Великобритания во внешней политике Монголии: особенности сотрудничества и перспективы развития , студентка)

-развивать сотрудничество с зарубежными странами, невзирая на идеологические, социально–экономические и политические различия;

-не ограничивать сотрудничество политическим и экономическим направлениям, а ориентироваться на развитие отношений в среде культурных и гуманитарных связей2.


3.      Монголия в системе международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


Начиная с 1957г. Монголия осуществляла торговлю с некоторыми фирмами Швейцарии и Франции, с 1960 г. – Англии и Японии. В 1960-е гг. внешние торговые организации Монголии развивали отношения почти с 200 торговыми организациями и фирмами Швейцарии, Италии, Бельгии, США, Франции, Японии, Швеции, Голландии, Великобритании, Австрии, ФРГ и Финляндии3.

Несмотря на отсутствие официальных отношений, в 60-х гг. Монголию ежегодно посещали западные туристы, ученые, журналисты.

Первой западноевропейской страной, признавшей МНР, была Великобритания, которая установила дипломатические отношения с МНР в 1963 г. В 1972 г. были установлены дипломатические отношения с Японией. Широкое признание МНР Западом началась после принятия МНР в ООН в 1961 г. За Великобританией последовали Австрия и Финляндия (1963), Швейцария, Швеция и Греция (1964), Франция (1965), Дания и Норвегия (1968), Канада (1973), ФРГ (1974)1.

27 января 1987г. успешно завершились переговоры между МНР и США, между ними были установлены дипломатические отношения. В 1989 г. Монголию впервые посетил госсекретарь США Дж. Бейкер. Он подчеркнул, что монголо-американские отношения ничем не вредят советско-американским и американо-китайским отношениям. В марте 1991г. конгресс США сделал официальное заявление о поддержке позиции своего правительства по сотрудничеству с Монголией в политической, экономической и научной сферах.

В ходе демократических преобразований в 1990-1995гг. во внешней политике Монголии произошли большие перемены. От односторонне ориентированной и идеологизированной внешней политики она перешла к многовекторной, открытой экономической политике, не зависящей от общественно-политического строя стран-партнеров, к политике активного развития взаимоотношений со странами АТР, в первую очередь с индустриально высокоразвитыми странами региона – Японией, США, Австралией и с новыми индустриальными странами (Южной Кореей, Гонконгом, Сингапуром, Тайванем), а также Китаем. Япония выступила инициатором движения стран-доноров в поддержку демократических преобразований Монголии и перехода ее к рыночной экономике. Движение стран-доноров возникло в 1991г., и впоследствии оно оформилось как своеобразный международный институт, функционирующий путем подготовки и проведения рабочих встреч и консультационных совещаний. Активное участие в оказании помощи Монголии для преодоления кризисной ситуации приняли следующие международные организации: Программа развития ООН, МВФ, Фонд народонаселения ООН, Международная ассоциация развития, ФАО, Мировой банк, ЭСКАТО, ВОЗ, ЕЭС. Помощь Монголии оказали также следующие страны: Австралия, США, Великобритания, ФРГ, Дания, Италия, Республика Корея, Таиланд, Индия, Франция, КНР, Швеция, Новая Зеландия, Япония и др. По данным монгольской печати, почти 30 стран-доноров, а также 10 международных финансово-экономических организаций с 1991 по 1994 гг. предоставили Монголии разнообразную помощь на общую сумму 580 млн. долл., из них льготных кредитов – 300 млн. долл., безвозмездной помощи – 280 млн. долл1.

Половина этих средств была использована для расчетов с Россией за поставки нефтепродуктов, запасных частей для оборудования и на закупку продовольствия.

Получаемая Монголией помощь может быть разделена на три основные категории.

Безвозмездная помощь, которая предоставлялась без возникновения внешних платежных обязательств.

Льготные кредиты, которые предоставлялись на 20-40 лет под 1-2% годовых. Такие кредиты Монголия получила от Азиатского банка развития, Всемирного банка, Японии и России. Внешние долги Монголии по кредитам на конец 1993г. составляли 290 млн. долл2.

Третья форма кредита – торговая. Торговые кредиты предоставлялись на более жестких условиях: 10-15% предоплаты, высокие проценты и сжатые сроки. К таким кредитам Монголия прибегала в крайних случаях, когда складывалась сложная ситуация в жизнеобеспечивающих сферах национального хозяйства. Сложная ситуация с расчетами по торговым кредитам привела к тому, что Монголия отказалась от этой формы с середины 1992г., когда задолженность по торговым кредитам составила 90 млн. долл.

Детский фонд ООН оказал Монголии содействие в реализации местных программ обучения детей, предоставив Монголии 50 тыс. долл. В 1994г. Мировой экологический фонд направил в Монголию 75 тыс. долл. для улучшения жизненного и культурного уровня тех людей, кто проживает на территории заповедных мест. В самый трудный начальный период перехода от старой модели к новой Монголия получила огромную помощь от ряда промышленно развитых стран. В то же время нужно отметить, что политика привлечения значительных средств от иностранных государств привела к увеличению задолженности Монголии, что вызывает глубокое беспокойство у общественности страны. К тому же иностранные государства имеют большой интерес в вопросах разработки полезных ископаемых, которыми богата страна. Американская пресса признавала, что действия США в данном вопросе обусловлены во многом желанием создать в Центральной Азии “удобный наблюдательный пост”1. Помощь со стороны международных финансовых организаций и ряда стран сыграла исключительно важную роль в спасении Монголии от надвигающейся реальной экономической катастрофы, в создании необходимых условий для развития рыночных отношений внутри страны и активного включения ее в мировые хозяйственные связи.

Однако эта помощь не могла в полной мере компенсировать утрату такого мощного источника финансовой, экономической, политической и другой помощи, каким был ранее СССР. С 1993 г. в использовании кредитной и гуманитарной помощи, предоставляемой Монголии странами-донорами и международными финансово-кредитными организациями, наметились существенные позитивные изменения. Если в 1991-1992гг. около 70% всего объема помощи было направлено на решение текущих финансовых и социально-экономических проблем и только 10% на разработку и финансирование средне- и долгосрочных проектов, то в 1993г. это соотношение изменилось: доля помощи на финансирование проектов увеличилась до 60%1.

Таким образом, отношения с развитыми странами характеризуются как динамично развивающаяся система. Это совершенно новые отношения, которые укрепляют  международный статус Монголии.


ГЛАВА 2.  ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА МОНГОЛИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

1. Установление дипломатических отношений. Двусторонние отношения до 1990гг.

Международные отношения МНР до 1990гг. определялись интересами национальной безопасности, необходимостью поддерживать внешненолитический курс СССР и социалистического лагеря. “Холодная война”, которая по меткому выражению У.Черчилля пришла на смену  глобальным военным схваткам держав (активное неприятие идеологических и политических установок друг друга, экономическое и другие виды противостояния) вовлекла в конфронтацию все другие страны мира, в том числе и МНР.

Установление дипломатических отношений между МНР и Великобританией подразумевало подписание в 1945 году Ялтинской конференции, где была признана независимость МНР тремя сверхдержавами: Советским Союзом, США и Великобританией.  После Второй Мировой Войны мир был поделён на два блока, а также ”холодная война” не способствовала развитию отношений.  МНР была принята в ООН 27 Октября 1961 года, что явилось большим вкладом в укрепление международного положения страны и независимости МНР.  Вслед за этим стало возможным установление дипломатических отношений между Монголией и Великобританией с 23 января 1963 года1.

Основу двусторонних монголо–британских отношений заложили торговое соглашение, подписанное в 1973 году и Консульская конвенция, подписанное в 1975 году.  В этом же году был сделан официальный визит замминистра МНР, Д. Эрдэнэбилэга, в Лондон и, в следующем, 1976 году последовал ответный визит замминистра Великобритании, г–на Х. Кортаззи, в Улаан–Баатар.

2. Активизция политических и деловых связей в 90-е гг.


Специфика наших связей такова, что между нашими странами в основном осуществляются контакты на высшем уровне, а так же на уровне министров иностранных дел.

В конструктивном ключе развиваются контакты по парламентской линии – на уровне как спикеров парламентов, так и председателей ключевых комитетов.  Указанные контакты положительно оцениваются руководителями парламентов двух наших стран. 

Так, в 1991 году парламентская делегация Монголии во главе со Спикером посетила Великобританию. В 1996 году по линии Уэстминстэрского фонда по поддержке демократии, Парламентская группа была с визитом в Монголию.  В 2000 году была организована монголо–британская парламентская группа.  В 2002 году вице–спикер Ж. Бямбадорж посетил Великобританию.

Впервые британские парламентарии посетили Монголию в 1991 году, а так же в 1998, 1999 годах.  В 2000 году создана британо–монгольская парламентская группа, возглавляемая Питером Пайком.  Так же осуществляются связи между политическими партиями обеих стран с 1991 года. Например, налажены контакты и деловые связи Монгольской Соц–Демократической Партии с Партией Труда, Монгольской Национальной Демократической Партии с Консервативной Партией Великобритании, Монгольская Либерально–Демократическая Партия с Либерально–Демократической Партией.  Согласовывается ряд совместных проектов и встреч.

Большой вклад в развитие двусторонних связей вносят посольства двух стран, предлагающие пути дальнейшего их развития.  Так, посольство Великобритании открыло в Улан–Баторе 1964 году, а посольство Монголии в Лондоне работает с 1969 года.

Договор о культурном обмене работает с 1965 года.  Он предусматривал обучение английскому языку в Университете города Лидса, стажировку и культурный обмен.  На конец 1993 года стажировку в Лидском Университете прошли более 100 человек, граждан Монголии.  В 1993 году Академия Наук Монголии подписала меморандум о сотрудничестве с Королевским Обществом Великобритании (The Royal Society) об обмене научными работниками и учёными.  Также предоставляется грант правительства Великобритании на обучение студентов в Университетах до 5 человек в год.

Великобритания оказывает Монголии помощь по двум направлениям.  Так, 1992-1995гг. Правительство Великобритании оказало безвозмездную  помощь в 2,7 млн. фунтов ст.  Затем в последующие годы оказывала техническую помощь в рамках проекта Британского партнерства.  Эта помощь составляла 150-250 тысяч фунтов стерлингов и финансировала проекты по сокращению бедности и на защиту детей, а также обогащение библиотек английскими книгами в школах, работу станции “Би-Би-Си” и обучение студентов в Великобритании.


3. Торгово-экономическое сотрудничество Монголии и Велкиобритании.


В современном мире трудно отыскать хотя бы одно государство, которое в той или иной форме, на том или ином уровне не было бы задействовано в сложнейшую систему мирохозяйственных связей и, в первую очередь, во внешнеэкономические.

Разнообразные формы участия страны в международном разделении труда через торгово экономическое, валютно-финансовое, производственное и научно-техническое сотрудничество страны с зарубежными государствами являются важнейшей составляющей экономической структуры любого современного государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты