Типы и формы государства

Типы и формы государства

 

 

ПЛАН.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.


1.     ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.



2.     ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ.



3.     ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.



4.     ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Введение

 

 

Сегодня , пожалуй ,нет  более спорного вопроса в политической науке , чем вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.

Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом – управление определенной массой людей , на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.

Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях выделяет в формах государства три основных , взаимосвязанных блока:

форму правления , форму национального и административно-территориального устройства , политический режим.



























Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков ( территории , публичной власти , суверенитета ) государство по мере общественного развития претерпевает  серьезные изменения .

Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты , характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал , что основными критериями разграничения государств являются:

1.     Количество властвующих в государстве

2.     Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного , правление немногих , правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени , Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов (разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало обьективной основой концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.

Формация – исторический тип общества , основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества , а производственные отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства , составляют экономический базис общества , которому  соответствуют  определенные политические , государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших  форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории , выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей экономической основой , обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства , а следовательно , в экономическом господстве определенного класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой экономический базис это государство защищает , интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :

рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое , которое , теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .

Перечислим основные характеристики различных типов государств , выделяемых на основании данной концепции.

 Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности . Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений , основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину . Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ), выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества , диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках

постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство – представляет собой государственность , возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по мере преобладания господствующей формы собственности , подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства , капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности ( родоплеменной , полуфеодальной , смешанной , капиталистической с элементами общественной собственности ) – экономическая основа этих государств.

Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.

Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических , социальных , политических , идеологических , культурных предпосылок для перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.

Первопричина смены исторических типов государств считается социально – экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства , новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип государственности  и права . Смена одного исторического типа государства другим происходит в результате социальной революции.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства , отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.

Преемственность между историческими типами государств заключается , главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.

Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит их общая эксплуататорская сущность , необходимость установления государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается , что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств , марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

1.     Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениями , которые базируются на частной собственности и эксплуатации человека человеком .

2.     Они представляют организацию политической власти эксплуататоров , подавляющей большинство населения.

3.     Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждают себя от него.

4.     По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально – экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся , незначительной части людей.

В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты