Великобритания во внешней политике Монголии: особенности сотрудничества и перспективы развития , студентка)

Как известно, внутренний рынок Монголии очень ограничен, слабо развита инфраструктура. Неблагоприятно расположена страна и в географическом отношении, Монголия не имеет выхода в открытое море. Экономический кризис, связанный с реформами и структурной перестройкой    экономики, представляется неблагоприятным обстоятельством для иностранных инвесторов. Но есть и некоторые плюсы для иностранных инвесторов, находящихся в Монголии. Например, богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы, дешевая рабочая сила, слабая конкуренция со стороны монгольских производителей, осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов.

В целом в динамике иностранных инвестиций в экономику Монголии прослеживается повышательная тенденция, начиная с 1990 года. Если в 1990 году Монголия получила 965 тыс. долл., то в 1999 году в экономику Монголии было вложено 144,8 млн. долл. иностранных инвестиций1.

Накопленный объем иностранных инвестиций в экономику Монголии по состоянию на 1999 год, по данным министерства внешних сношений Монголии, составил 350,5 млн. долл. В 1999 году объем иностранных инвестиций резко возрос и составил 144,8 млн. долл2. В условиях продолжавшегося несколько лет экономического спада приток иностранных инвестиций имел для Монголии большое значение. Без значительных для национальной экономики вложений иностранного капитала был бы затруднен переход страны к открытой рыночной экономике.

По территории Монголии предприятия с участием иностранных инвесторов  распределены  крайне  неравномерно: почти  90% предприятий зарегистрировано в Улан-Баторе, 8% - в регионе Дархан-Селенге-Эрдэнэт, что объясняется неблагоприятными условиями (распыленность населения на большой территории, практически отсутствие современной инфраструктуры, дефицит электроэнергии, неразвитость транспортного сообщения) для ведения хозяйственной деятельности на большей части территории страны3.

В общей сложности в более чем 20 отраслях экономики Монголии вложен иностранный капитал. Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в Монголии за 1990-1999 годы позволяет сделать вывод, что 42% всего объема иностранных инвестиций было вложено в геологию, на изыскательские работы, в горнорудную промышленность; 12,5% - в легкую промышленность; 8,3%о - на переработку сырья животного происхождения; 5,9% - в торговлю и общепит; 5,3% - в культуру, образование, науку; 5,7% - на строительство инженерных объектов, производство стройматериалов1.

Отраслевое распределение зарубежных вложений в экономику Монголии в 1999 году  свидетельствует  об  определенной диверсификации сферы приложения иностранного капитала и изменении приоритетов для инвесторов. Многие отрасли монгольской экономики, которые ранее игнорировались иностранными компаниями, показали свои высокие потенциальные возможности для получения прибыли как в среднесрочном, так и в долгосрочном плане.


Таблица 2. Распределение по странам накопленных иностранных капиталовложений в Монголии (1990-1999гг.)

Страны

тыс. долл.

%

Всего

350444,8

100,0

в том числе:





Гонконг

91357,1

26,0

Китай

65884,6

18,8

Япония

32488,2

9,2

Южная Корея

23528,7

6,7

США

19863,2

5,6

Россия

15842,0

4,5

Болгария

14005,9

3,9

Португалия

13506,0

3,8

Италия

10571,5

3,0

Канада

10258,4

2,9

Великобритания

8463,7

2,4

Сингапур

7979,7

2,1

Тайвань

7490,5

2,1

Источник: ГХОГХА. Монгол улсын гадаад харилцааны яам. - УБ, 2000.


Для осуществления структурной перестройки экономики и адаптации в мировое хозяйство Монголия испытывает острую потребность в привлечении иностранных прямых инвестиций и кредитов. Однако частный иностранный капитал проявляет пока сдержанное отношение к инвестированию в Монголию. Поэтому основным каналом получения внешних финансовых средств остаются кредиты и финансовая помощь на межправительственном уровне и по линии международных финансово-кредитных организаций. Это подтверждается даже простым сопоставлением объемов официальной финансовой помощи, предоставленной Монголии, с размерами частных иностранных инвестиций.

По состоянию на начало 1999 года Монголия получила от группы доноров в 1991-1998 годах финансовую помощь в виде льготных кредитов и даров на сумму 1366,5 млн. долл., в том числе, льготные кредиты на сумму 679,5 млн. долл., и безвозмездную помощь в размере 687,0 млн. долл. По оценкам Министерства внешних сношений, реально в экономику Монголии с 1990 по 1999 год поступило 350,4 млн. долл. Фактически, после начала рыночных реформ и прекращения «дотирования» монгольской экономики бывшим СССР, в начале 90-х годов страна удерживалась от хаоса благодаря финансовой помощи промышленно развитых стран и международных доноров Монголии. Финансовая помощь Монголии координируется и имеет свое определенное организационное оформление в виде «международной группы доноров Монголии», объединяющей более 20 стран и 10 международных финансово-кредитных организаций. Основу официальной помощи развитию, как правило, составляют целевые льготные кредиты и безвозмездная финансовая помощь на создание инфраструктуры, закупку товаров за рубежом, а также валютные займы для выравнивания платежных балансов.

Лондонское совещание “большой семерки” в июле 1991 года выразило поддержку начавшимся политическим преобразованиям в Монголии и ее политике “открытых дверей”, что послужило основой для перехода к оказанию скоординированной финансовой помощи со стороны промышленно развитых стран. В октябре того же года в Токио состоялась первая встреча группы доноров, после которой международная финансовая помощь Монголии была переведена в практическую плоскость. Финансовая помощь постепенно расширялась после вступления Монголии в МВФ, МБРР, АзБР и принятия на себя обязательств по проведению рыночных реформ в рамках программы экономической стабилизации.

Проводимые правительством Монголии реформы на макроэкономическом уровне в процессе перехода от централизованно планируемой к открытой рыночной экономике получили положительную оценку и поддержку стран-доноров и международных финансовых организаций. Однако рыночные реформы привели к большому росту безработицы и резкому снижению жизненного уровня населения. Поэтому участники встречи в качестве приоритетных областей для оказания финансовой помощи в 1995 году выделили снижение уровня бедности и развитие энергетики. До начала 1994 года характер финансовой поддержки существенно не изменялся, несмотря на то, что на встречах доноров в 1992 году было выражено намерение в осуществлении совместной проработки и реализации среднесрочных и долгосрочных целевых программ по приоритетным направлениям.

В 90-е годы экономическое развитие Монголии обеспечивается в основном за счет помощи стран-доноров и международных организаций (в 1991 году Монголия вступила в члены Международного валютного фонда. Всемирного банка. Азиатского банка развития). Ведущее место в предоставлении Монголии кредитов занимают АзБР, Япония, МВФ, безвозмездной помощи - Япония, США, Германия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд теоретических и практических выводов, наиболее важные из которых заключается в следующем:

Азиатские территории, оставленные Великобританией в 1947 г., представляли собой настолько огромную и настолько важную часть всех неевропейских владений Западной Европы, что их освобождение сделало неизбежным освобождение колоний и зависимых территорий. Место Великобритании начали занимать США и Россия. Так образовался двухполюсный мир.

На своей первоначальной стадии американская колониальная империя в Восточной Азии предстает в форме американского протектората над государствами, которые формально остаются независимыми, но фактически становятся сателлитами США.

Аналогичная ситуация повторилась с Советским Союзом и его сателлитами в 50-60-х гг. XX в. Соперничество СССР и КНР, боровшихся за гегемонию среди «коммунистических» стран, привело к их противостоянию.

Главным направлением политики Монголии в отношении к внешнему миру в новое время стала корректировка, и фактически полная перестройка ее внешней политики, корректировка дипломатии в сторону ее ориентации на национальные интересы и реальные нужды государства, на избавление от необходимости учитывать идеологические разногласия со многими странами.

В соответствии с такими ориентирами в стране встал вопрос о создании новой внешнеполитической доктрины, основанной на интересах комплексной безопасности, открытости международному сообществу, использованию преимущества своего геополитического положения.

В результате структурообразующими элементами национальной внешнеполитической и внешнеэкономической доктрины нового монгольского государства стали следующие базовые элементы:

-   равноправие во взаимоотношениях со всеми без исключения странами;

-   максимально широкая диверсификация географии внешних сношений;

-   проведение политики открытой экономики, в том числе привлечение иностранных инвестиций, сотрудничество с международными финансовыми организациями;

-   запрещение размещения на своей территории иностранных военных баз и вооруженных сил;

-   как принципиально новый момент – установление и развитие связей с проживающими за рубежом лицами монгольского происхождения.

По-новому была сформулирована проблема международных приоритетов. Учитывая свое географическое положение между двумя великими государствами – Россией и Китаем и трезво оценивая все преимущества и недостатки этого обстоятельства, Монголия во главу угла своей внешней политики поставила обновление отношений с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, но при ориентации на соблюдение независимости и свободы в своих действиях в отношениях с другими государствами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты