Как известно, внутренний рынок Монголии очень ограничен, слабо развита инфраструктура. Неблагоприятно расположена страна и в географическом отношении, Монголия не имеет выхода в открытое море. Экономический кризис, связанный с реформами и структурной перестройкой экономики, представляется неблагоприятным обстоятельством для иностранных инвесторов. Но есть и некоторые плюсы для иностранных инвесторов, находящихся в Монголии. Например, богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы, дешевая рабочая сила, слабая конкуренция со стороны монгольских производителей, осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов.
В целом в динамике иностранных инвестиций в экономику Монголии прослеживается повышательная тенденция, начиная с 1990 года. Если в 1990 году Монголия получила 965 тыс. долл., то в 1999 году в экономику Монголии было вложено 144,8 млн. долл. иностранных инвестиций1.
Накопленный объем иностранных инвестиций в экономику Монголии по состоянию на 1999 год, по данным министерства внешних сношений Монголии, составил 350,5 млн. долл. В 1999 году объем иностранных инвестиций резко возрос и составил 144,8 млн. долл2. В условиях продолжавшегося несколько лет экономического спада приток иностранных инвестиций имел для Монголии большое значение. Без значительных для национальной экономики вложений иностранного капитала был бы затруднен переход страны к открытой рыночной экономике.
По территории Монголии предприятия с участием иностранных инвесторов распределены крайне неравномерно: почти 90% предприятий зарегистрировано в Улан-Баторе, 8% - в регионе Дархан-Селенге-Эрдэнэт, что объясняется неблагоприятными условиями (распыленность населения на большой территории, практически отсутствие современной инфраструктуры, дефицит электроэнергии, неразвитость транспортного сообщения) для ведения хозяйственной деятельности на большей части территории страны3.
В общей сложности в более чем 20 отраслях экономики Монголии вложен иностранный капитал. Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в Монголии за 1990-1999 годы позволяет сделать вывод, что 42% всего объема иностранных инвестиций было вложено в геологию, на изыскательские работы, в горнорудную промышленность; 12,5% - в легкую промышленность; 8,3%о - на переработку сырья животного происхождения; 5,9% - в торговлю и общепит; 5,3% - в культуру, образование, науку; 5,7% - на строительство инженерных объектов, производство стройматериалов1.
Отраслевое распределение зарубежных вложений в экономику Монголии в 1999 году свидетельствует об определенной диверсификации сферы приложения иностранного капитала и изменении приоритетов для инвесторов. Многие отрасли монгольской экономики, которые ранее игнорировались иностранными компаниями, показали свои высокие потенциальные возможности для получения прибыли как в среднесрочном, так и в долгосрочном плане.
Таблица 2. Распределение по странам накопленных иностранных капиталовложений в Монголии (1990-1999гг.)
Страны |
тыс. долл. |
% |
Всего |
350444,8 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
Гонконг |
91357,1 |
26,0 |
Китай |
65884,6 |
18,8 |
Япония |
32488,2 |
9,2 |
Южная Корея |
23528,7 |
6,7 |
США |
19863,2 |
5,6 |
Россия |
15842,0 |
4,5 |
Болгария |
14005,9 |
3,9 |
Португалия |
13506,0 |
3,8 |
Италия |
10571,5 |
3,0 |
Канада |
10258,4 |
2,9 |
Великобритания |
8463,7 |
2,4 |
Сингапур |
7979,7 |
2,1 |
Тайвань |
7490,5 |
2,1 |
Источник: ГХОГХА. Монгол улсын гадаад харилцааны яам. - УБ, 2000.
Для осуществления структурной перестройки экономики и адаптации в мировое хозяйство Монголия испытывает острую потребность в привлечении иностранных прямых инвестиций и кредитов. Однако частный иностранный капитал проявляет пока сдержанное отношение к инвестированию в Монголию. Поэтому основным каналом получения внешних финансовых средств остаются кредиты и финансовая помощь на межправительственном уровне и по линии международных финансово-кредитных организаций. Это подтверждается даже простым сопоставлением объемов официальной финансовой помощи, предоставленной Монголии, с размерами частных иностранных инвестиций.
По состоянию на начало 1999 года Монголия получила от группы доноров в 1991-1998 годах финансовую помощь в виде льготных кредитов и даров на сумму 1366,5 млн. долл., в том числе, льготные кредиты на сумму 679,5 млн. долл., и безвозмездную помощь в размере 687,0 млн. долл. По оценкам Министерства внешних сношений, реально в экономику Монголии с 1990 по 1999 год поступило 350,4 млн. долл. Фактически, после начала рыночных реформ и прекращения «дотирования» монгольской экономики бывшим СССР, в начале 90-х годов страна удерживалась от хаоса благодаря финансовой помощи промышленно развитых стран и международных доноров Монголии. Финансовая помощь Монголии координируется и имеет свое определенное организационное оформление в виде «международной группы доноров Монголии», объединяющей более 20 стран и 10 международных финансово-кредитных организаций. Основу официальной помощи развитию, как правило, составляют целевые льготные кредиты и безвозмездная финансовая помощь на создание инфраструктуры, закупку товаров за рубежом, а также валютные займы для выравнивания платежных балансов.
Лондонское совещание “большой семерки” в июле 1991 года выразило поддержку начавшимся политическим преобразованиям в Монголии и ее политике “открытых дверей”, что послужило основой для перехода к оказанию скоординированной финансовой помощи со стороны промышленно развитых стран. В октябре того же года в Токио состоялась первая встреча группы доноров, после которой международная финансовая помощь Монголии была переведена в практическую плоскость. Финансовая помощь постепенно расширялась после вступления Монголии в МВФ, МБРР, АзБР и принятия на себя обязательств по проведению рыночных реформ в рамках программы экономической стабилизации.
Проводимые правительством Монголии реформы на макроэкономическом уровне в процессе перехода от централизованно планируемой к открытой рыночной экономике получили положительную оценку и поддержку стран-доноров и международных финансовых организаций. Однако рыночные реформы привели к большому росту безработицы и резкому снижению жизненного уровня населения. Поэтому участники встречи в качестве приоритетных областей для оказания финансовой помощи в 1995 году выделили снижение уровня бедности и развитие энергетики. До начала 1994 года характер финансовой поддержки существенно не изменялся, несмотря на то, что на встречах доноров в 1992 году было выражено намерение в осуществлении совместной проработки и реализации среднесрочных и долгосрочных целевых программ по приоритетным направлениям.
В 90-е годы экономическое развитие Монголии обеспечивается в основном за счет помощи стран-доноров и международных организаций (в 1991 году Монголия вступила в члены Международного валютного фонда. Всемирного банка. Азиатского банка развития). Ведущее место в предоставлении Монголии кредитов занимают АзБР, Япония, МВФ, безвозмездной помощи - Япония, США, Германия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд теоретических и практических выводов, наиболее важные из которых заключается в следующем:
Азиатские территории, оставленные Великобританией в 1947 г., представляли собой настолько огромную и настолько важную часть всех неевропейских владений Западной Европы, что их освобождение сделало неизбежным освобождение колоний и зависимых территорий. Место Великобритании начали занимать США и Россия. Так образовался двухполюсный мир.
На своей первоначальной стадии американская колониальная империя в Восточной Азии предстает в форме американского протектората над государствами, которые формально остаются независимыми, но фактически становятся сателлитами США.
Аналогичная ситуация повторилась с Советским Союзом и его сателлитами в 50-60-х гг. XX в. Соперничество СССР и КНР, боровшихся за гегемонию среди «коммунистических» стран, привело к их противостоянию.
Главным направлением политики Монголии в отношении к внешнему миру в новое время стала корректировка, и фактически полная перестройка ее внешней политики, корректировка дипломатии в сторону ее ориентации на национальные интересы и реальные нужды государства, на избавление от необходимости учитывать идеологические разногласия со многими странами.
В соответствии с такими ориентирами в стране встал вопрос о создании новой внешнеполитической доктрины, основанной на интересах комплексной безопасности, открытости международному сообществу, использованию преимущества своего геополитического положения.
В результате структурообразующими элементами национальной внешнеполитической и внешнеэкономической доктрины нового монгольского государства стали следующие базовые элементы:
- равноправие во взаимоотношениях со всеми без исключения странами;
- максимально широкая диверсификация географии внешних сношений;
- проведение политики открытой экономики, в том числе привлечение иностранных инвестиций, сотрудничество с международными финансовыми организациями;
- запрещение размещения на своей территории иностранных военных баз и вооруженных сил;
- как принципиально новый момент – установление и развитие связей с проживающими за рубежом лицами монгольского происхождения.
По-новому была сформулирована проблема международных приоритетов. Учитывая свое географическое положение между двумя великими государствами – Россией и Китаем и трезво оценивая все преимущества и недостатки этого обстоятельства, Монголия во главу угла своей внешней политики поставила обновление отношений с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, но при ориентации на соблюдение независимости и свободы в своих действиях в отношениях с другими государствами.