Межгосударственные объединения знают и такую форму , как сообщество государств . В основе сообществ лежит межгосударственный договор . Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств , входящих в сообщество , и эволюционируют в сторону конфедеративного общества ( Европейские сообщества ).
В сообществе может быть свой бюджет ( Формируемый из отчислений членов – государств ) , надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономику и научно-технический потенциал государств , входящих в него , упростить таможенные , визовые и др. барьеры.
Надо подчеркнуть , что не следует межгосударственные объединения - конфедеративные содружественные формы – принимать догматически . В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр , давать такие сочетания , как конфедеративно – федеративные , когда в одних областях между государствами осуществляются федеративные , а в других – конфедеративные связи. Или , например , давать сочетания унитарно – федеративных государственных образований ( Например , в России в состав входят республика и вместе с тем она имеет четкое административно-территориальное устройство). Как и в других , в данном случае теория государства и права выделяет и рассматривает самое типичное , основное , что характеризует те или иные реальные формы устройства государств.
Межгосударственные формы делятся на два вида : добровольные и насильственные.
Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая часть политического режима , существующего в обществе.
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими .
Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия , для феодализма – и неограниченная власть феодала , монарха , и народное собрание ; для современного государства – и тоталитаризм и правовая демократия . Можно выделить наиболее общие черты , присущие той или иной разновидности государственного режима .
Антидемократический режим имеет следующие признаки:
- Во – первых , главное , что определяет характер государственной власти , это соотношение государства и личности . Если государство в лице его различных органов подавляет личность , ущемляет его права , препятствует ее свободному развитию , то такой режим называется антидемократическим .
- Во-вторых , характеризуется полным ( тотальным ) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.
- В-третьих , свойственно огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов , молодежных , спортивных и т.д. ).
- В-четвертых , личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких – либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.
- В-пятых , реально существует примат государства над правом , что является следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал в общественной жизни.
- В-шестых, характерный признак _ всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно – бюрократического аппарата , военно – промышленного комплекса , довлеющего над мирной экономикой.
- В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований , особенно национальных меньшинств.
- В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения . Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.
Деспотический режим ( от греческого “despotic” – неограниченная власть ) . Этот режим характерен для абсолютной монархии , когда власть осуществляется исключительно одним лицом , становящимся деспотом . Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в правлении , полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных , отсутствия правовых и моральных начал в управлении.
При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства , возмущения и даже несогласия подданных.
Тиранический режим также основан на единоличном правлении . Однако в отличии от деспотии , власть тирана устанавливается насильно , захватническим путем , часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал , построена на произволе , подчас терроре о геноциде.
Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной идеологии , которая формируется и задается общественно-политическим движением , политической партии , правящей элитой , политическим лидером, вождем народа , в большинстве случаев харизматическим
Тоталитарный режим допускает только одну партию – правящую , а другие стремится разогнать , запретить или уничтожить. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом . Практически управление выглядит как исполнение команды сверху , при которой инициатива фактически не поощряется , а строго наказывается . Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд . Особенности регионов не учитываются.
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сокрализуется. Он объявляется самым мудрым , непогрешимым , справедливым , неустанно думающим о благе человека.
Тоталитарный режим широко и постоянно применяется террором по отношению к населению . Физическое насилие уже не становится самоцелью,
как при деспотии и тирании. Он выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти .
При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества .
Милитаризация так же одна из основных характеристик тоталитарного общества . Идея о военной опасности, об “отчужденной крепости“ становится необходимой для сплочения общества , для построения его по принципу лагеря . Государство как бы берет на себя заботу о каждом члене общества.
Фашистский режим одна из крайних форм тоталитаризма , прежде всего характеризуемую националистической идеологией , представлениями о превосходстве одних наций над другими , крайней агрессивностью.
Фашизм основывается на национальной расистской демагогии , которая возводится в ранг официальной идеологии . Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности , решение геополитических , социалистический задач , защита чистоты расы . Главная предпосылка фашистской идеологии такова : люди отнюдь не равны. Поэтому фашистский режим , как правило , человеконенавистнический , агрессивный режим , ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают при социальных расстройствах общества, обнищании масс . В их основе лежат определенные общественные и политические движения , в которых внедряются национальные идеи , популистские лозунги, геополитические интересы , и т.д..
Авторитарный режим . Использование насилия становится характерным для авторитарного режима . Вот почему государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент , поскольку широко используются внесудебные органы принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий , но все партии должны ориентироваться на линию , выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются. Оппозиционеры , как организации , так и граждане жестоко наказываются . Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами , даже если они и провозглашаются формально , т.к. отсутствует механизм их реализации. Она лишена гарантий своей безопасности и взаимоотношений с властью. Авторитарная власть признает , что доверие народа – великая сила , и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе , используя демагогию и превращение населения в простой объект манипуляций.
Либерально – демократический. Обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной , рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных , свободных , независимых партнеров . В либерально-демократическом обществе провозглашаются свобода слова , мнений , форм собственности , дается простор частной инициативе. Права и свободы не только закрепляются в конституции , но и становятся осуществимыми. Таким образом , экономическую основу либерализма составляет частная собственность.
При либерализме власть формируется путем выборов , исход их зависит и от финансового положения партий.
Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.
Собственно демократический режим ( “demarcate”- народовластие ) – это одна из разновидностей либерального режима , основанного на признании равенства и свободы всех людей , участии народа в управлении государством. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем :
1. Во-первых , такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности , которая составляет материальную основу благополучия.
2. Во-вторых , реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина , его возможность выражать собственное мнение .
3. В-третьих , создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.
4. В-четвертых , личность защищена от произвола , беззакония , т.к. ее права находятся под постоянной защитой органов правосудия .
5. В-пятых , демократическая республика является следствием реального разделения властей , как в унитарных , так и в федеративных государствах.
6. В-шестых , демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы меньшинства и большинства , индивидуальные и национальные особенности населения.
7. В-седьмых , демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия , обеспечивая компромисс между органами государственными органами и гражданами.
8. В-восьмых , основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм.
9. В-девятых , демократический государственный режим базируется на законах , которые отражают объективные потребности развития личности и общества , поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок , низкий уровень преступности .
Таким образом , форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов : форма правления , форма государственного устройства и форма государственного режима . Изменения , происходящие в современном цивилизованном мире , безусловно , потребуют корректировки.
ИСТОЧНИКИ
1. “Теория государства и права” 1997г. Хропанюк В.Н.
2. “Государство и право в современном обществе // Теория права : новые идеи “ 1991г. Лившин Р.З.
3. “Государство , его вчерашнее и сегодняшние трактовки // государство и право” 1993г. №7 стр.12-20 Бутенко А.П.
4. “Конституционное право РФ” Москва ,1996г. Боглай М.В.,Габричидзе Б.Н.
5. “Российский федерализм” 1994г. , Мухамедшин Ф.Х.
6. “Сущность содержания и формы государства” Л.,1971г. Петров В.С.
7. “Развитие форм государства ” 1905г. Каутский К.