Учет о отчетность в работе участкового уполномоченного милиции – это два слагаемых, которые существенно помогают ему в организации своей работы, видеть пробелы и недоработки, а также совершенствовать свою деятельность.
В соответствии с инструкцией участковый уполномоченный милиции обязан вести следующую документацию:
1. Паспорт на обслуживаемый административный участок и паспорта на жилые дома.
2. Рабочую тетрадь.
3. Контрольные карточки (на профилактируемых лиц).
4. Дела административного надзора.
5. Документацию в отношении граждан, привлеченных участковым уполномоченным к сотрудничеству с милицией, которая хранится в ГОРОВД.
Пока в практике работы не изжиты случаи формализма, бумаготворчества, бюрократии и иные явления. В этой связи МВД России взяло курс на решительное искоренение и ограждение участковых уполномоченных от выполнения несвойственных функций и ненужного бумаготворчества. В настоящее время ведение не предусмотренной МВД России документации (журналы отработки жилого массива, фотоальбомы подучетных лиц) допускается лишь тогда ,когда сам участковый уполномоченный считает это необходимым. Ему предоставлено право самостоятельно направлять ряд запросов в учреждения, предприятия, организации и давать ответы по существу их обращений.
В связи с использованием автоматизированных систем ведение картотечных учетов в настоящее время ограничено.Участковый уполномоченный заполняет карточки на следующие категории профилактируемых лиц:
-- состоящих под административным надзором органов внутренних дел;
-- в отношении которых, исходя из предыдущих судимостей, может быть установлен административный надзор;
-- осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, а также к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Важной формой контроля за деятельностью участкового уполномоченного являются его отчеты о проделанной работе перед жителями обслуживаемого участка и перед начальником органа внутренних дел или начальником милиции общественной безопасности.
Немаловажным инструментом регулирования организации деятельности участкового уполномоченного выступают критерии оценки его работы. Именно они позволяют использовать человеческий фактор, сориентированный на достижение положительных конечных результатов. В современных условиях необходим выбор новых оптимальных критериев и систем оценок деятельности участковых уполномоченных , главным образом стимулирующих эффективность их работы. Вокруг этой проблемы на протяжении ряда лет идут дискуссии ученых и практиков.
Но ясно одно, для того , чтобы оценить их работу , необходимо её измерить. Предлагается масса показателей, как правило, количественного характера, с помощью которых измеряется объем ,качество и эффективность труда участковых уполномоченных. Например, в систему оценок закладываются три группы показателей, характеризующих:
а) нагрузку участковых уполномоченных,
б) качество работы,
в) эффективность работы.
Эти показатели определяются с помощью специальной таблицы ,которая построена с учетом затрат рабочего времени на выполнение различных видов работ. Существует и «балльная» система оценки. В расчет принимаются промежуточные показатели:
Количество лиц, взятых под административный надзор, направленных в специальные учреждения милиции,
Количество протоколов, составленных об административных правонарушениях.
Предлагаемые критерии оценки приемлемы, но не всегда сориентированы на конечные результаты работы, на реальное оздоровление обстановки. Поэтому, чтобы избежать критики руководства в бездеятельности, участковый уполномоченный в погоне за показателями вынужден там, где можно ограничиться замечанием, предупреждением, составлять протокол.
В настоящее время ведомственные нормативные акты МВД России в качестве главных критериев оценки работы участкового уполномоченного рассматривают его авторитет ,уважение со стороны населения. Результаты работы участкового уполномоченного должны оцениваться по мнению граждан, проживающих на территории участка, по следующим данным:
1. Реальному состоянию общественного порядка на участке;
2. Личному вкладу в предупреждение , пресечение и раскрытие преступлений;
3. Своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан;
4. Уровню личной исполнительной дисциплины и состоянию законности в оперативно-служебной деятельности.
С учетом названных критериев начальник ОВД, его заместитель (начальник МОБ) по результатам работы за год определяют лучшего участкового уполномоченного милиции.
3. Организация взаимодействия УУМ с другими службами ОВД и
общественными формированиями по укреплению правопорядка на
обслуживаемом участке.
Руководители отделов (отделений, групп) по организации деятельности участковых уполномоченных милиции органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, органов внутренних дел на железнодорожном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют повседневное руководство участковыми уполномоченными и их помощниками, направляют и координируют их деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и раскрытию преступлений.
Обеспечивают взаимодействие УУМ с сотрудниками уголовного розыска, органов предварительного следствия, дознания, других подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений, охране общественного порядка, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников и другим направлениям оперативно-служебной деятельности.
3.1 Деятельность УУМ по обеспечению паспортных правил и
пограничного режима.
Участковые уполномоченные милиции под руководством начальника органа внутренних дел осуществляют взаимодействие между службами и подразделениями органов внутренних дел, а также взаимодействуют с другими правоохранительными органами, учреждениями государственной статистики, военными комиссариатами, жилищно-эксплуатационными организациями, юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения.
Совместно с сотрудниками паспортно-визовой службы органов внутренних дел УУМ анализируют практику применения Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Кроме того, ежедневно осуществляют сбор информации о регистрационном учете граждан, готовят предложения, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений в жилищной сфере, поддерживают в установленном порядке доверительные отношения с гражданами, ведут разъяснительную работу среди населения, используя при этом возможности средств массовой информации.
Контроль за выполнением УУМ своих функциональных обязанностей по этой линии работы осуществляют начальники паспортно-визовой службы ОВД.
Работники паспортно-визовых служб передают участковым уполномоченным милиции текущие задания по осуществлению контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил (форма №29).
Участковые уполномоченные милиции обязаны информировать паспортно-визовую службу о лицах, проживающих без документов (с недействительными документами), удостоверяющих личность, без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также о физических и юридических лицах, предоставляющих жилые помещения для пребывания или проживания без оформления регистрации.
Организационные и практические мероприятия по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицами указанных Правил осуществляются участковыми уполномоченными милиции в повседневной деятельности и при проведении целевых мероприятий, которые включаются в планы работы ОВД в зависимости от складывающейся криминогенной ситуации.
В планах мероприятий должны быть предусмотрены:
Проверки помещений, где могут проживать граждане без документов (с недействительными документами), удостоверяющих личность, без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также у которых истек срок регистрации по месту пребывания, соблюдения Правил должностными лицами, ответственными за регистрацию, и юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, а также обеспечения ими квартирных карточек по форме №10;
Изучение характера, причин и условий правонарушений в жилищной сфере и выработка мер по их устранению;
Проведение контрольных проверок работы УУМ по обеспечению выполнения Правил на обслуживаемых ими участках;
Подготовка информации в органы местного самоуправления и правоохранительные органы о выявленных нарушениях и недостатках с предложениями по их устранению.
Ответственность за соблюдение Правил на обслуживаемых участках несут УУМ, которые в пределах возложенных на них обязанностей обеспечивают выполнение этих Правил гражданами и должностными лицами.
Сведения о проделанной работе по контролю за соблюдением Правил регистрационного учета по форме №28 участковыми уполномоченными милиции докладываются не реже одного раза в месяц руководителям органов внутренних дел.
Участковый уполномоченный милиции при наличии достоверных данных о нарушении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в период с 6 до 22 часа имеет право с разрешения граждан входить в жилые помещения, занимаемые ими, для проверки соблюдения последних.
При обнаружении нарушений Правил, за которые в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, составляется протокол об административном правонарушении. Учет протоколов ведется в паспортно-визовой службе (форма №30).
3.2 Деятельность УУМ по обеспечению режима пребывания
иностранных граждан и лиц без гражданства на территории
Российской Федерации.
В целях обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ участковый уполномоченный милиции обязан контролировать соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию РФ.
При осуществлении своей деятельности УУМ обязан вести списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, ежемесячно осуществлять проверки их фактического проживания.
По письменным запросам паспортно-визового подразделения в отношении лиц, обратившихся по вопросу приобретения гражданства РФ, проводить проверку фактического проживания данных лиц по месту регистрации, а также подтверждения их трудовой деятельности. О результатах проверки в месячный срок направлять рапорт инициатору запроса.
В паспорте на административный участок УУМ ведет учет правонарушений, совершаемых постоянно проживающими на его территории иностранцами.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка передвижения, проживания, режима пребывания на территории РФ, уклонение от выезда из РФ по истечении срока пребывания, несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ. Названный порядок и правила определены в соответствующих нормативных актах, к которым и надлежит обращаться при применении статей 18.8, 18.11, 18.12 КоАП РФ. К лицам, виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ст. 18.8 и ст. 18.11 КоАП РФ, может быть применено административное выдворение за пределы РФ.