Типы и формы государства

1.     Все государства данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

2.     Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и всего народа.

Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным . Типом государства называется «совокупность государств , развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы»1 . «Исторический  



1Основы теории государства и права , М., 1982. С.23




тип государства ( или права ) это совокупность наиболее существенных признаков , свойственных государствам ( или правовым системам ) единой  общественно – экономической формации 1 . Тип государства определяется экономическим строем классового общества , соответствующей ему классовой структурой , эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.2

Так ,Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки , придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа 3. «Он подразделяет все государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет эмпирический , который получается в результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с другом.

Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических , географических и других факторов.

Цивилизованный подход:

Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида важный фактор , как многоукладность .

Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном учитываются только классы антагонизмы.

В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей , которые отражают интересы основных антагонистических классов.

Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека , через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность , а не как классово-обезличенный индивид.

Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров , над                 


1 Теория государства и права .М., 1985. с.82

2 Теория государства и права .М., 1985. с.41

3 Еллинек Г. Указ.соч. с.210


эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества , консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности :

демократия и автократия.1  Г. Кельзен считал , что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .2

Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер . Он делит все государства на два типа :

1.     Династические (антидемократические) , где общая волна не выражает воли большинства населения

2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит , либо активно поддерживает правительство.3

Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие.4

Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической группы государств и правовых систем.

Типология государства тесно связана с понятием формы государства.

Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними .


1 Автократия – от греческого auto-krator-самовластный, имеющий неограниченное право

2 см: Кельзен Г. Общая теория государства и права .Кембридж.1946г.

3 см: Макайвер Р. Современное государство . Оксфорд . 1964г.

4 см: Дарендорф Р. Фрагменты нового милитаризма . Штутгард . 1987г.

Форма государственного правления позволяет уяснить :

-         Как создаются высшие органы власти и каково их строение;

-         Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами ;

-         Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны;

-         В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире , попытался разработать классификацию государств по критерию , кто и как правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего теория государства и права два основных устройства государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и республику.

Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .    

Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления имела  в той достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества , которая появилась на рубеже        IV – III тысячелетий до нашей эры , в итоге нелитической революции.

В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной.

Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными службами  , те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ . Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.

Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками ( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие культовые служители.

Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта . Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.

В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.

Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной  и абсолютной монархии .

Конституционная монархия представляет такую форму правления , при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .

Парламентная монархия характеризуется основными свойствами :

-         Правительство формируется из представителей определенной партии , получивших большинство на выборах;

-         Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ;

-         В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической ;

-         Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ;

-         Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты