.

[42] Жуков Ю. Указ. соч. С. 423-432; 438, 439.

[43] Тоталитаризм: что это такое? Ч. 2. С. 112.

[44] Там же. С. 119, 120.

[45] Образец подобного. «Но переходим теперь к самому главному – к национальности В.И. Ленина» // Солоухин В. При свете дня. М., 1992. С. 28. См. также: С. 30-31; 49-50.

[46] Село Великое – быт убогий // Известия. 2005. 2 августа. С.7.

[47] Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? М.,1989. С. 249-263.

[48] Ленин В.И. Великий почин // Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 39. С. 13, 17, 24; о крахе СССР: Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6. С. 100, 105.

[49] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 36. С. 189.

[50] Наша молодежь требует большего внимания // Пока не поздно. 2003. № 12, июнь.

[51] Что имели – не жалели…//Литературная газета. 2005. № 30.

[52] Фукуяма Ф. Указ. Соч. С. 37, 59-60.

[53] Фукуяма Ф. Указ. Соч. С. 79.

[54] Фукуяма Ф. Указ. Соч. С. 170, 213, 218, 228, 229, 308, 310

[55] Фукуяма Ф. Указ. Соч. С. 167, 168.

[56] Фукуяма Ф. Указ. Соч. С. 189, 192, 327.

[57] Фукуяма Ф. Указ. Соч. С. 36.

[58] Кругман Пол. Великая ложь. М., 2004. С. 269, 272.

[59] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 26. С. 352 – 354.

[60] Фукуяма Ф. Указ. Соч. С. 22.

[61] Фукуяма Ф. Указ. Соч. С. 70, 230,  252, 253, 310, 440.

[62] Тоталитаризм: что это такое? Ч. 2. С. 85.

[63] Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология. Том 1. 5 – Развитие производительных сил как материальная предпосылка коммунизма // Соч. Т. 3.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты