В процессе обхода жилых и коммунально-бытовых помещений прокурор опрашивает лиц о причинах, по которым они подвергнуты задержанию или аресту, и о возможном наличии у них жалоб и заявлений. Опрос позволяет выявить нарушения законности. Он проводится прокурором как в присутствии представителей администрации учреждения, так и без них. В необходимых случаях прокурор может предложить опрашиваемым написать заявление или объяснение.
Осуществляя надзор, прокурор:
проверяет исполнение законов сотрудниками, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;
требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности;
проверяет законность применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания;
истребует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.
Прокурор, установив нарушение закона, принимает исчерпывающие меры к его устранению, используя в указанных целях:
постановления и предложения (требования) прокурора относительно соблюдения законов по результатам проверок;
протесты на противоречащие закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты администрации учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
представления об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона.
Постановление применяется при освобождении лиц, незаконно содержащихся под стражей, необоснованно водворенных в одиночную камеру или карцер. В зависимости от характера правонарушения прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении против виновных должностных лиц уголовного дела или производства об административном правонарушении.
Право формулировать требования относительно задержанных и заключенных под стражу позволяет прокурору реагировать на нарушения законности немедленно по их выявлении и, что не менее важно, оперативно их устранять. Требования могут излагаться устно или письменно, причем устно, как правило, в тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть устранены непосредственно в ходе проверки. Когда устранение нарушений требует проведения определенных мероприятий, прокурор формулирует свои предложения в письменном виде. Сроки исполнения своих требований о соблюдении порядка и условий содержания задержанных и заключенных под стражу прокурор определяет в зависимости от конкретных обстоятельств.
В протесте прокурора могут содержаться требования об отмене акта либо приведении его в соответствии с законом, о восстановлении нарушенных прав. До рассмотрения протеста администрация места лишения свободы обязана приостанавливать действие опротестованного акта. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Представление – письменный акт прокурора, адресуемый в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Оно, как правило, основывается на обобщенных данных о состоянии законности и направлено не только на устранение выявленных конкретных нарушений, но и на предупреждение их в будущем. По представлению прокурора не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменном виде.
В целях предотвращения или пресечения общественно-опасных действий со стороны лиц, лишенных свободы, к ним могут быть применены физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие. О каждом случае применения оружия администрация следственного изолятора обязана уведомить прокурора немедленно. Она же сообщает прокурору о всех фактах, когда в результате применения физической силы, специальных средств или оружия были причинены ранения либо наступила смерть содержащихся в изоляторах и иных лиц. Законность и обоснованность применения оружия проверяется прокурором при ознакомлении с материалами и заключениями служебных расследований либо устанавливается в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту применения оружия.
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания лишенных свободы стражу лиц подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Законодатель наделяет прокуроров особыми властно-распорядительными полномочиями: их требования подлежат исполнению независимо от того, обжалованы они или нет.
Прокурор, получивший жалобу или заявление о нарушении закона, обязан рассмотреть их в установленный законом срок и о принятом решении сообщить заявителю. Прокурор рассматривает жалобы и заявления, поступившие к нему через администрацию, на личном приеме, а также при опросе лиц, содержащихся в местах лишения свободы. При желании лицо может изложить прокурору жалобу в отсутствие представителя администрации места лишения свободы.
Учитывая, что лишенные свободы лица находятся в условиях строгой изоляции, поступающие от них жалобы и заявления о нарушении их прав, унижении человеческого достоинства, фактах произвола подлежат особо тщательной проверке, а наиболее серьезные из них с выездом на место.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, является нарушением законности и влечет за собой установленную законом ответственность. Характер ответственности (уголовная или дисциплинарная) определяется в каждом конкретном случае с учетом мотивов неисполнения требований прокурора, причин и последствий, наступивших в результате такого неисполнения. При отсутствии в действиях (бездействии) должностного лица признаков преступления прокурор может возбудить против него дисциплинарное производство.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция РФ. М., 1993.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 168-ФЗ от 17 ноября 1995 г. (с изменениями от 10 февраля , 19 ноября 1999 г., 2 января 2000 г.).
4. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 г.
5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г.)
6. Приказ Генерального прокурора РФ «О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» №7 от 11 марта 1992 г.
7. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации» № 20 от 28 мая 1992 г.
8. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» № 30 от 22 мая 1996 г.
9. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» № 48 от 9 августа 1996 г.
10. Приказ Генерального прокурора РФ «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах» № 8 от 26 февраля 1997 г.
11. Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» № 31 от 18 июня 1997 г.
12. Указания Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы» № 43/7 от 29 августа 1995 г.
13. Указания Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах Президента Российской Федерации» № 6/7 от 2 февраля 1996 г.
14. Указания Генерального прокурора РФ «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о своевременной выплате заработной платы и соблюдением платежной дисциплины» № 14/7 от 28 февраля 1996 г.
15. Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 1995.
16. Кехлеров С. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов. // Законность.1993. №7. С.2–8.
17. Кулик А. Надзор за законностью исполнения уголовных наказаний. // Законность. 1997. №12. С.2–9.
18. Макаров Н. Правозащитная роль прокуратуры. // Законность. 1997. №9. С.7–9.
19. Прокурорский надзор в Российской Федерации : Учебник. / Под ред. А.А. Чувилева. М., 2000.
20. Становление правового государства и функции прокуратуры («круглый стол») // Государство и право . 1994. №5. С.2–29.
21. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан. // Законность . 1997. №8. С.8–10.
22. Чурилов А., Винокуров А. Охрана прав и свобод гражданина: обеспечение международных обязательств РФ. // Законность. 1997. №6. С.7–10.
Дата написания работы: __________________
Дата сдачи работы : __________________
[1] Макаров Н. Правозащитная роль прокуратуры. // Законность. 1997. №9. С.7.
[2] Чурилов А., Винокуров А. Охрана прав и свобод гражданина: обеспечение международных обязательств РФ. // Законность. 1997. №6. С.7.
[3] Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан. // Законность . 1997. №8. С.8.
[4] Становление правового государства и функции прокуратуры («круглый стол»)//Государство и право.1994. №5. С.15.