Типы и формы государства

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.

Республика – такая форма правления , при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на определенный срок.

Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания , советы имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной власти.

Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е. организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например : исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая нарушение законов .

Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.

Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства , гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной инициативе.

Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти . Республика – это такая форма правления , при которой все высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются общенациональным представительным учреждением . История государственно – организованного общества , его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.

Афинская демократическая республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского общества , характером рабовладения , а также наличием коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции . Система государственных органов состояла из народного собрания , совета пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего судебного и политического органа ).

Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность . 

Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.

Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он формировался из представителей территориальных подразделений и руководил повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в судебный орган.

Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта , в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов , объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.

Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.

Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) . Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей . Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы внешней политики , осуществляли набор войска.

Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти (центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось  установление диктатуры , после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира , назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от злоупотребления властей.

Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют систему права на две части : право частное и право публичное .

Города – республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы , осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти ( сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан для военной службы.

Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция , Генуя – в Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в Германии , Англии  , где основную роль играли купцы и ремесленники.

Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений .

Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными силами .

Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями.

Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти , которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах правовой законности.

Президентская республика – соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Характерные черты:

-         Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

-         Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом;

-         Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия главы государства.

Социалистическая республика – особая форма государственного правления , которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции. Основные особенности :

-         Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют основу аппарата государственной власти ;

-         Социалистическая республика должна сочетать политическое , хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме , что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;

-         Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему , основанную на принципе демократического централизма;

-         В условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;

-         Социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов органам законодательной власти;

-         Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Различают три разновидности социалистической формы государственного правления : Парижскую коммуну , Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.

Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В-третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.

Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в России. В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты