Надзорные функции прокуратуры

            На практике используются также и другие формы по дальнейшему совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

            Организационное и методическое руководство деятельностью прокуроров по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия осуществляет Главное управление по надзору за следствием и дознанием Генеральной прокуратуры Российской федерации, в составе которого имеется Управление по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел (на правах основного управления).

            Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурорам необходимо организовать свою работу таким образом, чтобы не подменять начальников следственного отдела (управления) органов внутренних дел. Их полномочия по контролю и своевременностью действий следователя по расследованию и предупреждению преступлений регламентированы законом (статья 1271 УПК). Начальник следственного отдела проверяет уголовные дела, дает указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении лица в качестве обвиняемого, юридической оценке преступления, определении объема обвинения, производстве отдельных следственных действий. Указания начальника следственного отдела обязательны к исполнению следователем. Прокурор следит за тем, чтобы указания начальника следственного отдела давались обязательно в письменном виде, а наиболее существенные из них приобщались к уголовному делу. Между тем на практике это правило не всегда соблюдается. Начальник следственного отдела принимает участие в производстве отдельных следственных действий. Он вправе также принять на себя полномочия следователя. В необходимых случаях прокурор дает указания по уголовным делам непосредственно начальнику следственного отдела. Эти указания подлежат обязательному исполнению. Обжалование начальником следственного отдела указаний прокурора не приостанавливает их исполнения (статья 1271 УПК).

В целях устранения, а главное, предупреждения нарушения закона и норм уголовного процесса, охраны прав и законных интересов граждан прокурору в сфере уголовного судопроизводства предоставлены весьма существенные полномочия. Они значительно расширены в связи с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». В такой отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, полномочие прокуроров носят властно-распорядительный характер.

Полномочия прокурора в этой стадии процесса сформулированы в УПК, в Законе «О прокуратуре РФ», в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. Эти полномочия неоднородны по своему содержанию и назначению, но подчинены единой цели - обеспечению законности в стадии дознания и предварительного следствия.

            Прежде всего прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Обладая властно-распорядительными полномочиями, он вправе отменить или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить лицо, производящее расследование, от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству, избрать, изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого и т.д.

            С другой стороны, являясь участником уголовно-процессуальной деятельности, прокурор вправе возбудить уголовное дело, санкционировать арест, обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции, отстранение обвиняемого от занимаемой должности и т. д. Прокурор вправе также участвовать в выполнении следователем любого процессуального действия или самостоятельно расследовать преступление.

            Наконец, прокурор наделен функциями административного характера относительно следственного аппарата органов прокуратуры. Как должностное лицо, возглавляющее орган прокуратуры, прокурор вправе применить к подчиненному ему следователю меры поощрения и взыскания, отстранить его от производства расследования конкретного уголовного дела или освободить от занимаемой должности и т. д.

            Все  эти разноплановые функции, соединенные в одном должностном  лице, делают процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве весьма сложным, а, главное, ответственным при осуществлении предоставленных ему полномочий.

            Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

            1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы, иные сведения о совершенных преступлениях, ходе и результатах проведенных дознания и предварительного следствия, а также установления лиц, совершивших преступления; проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях;

            2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

            3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, юридической оценке преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

            4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве органа дознания или следователя прокуратуры;

            5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия, а в необходимых случаях лично выполняет отдельные следственные действия или производит расследование в полном объеме по любому делу;

            6) санкционирует производство обыска, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных законом;

            7) осуществляет надзор за законностью производства оперативно-розыскных мероприятий;

            8) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и в порядке, предусмотренных законом;

            9) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного или повторного расследования;

            10) изымает в целях наиболее полного и объективного расследования от органа дознания и передает следователю любое уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому;

            11) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;

            12) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает или санкционирует протокол при досудебной подготовке материалов и утверждает обвинительное заключение; направляет в суд уголовные дела или материалы по протокольной форме судопроизводства.

Правовыми актами прокурорского надзора в стадиях возбужде­ния уголовного дела и предварительного расследования являются:

постановление,

письменное требование,

письменное указание,

санкция (отказ в даче санкции),

письменное согласие на проведе­ние конкретных действий или принятие решений (отказ в этом),

представление.

Все эти акты прокурорского реагирования различаются по форме и содержанию.

Постановления принимаются в стадии возбуждения уголовного дела, в стадии предварительного расследования и нередко после того, как уголовное дело прекращено. В стадии возбуждения уголовного дела основными актами про­курорского надзора являются: постановление об отмене постанов­ления об отказе в возбуждении уголовного дела; постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Указания на эти акты прокурорского реагирования на выявленные наруше­ния закона органами дознания и предварительного следствия (сле­дователями) в начальной стадии уголовного процесса содержатся в статье 116 УПК. В соответствии с нормами этой статьи прокурор в случае необоснованности отказа в возбуждении уголовного дела отменяет своим постановлением постановление органа дознания или следователя и возбуждает уголовное дело. Постановление про­курора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела выносится при условии, что по нему не произведено ни одного следственного действия. При наличии такого постановления про­курора уголовное дело считается не имевшим места и исключается из регистрации, утрачивая свой номер,

В стадии предварительного расследования постановления про­курора могут отменять любые незаконные постановления следователей, лиц, производящих дознание, начальников органов дозна­ния о привлечении в качестве обвиняемого, о применении, измене­нии меры пресечения, приостановлении и прекращении уголовно­го дела и др.

Письменные указания содержат предписания, что необходимо сделать по делу (провести те или иные следственные или розыскные действия, проверить конкретную версию, предъ­явить обвинение, переквалифицировать действия, инкриминируе­мые обвиняемому, и т.д.).

Письменные требования содержат наименование документов, материалов уголовного дела, которые запрашивает прокурор для изучения.

Представление прокурора выносится им по конкретным случа­ям нарушения закона следователем (лицом, производящим дозна­ние) или по результатам специальной проверки материалов, по ко­торым было необоснованно отказано в возбуждении уголовного дела, за определенный период времени; обнаружения многочис­ленных случаев укрытия от учета заявлений (сообщений) о пре­ступлениях, необоснованно прекращенных или приостановленных дел. В представлениях не только предлагаются меры по устранению выявленных нарушений закона, но и может одновременно ставить­ся вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответствен­ности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в установленный законом срок.

Своеобразными актами прокурорского надзора на стадии пред­варительного расследования является дача санкции (на арест, от­странение от должности и др.) или отказ в санкционировании. Дача и отказ в даче санкции осуществляются соответствующей резолю­цией прокурора. Приказ Генерального прокурора РФ № 31 от 18 июня 1997 г. предписывает прокурорам мотивировать отказ в даче санкции на постановлении следователя или в отдельном документе, поскольку это решение может быть проверено вышестоящим прокурором.

Согласие прокурора (на прекращение уголовного дела по нере­абилитирующим основаниям, на продление срока дознания или предварительного следствия и т.д.) также дается в виде резолюции на постановлении органа расследования. Отказ в даче согласия дол­жен быть мотивирован и изложен в письменном виде.

Утверждение прокурором обвинительного заключения являет­ся особым актом надзора и облекается в форму резолюции.





4. НАДЗОР ЗА МЕСТАМИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.

Сущность данного направления прокурорского надзора со­стоит в слежении за законностью деятельности администра­ций пенитенциарных и других учреждений и органов, свя­занной с исполнением наказаний или назначенных судом мер принудительного характера, а также администраций мест содер­жания задержанных и заключенных под стражу по исполнению соответствующих решений органов уголовного судопроизвод­ства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты