Предлагаемая модель холдинговых отношений является инструментом
разрешения нередко возникающих противоречий между головным предприятием и
предприятиями нижестоящих ступеней кооперации, не желающими "вписываться"
(по оценкам, срокам, и т.д.) в ранее достигнутые договоренности по
выполнению крупного контракта. Понятно, что реализация организационного
оргпроекта "программного холдинга" может потребовать не только
определенного времени, но и затрат. Финансирование последних (на проработку
трастового договора с государством и договора с дочерними предприятиями, на
приобретение акций) безусловно должно предусматриваться программой.
2. "Экспортоориентированные" холдинги, проектирование которых может
быть актуальным при реформировании (реструктурировании) ряда отраслей (в
том числе оборонного и авиакосмического комплексов). Соответствующий
алгоритм действий государства (на примере оборонной промышленности) таков.
Во-первых, - уточнение фактически реализуемых направлений экспортной
деятельности предприятий оборонной промышленности, включая поставки
отечественного оружия (по совокупности заключенных контрактов) и вывоз
изделий и технологий "двойного назначения", а также конверсионной
продукции, созданной в рамках федеральных программ.
Во-вторых, - прогнозирование возможного развертывания новых направлений экспортной деятельности предприятий оборонной промышленности (в соответствии с прорабатываемыми экспортными контрактами, федеральной конверсионной программой и другими обстоятельствами).
В-третьих, - определение перечня предприятий и организаций (самого оборонного комплекса и других отраслей), реализующих полный спектр работ и услуг в рамках фактически выполняемых и планируемых экспортных проектов.
В-четвертых, - получение и анализ таких данных, позволяющих оценить
роль и экспортный потенциал отобранных предприятий и организаций, как: 1)
полное наименование, почтовые реквизиты и организационно-правовой статус
юридических лиц; 2) сведения о вхождении предприятия в какие-либо
объединения юридических лиц (в акционерные промышленные компании, финансово-
промышленные группы, ассоциации, холдинги, и т.п.), его роли в объединении
и характере его обязательств; 3) наименование банка, обслуживающего
предприятие, его организационно-правовой статус, состав учредителей,
уставной капитал; 4) информация о структуре собственности предприятия и
глубине конверсии, о его финансовом состоянии, об объемах экспортных
поставок в базисном и текущем периодах; 5) характеристика материально-
технической базы и кадрового потенциала, непосредственно участвующих в
реализации экспортных проектов (работ, услуг); 6) сведения об основных
производственных связях предприятия, обусловливающих возможность выпуска и
качество экспортных видов изделий, а также о наличии отечественных
предприятий, способных конкурировать с фактическими участниками экспортных
проектов; 7) оценка доли ресурсного потенциала предприятия (в его общей
величине), реально задействуемого в создании и выпуске экспортной продукции
(по показателям удельных весов: производства экспортных изделий в общих
объемах производства, активной части основных фондов и промышленно-
производственного персонала, используемых в производстве изделий на
экспорт, экспортных НИОКР в общем объеме научно-технической продукции).
В-пятых, - моделирование технологических цепочек предприятий и организаций, участвующих в реализации экспортных проектов, с одновременным включением содержательных характеристик данных предприятий, определяющих возможность их вхождения в новые потенциально эффективные объединения. По итогам этого моделирования в разрезе рассматриваемых экспортных проектов формируется перечень предприятий, организаций, одновременно удовлетворяющих следующим требованиям: 1) отсутствие ограничений (непреодолимых; преодолимых с трудом и при использовании всех возможных рычагов воздействия инициирующей организации; преодолимых, но с неизбежным возникновением негативных социально-экономических последствий для будущего объединения) в плане решения вопроса о создании холдингового объединения; 2) наличие научного и производственного потенциала (у конкурентов), без привлечения которого невозможно обеспечить создание и производство экспортной продукции в соответствии с условиями контракта (по сути этот потенциал может представлять собой "ядро" будущей холдинговой корпорации).
В-шестых, - проведение углубленной экспертизы финансового состояния отобранных групп предприятий, оценка необходимых мер внешней ресурсной поддержки будущей корпорации.
В-седьмых, - подбор организаций, обеспечивающих эффективное функционирование финансовой и сбытовой инфраструктуры группы (банки, инвестиционные институты, внешнеторговые компании) с учетом специфики экспортных контрактов и общего финансового состояния предприятий- участников.
В-восьмых, - решение вопроса о необходимых мероприятиях по созданию
холдинга (например, относительно учреждения новой структуры или закрепления
управляющих функций за уже действующей). При этом во внимание принимаются
следующие факторы: 1) правовой статус преобладающего числа участников
группы; 2) удельный вес госзаказа в общем объеме производства по группе; 3)
степень уникальности технологического потенциала предприятий, их роль в
обеспечении национальной (технологической) безопасности государства; 4)
степень необходимости привлечения дополнительных внешних инвесторов для
реализации экспортных задач; 5) возможность и целесообразность
реструктурирования отдельных предприятий группы (вычленения цехов,
участков, непосредственно влияющих на реализацию экспортных проектов) для
освобождения группы от "балласта" неликвидных активов и непроизводительных
затрат; 6) наличие в проектируемом альянсе явных лидеров по научному или
производственному потенциалу; 7) возможность консолидации активов
(собственности) в рамках головного предприятия (центральной компании)
объединения на основе передачи имущественных прав, пакетов акций, и т.д.;
8) принятие отдельного нормативного акта правительственного уровня по
созданию новой корпоративной структуры (пункт №5 с.л. стр. 63-67).
3. Проблемные (научно-технические) холдинги могут создаваться в целях консолидации деятельности перспективных НИИ и КБ, способных решать крупные научно-технические или иные стратегические проблемы общероссийской или региональной значимости. Проектирование научно-технического холдинга предполагает, во-первых, четкое уяснение исполнительной властью номенклатуры направлений НИОКР (направлений сохранения и развития научно технического потенциала), необходимых для реализации приоритетных задач промышленного развития.
Во-вторых, - определение перечня НИИ и КБ, реально функционирующих и реализующих тематические планы в русле приоритетных направлений НИОКР.
В-третьих, - получение и анализ информации, позволяющей оценить
потенциал (научный, финансовый, кадровый) этих организаций, равно как и
выявить их статус, характер взаимодействия между собой и с промышленностью.
Речь идет об информации относительно: 1) собственника базовых объектов
интеллектуальной собственности в рамках выделенных направлений НИОКР; 2)
юридического статуса и месторасположения НИИ и КБ; 3) доли научно-
технического потенциала (активов) каждого НИИ и КБ, непосредственно
связанной с реализацией одного или нескольких приоритетных направлений
НИОКР; 4) наличия центров акционерного контроля цепочек научно-технических
организаций (конкретных НИИ и КБ или промышленных предприятий-пользователей
НИОКР); 5) общефинансового состояния научно-технических организаций,
необходимости их финансовой санации или общего реструктурирования.
В четвертых, - оценку возможности создания научно-технического холдинга на основе передачи принадлежащих государству акций или объектов интеллектуальной собственности в уставной капитал основной (материнской) компании. В качестве последней способны выступить лидирующие по научно- техническому направлению НИИ или КБ либо промышленное предприятие- потребитель соответствующей научно-технической продукции.
4. Транснациональные холдинги могут инициироваться государствами стран
СНГ в целях управляемой реализации принятых долгосрочных межгосударственных
экономических программ или совместных промышленных приоритетов.
Проектирование транснациональных холдингов предполагает, во-первых,
определение состава российских и зарубежных предприятий (организаций),
деятельность которых непосредственно связана с реализацией экономических
задач межгосударственной значимости.
Во-вторых, - оценку экономической роли российских и зарубежных
предприятий в реализации конкретных межгосударственных программ, выявление
"лидирующей" и "ведомой" сторон.
В-третьих, - анализ организационно-правового статуса и структуры собственности данных предприятий, выявление фактических или потенциально возможных центров акционерного контроля по общей совокупности юридических лиц или отдельно по группе российских и зарубежных предприятий.
1.3. Особенности организационного проектирования холдинговых корпораций.
Создание крупных холдинговых структур в российской экономике проходило главным образом в процессе приватизации госпредприятий и стимулировалось государством в виде передачи государственных пакетов акций в уставные капиталы основных обществ. Холдинговые отношения в рамках официально зарегистрированных ФПГ практически не развивались в последние годы в силу слабости центральных компаний, борьбы крупных коммерческих банков за наиболее "выгодные" предприятия группы, необработанности нормативно- правовой базы холдингов. В то же время стремление к реструктурированию корпоративного менеджмента на холдинговых принципах весьма распространено, хотя, к сожалению, не дополняется долгосрочной и кропотливой работой по консолидации пакетов акций.
С учетом многообразия разновидностей холдинговых отношений для оргпроектирования, о котором идет речь, существенно различение двух типов холдингов: "жесткого", основанного на владении собственностью дочерних компаний, и "мягкого", задействующего договорные и прочие отношения в регулировании совместной деятельности. Формирование холдинговой группы в зависимости от конкретных обстоятельств может происходить посредством: 1) образования новой материнской компании, которая наделяется адекватными пакетами акций контролируемых предприятий (приобретает эти пакеты); 2) реализации соответствующих функций уже сложившимся центром акционерного контроля.
Содержание оргпроектов создания холдингов (в отличие от других корпоративных структур) должно обязательно предусматривать:
1) специальные обоснования необходимости придания статуса дочерних определенным предприятиям (иначе говоря, нужен четкий ответ на вопрос о том, почему без такого статуса они не смогут эффективно хозяйствовать на рынках; соответственно следует прояснить, зачем определенному предприятию статус основною);
2) оценку величины контрольного пакета акций, дающего право на реализацию холдинговых отношений;
3) мероприятия по защите прав владельцев мелких пакетов акций;
4) распределение функций управления между основным и дочерними предприятиями;
5) способы реализации управленческого контроля основным предприятием
(например, путем назначения своих представителей в органы управления
дочерними фирмами);