Надзорные функции прокуратуры

Конституция РФ (статья 30), а также Федеральный закон «Об обще­ственных объединениях» от 14 апреля 1995 г. гарантируют гражда­нам свободу общественных объединений по признаку общности интересов для решения целей, указанных в их Уставах.

Обнаружение фактов злоупотребления свободой со стороны политических партий, общественных движений, выразившихся, в частности, пропаганде через средства массовой информации за­прещенных законом идей, служит безусловным поводом для про­курорского вмешательства. Прокуроры должны принять исчерпы­вающие меры воздействия и ставить вопрос о принудительном прекращении деятельности политических партий, общественных движений перед органом государственного контроля за деятель­ностью средств массовой информации, а также об аннулировании или приостановлении лицензий печатного органа, электронных средств за нарушение Федерального закона «О средствах массо­вой информации» от 27 декабря 1991 г.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий предоставляет­ся гражданам Конституцией для выражения политической и соци­альной позиции.

Нормативной основой реализации этого политического права граждан служит Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов и уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

Надзорные полномочия прокурора сводятся к тому, чтобы граж­данами и органами исполнительной власти соблюдался уведоми­тельный порядок их организации, не допускалось использование шествий, демонстраций в целях, противных интересам общества и государства, не вводилось дополнительных ограничений при осу­ществлении политического волеизъявления.

Прокурорская практика изобилует примерами ненадлежащего пользования правами со стороны как граждан, так и государствен­ных органов. Самое распространенное нарушение законодательства, регла­ментирующего порядок проведения публичных акций граждан, — их стихийный характер, несоблюдение требований о предвари­тельном уведомлении. Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере требует неос­лабного внимания, особенно в период социальных напряжений, и должен носить упреждающий характер.

Социально-экономические права человека и гражданина каса­ются важнейших сторон жизни общества и индивида.

Провозглашенную в статье 7 Конституции Российской Федерации политику государства, направленную на создание условий, обеспе­чивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, пока следует рассматривать как перспективу развития общества, стрем­ление приблизиться к стандартам индустриально развитых стран, обеспечивающих новое качество жизни. В этих целях недопустимо возвышение интересов одних за счет других, отступление от провозглашенных Конституцией прин­ципов.

Защита социально-экономических прав основана на конститу­ционном нормировании основных прав. В законодательстве за­креплен такой режим экономической деятельности, который по­зволяет обеспечить обладание каждым гражданином конституци­онно признанными правами, среди которых право на свободное использование своих способностей и имущества для занятия лю­быми не запрещенными видами деятельности и корреспондирую­щая им обязанность органов государственной регистрации не чи­нить препятствий в становлении предпринимательства.

Группу конституционных прав и свобод образуют право свобод­но избирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конститу­ции); право частной собственности на имущество, его всемерную охрану со стороны государства (статья 35, 36); свобода объединения граждан, в том числе для предпринимательских целей (статья 30); по­ощрение со стороны государства свободной конкуренции и огра­ничение монополистической деятельности (статья 34).

Генеральный прокурор РФ ориентирует прокуроров на охрану законных интересов прежде всего больших групп населения, на вмешательство в наиболее неблагоприятные сферы общественных отношений, такие, как трудовые правоотношения, пенсионное обеспечение, защита прав престарелых и инвалидов,

Подобные нарушения законодательства носят устойчивый и распространенный характер; их выявлению и устранению проку­роры уделяют серьезное внимание. Самый злободневный вопрос середины 90–х годов — это вопрос о невыплате заработной платы.

В указании Генерального прокурора РФ от 28 февраля 1996 г. № 14/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением за­конодательства о своевременной выплате заработной платы и со­блюдением платежной дисциплины» определены цели, задачи, средства надзора в этой правовой сфере. Как свидетельствует над­зорная практика, наибольший эффект приносят в данном случае использование права на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также обра­щение в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов (статья 41 ГПК РСФСР и статья 41 АПК РФ). Наработана практика использования новых полномочий — обра­щение прокуроров в суды с заявлениями на взыскание начислен­ной, но невыплаченной работникам заработной платы.

Предмет надзора за соблюдением экономических прав и свобод граждан образует также исполнение законодательных установле­ний о правомерном ограничении прав на занятие отдельными ви­дами деятельности в соответствии со статьей 55 Конституции и статьей 49 ГК РФ. Лицензирование отдельных видов деятельности — одна из га­рантий предотвращения вреда жизни, здоровью граждан из-за от­сутствия специального образования, надлежащей профессиональ­ной подготовки физических и юридических лиц — предпринима­телей. Лицензирование имеет в виду защиту публичного, т.е. общест­венного интереса.

Прокурор не должен упускать из вида и факты злоупотребления предпринимательской свободой, такие, как систематическое из­влечение прибыли некоммерческой организацией путем занятия деятельностью, не соответствующей ее уставной правоспособнос­ти, уклонения от постановки на налоговый учет и т.д. Поэтому на­ряду с проверкой соблюдения прав граждан в процессе регистра­ции такой же тщательной должна быть проверка выполнения обя­занностей перед обществом.

Неослабного внимания прокурора требуют вопросы законнос­ти применения мер государственного принуждения к предприни­мателям вследствие неисполнения ими или ненадлежащего испол­нения предписаний законодателя, совершения действий, образую­щих административно наказуемый проступок или уголовное пре­ступление. Имеется в виду законность мер привлечения к финан­совой, административной ответственности со стороны налоговых, антимонопольных органов.

Особую, охраняемую законом группу составляют права граж­дан на благоприятную среду обитания. Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, чтобы над­зор за исполнением природоохранного законодательства воспри­нимался как одно из приоритетных направлений. Усилия природоохранных прокуратур, а также территориаль­ных прокуроров концентрируются на предупреждении экологи­ческих правонарушений, своевременном выявлении уже совер­шенных деяний с тем, чтобы локализовать вред природе, здоровью людей, минимизировать потери общества, связанные с необходи­мостью оздоровления окружающей природной среды.

Особое значение в деле предупреждения экологических право­нарушений имеет взаимодействие органов прокуратуры с общест­венными природоохранными движениями в целях своевременного выявления самовольно возводящихся объектов в обход требований об обязательной экологической экспертизе, ненадлежащего вы­полнения контрольных полномочий территориальными органами.

В заключении по данному вопросу можно сказать, что в соответствии с Конституцией высшей ценностей является человек, его права и свободы, которые обязаны защищать все ветви государственной власти. Отсюда вытекает и главная цель деятельности прокуратуры — правозащита. Правозащитная деятельность прокуратуры охватывает все сферы жизни общества, урегулированные законодательными актами. В деятельности прокуратуры проявляется двуединая направленность — охрана прав и законных интересов отдельного гражданина и охрана всех граждан через охрану прав и законных интересов государства, общества. Названная цель реализуется даже тогда, когда прокурор участвует в уголовном судопроизводстве: обвиняя преступника, он защищает других граждан от преступлений (одновременно он следит и за тем, чтобы права подсудимого – гражданина не были нарушены).



2. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО–РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность – сравнительно новое на­правление в работе органов прокуратуры. При принятии Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 13 марта 1992 г. появилась необходимая правовая основа для прокурорского надзора в этой сфере деятель­ности государственных правоохранительных органов. Несколько раньше этого закона был принят Закон о прокуратуре Российской Федерации, согласно которому одним из направлений прокурор­ского надзора стал надзор за исполнением законов органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Осуществление надзора за исполнением законов в сфере опе­ративно-розыскной деятельности (ОРД) предполагает, прежде всего, знание прокурорами ее содержания и нормативной основы. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 года определяет ее как вид де­ятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными под­разделениями государственных органов, уполномоченными на то законом в пределах их компетенции посредством проведения опе­ративно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоро­вья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обес­печения безопасности общества и государства от преступных по­сягательств (статья  1 Закона).

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выяв­ление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, со­вершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скры­вающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; до­бывание информации о событиях или действиях, создающих угро­зу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (статья 2 Закона «Об оператив­но-розыскной деятельности»).

Определяя процессуальное значение результатов проведенных оперативно-розыскных мероприятий в раскрытии и расследовании преступлений, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. предусматривает, что «результаты оперативно-розыскной деятельности могут... использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств» (ч.2 ст.11). В отличие от ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности 1992 г., согласно которому результаты оперативно-розыскной деятельности рассматривались в качестве самостоятельного доказательства (статья69 УПК РФ), Закон 1995 г. устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности приобретают характер доказательства по уголовным делам после соответствующего их процессуального оформления.

Закон весьма обстоятельно регламентирует правовые обязанности органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При этом законодатель делает основной акцент на соблюдении требований по всемерной охране прав и законных интересов граждан, а также обеспечении конспирации этой деятельности.

            В Законе предусмотрены меры социальной и правовой защиты должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Этим лицам предоставляется полная процессуальная самостоятельность, независимость от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Они обязаны руководствоваться только законом и ведомственными актами (статья 15 Закона).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты