Надзорные функции прокуратуры

            Необходимо отметить, что ни Закон от 12 августа 1995 г., ни ведомственные акты прокуратуры и органов внутренних дел не определяют и не предопределяют порядка использования следователем материалов и выводов, к которым пришли оперативно-розыскные органы. Это, возможно, сделано правильно. Надо иметь объективное критическое отношение к материалам оперативно-розыскной деятельности, чтобы непредвзято оценить как сами материалы, так и выводы (результаты) проведенных оперативно-розыскных мероприятий.

            Ни закон об оперативно-розыскной деятельности, ни ведомственные акты не предоставляют следователям возможности знакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности, это — прерогатива прокурора и только прокурора. Но когда следователю предоставляется такая возможность, ее нельзя не использовать. Тем не менее, прокурор обязан предостеречь следователей от безграничного доверия к выводам и результатам оперативно-розыскной деятельности.

            За последние годы, когда организованная преступность приобрела неимоверно широкие масштабы, сотрудники оперативно-розыскной службы включаются в состав бригад по раскрытию и расследованию опасных преступлений. В таких случаях эти работники становятся членами этих бригад. Их деятельность постоянно, на всех этапах раскрытия и расследования преступления связана с выполнением следователем различного рода процессуальных действий. Вольно или невольно деятельность оперативно-розыскной службы слипается с выполнением следователем различного рода процессуальных действий. Такие тесные контакты дают весьма ощутимые положительные результаты.

            Особое внимание при осуществлении оперативно-розыскной деятельности необходимо придавать сохранению тайны источника получаемой информации, а также технических средств установления различного рода обстоятельств. Применяя способы негласного, характера, оперативный работник стремится сохранить в тайне сведения об источнике получаемой им информации и тактических средствах применения для их получения.

            Закон об оперативно–розыскной деятельности предусматривает перечень оснований для производства оперативно-розыскных действий. Среди них: наличие возбужденного уголовного дела; поручение следователя, указание прокурора или определение суда; запросы международных правоохранительных организаций и иностранных государств (в соответствии с договором о правовой помощи) и некоторые другие.

            Полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяются уголовно-процессуальным законодательством. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве оперативно-розыскной деятельности определяются общими положениями, которые предусмотрены Законом об оперативно-розыскной деятельности по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов в стадии дознания и предварительного следствия: привлечение лица, виновного в совершении преступления, и недопущение привлечения к уголовная ответственности лиц, невиновных в совершении преступлений, и лиц, непричастных к содеянному. Независимо от того, кто из должностных лиц занят раскрытием и расследованием преступления — следователь или сотрудник оперативно-розыскной службы органов внутренних дел — прокурор обязан соответствующим образом реагировать на нарушения и принять меры к устранению этих нарушений.

            В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» (статья 29) и на основании Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурор вправе дать органам оперативно-розыскной службы указания о выполнении оперативно-розыскных мероприятий. При этом должны быть соблюдены те же условия, при наличии которых прокурор полномочен санкционировать выполнение оперативно-розыскных мероприятий. Указания прокурора о выполнении каких-либо мер оперативно-розыскного характера должны быть четкими, определенными и конкретными, не допускающими их неправильного понимания исполнителем. При этом прокурор вовсе не обязан называть конкретные средства оперативно-розыскного характера, применением которых органы внутренних дел могут установить то или иное обстоятельство. Указания прокурора должны быть обязательно в письменной форме.

            Чтобы не превращать сотрудника оперативно-розыскной службы в слепого исполнителя воли прокурора, последнему в необходимых случаях надо лично встретиться с исполнителем и разъяснить суть поставленных перед ним задач.






3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ.

Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, сформулированы в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», в Уголовно–процессуальном кодексе, указаниях и приказах Генерального прокурора РФ.

            Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор в этой стадии процесса с тем, чтобы:

ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;        задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось не иначе как в порядке» по основаниям, установленным законом;

            никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или незаконному ограничению в правах;

            никто не подвергался аресту без судебного решения или санкции прокурора;

            соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан;

            при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;

            выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

            Стоящие перед органами прокуратуры задачи будут успешно выполнены лишь при том условии, если сами прокуроры и следователи будут строго придерживаться требований закона и норм уголовного процесса. Принцип законности в уголовном судопроизводстве является одним из основополагающих принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного, следствия. Некоторые следователи, да и прокуроры считают, что при раскрытии преступлений и их расследовании любые средства пригодны, лишь бы раскрыть преступление и установить виновное лицо. Излишне говорить о порочности такой позиции: не любые, а только те из них, которые основаны на законе, исходят из закона, опираются на закон.

            Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает их исполнителей инициативы, проявления творческого отношения к делу, иначе говоря, не «формализует» производство по делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует исполнителей от ошибок, которые затем оборачиваются грубыми нарушениями законности и приводят к существенному лишению или ограничению прав и законных интересов участников процесса.

            Практике известны не единичные случаи, когда из-за пренебрежительного отношения следователей органов внутренних дел и прокуратуры к закону по уголовным делам об убийствах, изнасилованиях и других опасных преступлениях привлекались невиновные лица, а виновные в это время безнаказанно совершали новые тяжкие преступления. Это происходило прежде всего из-за стремления любыми средствами раскрыть преступление, когда заявляемые подозреваемыми и обвиняемыми ходатайства о выполнении процессуальных действий, которые бы подтверждали их непричастность к совершенному преступлению, полностью игнорировались, нарушались требования закона о полноте, всесторонности и объективности расследования совершенного преступления.

            Соблюдение законности и норм уголовного процесса органами дознания и предварительного следствия в существенной мере определяется уровнем прокурорского надзора, его эффективностью и результативностью, правильной его организацией.

            Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе №7 от 11 марта 1992 г. «О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» обоснованно отмечал ослабление надзора за исполнением законов о предупреждении и пресечении преступных проявлений и предложил отработать четкую систему прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. В приказе № 20 от 28 мая 1992 г. «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации» Генеральный прокурор ставит перед подчиненными ему прокурорами задачу организовать надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия так, чтобы ни одно действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом.

            Можно назвать некоторые кардинальные меры по улучшению организации прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия.

            1. Генеральный прокурор Российской Федерации предлагает прокурорам республик в составе Российской Федерации, прокурорам краев и областей, городов и районов сосредоточить основное внимание на предупреждении и устранении нарушений закона, в первую очередь, связанных с незаконными задержаниями и арестами, обысками и наложением арестов на почтово-телеграфную корреспонденцию, необоснованным привлечением граждан к уголовной ответственности.

            2. Обязанность прокурора состоит не только в том, чтобы осуществлять надзор за исполнением законов и требовать от органов дознания и следователей надлежащего исполнения своих обязанностей, но и в том, чтобы оказывать им необходимую помощь в расследовании больших по объему и сложных по доказательствам уголовных дел.

            3. Прокуроры и следователи должны шире использовать предоставленные им законом (статья 127 УПК) права давать органам дознания поручения и указания о производстве оперативно-розыскных действий, а также отдельных процессуальных действий при производстве расследования по делу.

            4. При расследовании хозяйственных преступлений, а также преступлений, связанных с нарушением законов об охране труда и техники безопасности и других, где требуется применение специальных познаний, прокурорам и следователям рекомендуется шире привлекать специалистов, использовать научно-технические и криминалистические средства.

            5. Деятельность следственного аппарата органов прокуратуры и внутренних дел с каждым годом все более осложняется. Лица, совершающие преступления, все чаще и чаще действуют изощренно, применяют при совершении преступлений способы, затрудняющие их раскрытие и расследование. В этой связи Генеральная прокуратура Российской Федерации рекомендует руководителям органов прокуратуры применять специализацию при расследовании уголовных дел об умышленных убийствах, хищениях общегосударственного имущества, взяточничестве и других сложных по доказательствам уголовных дел.

            6. Одним из эффективных средств по предупреждению и устранению нарушений законности в уголовном судопроизводстве является использование материалов судебной практики для устранения недостатков и повышения качества дознания и предварительного следствия. С этой целью как в стадии подготовки уголовного дела к слушанию, так и в судебном заседании прокурору необходимо самым тщательным образом проверять всесторонность, полноту и объективность дознания и предварительного следствия, соблюдение требований закона и норм уголовного процесса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты