Экономическая сущность предпринимательства
p>4. Корпоративные формы предпринимат.ельства.

Корпоративные (акционерные) формы предусматривают разделение уставного капитала на определенное число акций и выступают как акционерные общества
(открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа).
Участники АО – акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные лица в соответствии с законоположениями об иностранных инвестициях.
Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерного общества.
Основополагающим учредительным, а вместе с тем и нормативно-организующим документом акционерного общества является его Устав, который подготавливается учредителями при создании общества и утверждается общим собранием учредителей. Устав АО должен содержать
ОАО – АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
ЗАО - общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и иного, указанного заранее круга лиц. Число учредителей общества закрытого типа не может превышать 50 лиц.
Число акций, имеющихся у каждого участника определяет его имущественный вклад в предприятие и является количественной мерой его влияния на процесс управления (1 акция – 1 голос).
. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами. Минимальный уставный капитал для открытого АО не может быть менее тысячекратного, а для закрытого АО – стократного размера минимальной суммы оплаты труда по состоянию на дату государственной регистрации общества.
Органы управления АО.
Общее собрание акционеров - высший орган управления;
Совет директоров (Наблюдательный совет);
Генеральный директор - единоличный исполнительный орган.

5. Государственное предпринимательство.

Государственные и муниципальные предприятия — это такие производственные
(в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.
Унитарный означает единый, не разделенный на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие — это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия если иное не предусмотрено. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества.
В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на баз федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными "казенными" предприятиями. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
К возможным негативным сторонам государственных предприятий следует отнести:
. отторжение производителя от собственности, ослабление мотивации к труду;
. монополизацию экономики, ослабление конкуренции;
. меньшую гибкость, невосприимчивость к запросам потребителей, медленную перестройку своего производства;
. зависимость от ведомств в определении стратегии деятельности, выборе руководителя, определении направлений использования прибыли.

Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства.
Государственное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложений и в которых частные и коллективные формы не могут обеспечить для себя достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства. Например, в Великобритании госсектор охватывает черную металлургию, добычу угля, средства связи, транспорт, аэрокосмическую промышленность, снабжение электричеством, газом. В целом на госсектор приходится около 25% основного капитала, 40% земли. В некоторых развитых странах государственные компании являются лидерами среди крупнейших промышленных фирм (например, "Рено" во Франции, "ИРИ", "ЭНИ" в Италии).
Однако государственный бизнес выступает в этих странах в формах не ведомственных предприятий, а общественных ("публичных") корпораций либо смешанных акционерных обществ.
Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства является публичная корпорация. Такие корпорации создаются по правительственным указам в форме АО, все акции которых принадлежат государству. Такие АО не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывают с ними планы своей деятельности и контролируются ими. Управляющие публичных корпораций назначаются государством, однако ни они сами, ни остальной персонал не считаются государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация легко преобразуется в смешанное акционерное общество.

6. Частногосударственное предпринимательство.

Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам, определяемых как частногосударственное предпринимательство.
Его целью является реализация целей частного предпринимательства (т.е. максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности, соответствующих целям государственного предпринимательства.
В России одной из форм частногосударственного предпринимательства является финансово-промышленная группа (ФПГ) – как совокупность юридических лиц, действующих как основные или дочерние общества либо полностью объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора с целью технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности в болльших масштабах (повышение конкурентоспособности, научно- техническое развитие).
Участниками ФПГ выступают:
1. Производственные организации;
2. Банки и иные кредитные учреждения.
Частногосударственное предпринимательство осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, как правило через создание АО или
ООО.
Такие смешанные компании обладают привелегиями, во-первых, по сравнению с частным предпринимательством:

- предоставление субсидий и дотаций;

- льготный режим получения импортных лицензий;

- гарантированные поставки сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердофиксированным ценам;

- экспортные дотации; во- вторых, по сравнению с государственным:

- обладают большими возможностями зхаемных средств;

- диктат государственных ведомств в управлении нейтрализуется процедурой принятия решения квалифицированным в области рынка большинством.

Тема 4. Предпринимательство как процесс.

1. Стадии предпринимательского процесса.

Непосредственно процесс предпринимательства можно разделить на четыре четко выраженные, логически взаимосвязанные стадии:
1) поиск новой идеи и ее оценка;
2) составление бизнес-плана;
3) поиск и приобретение необходимых ресурсов;
4) управление созданным предприятием.
Содержание стадий предпринимательского процесса:
1. Необходимо учитывать, что поиск и разработка идеи требует значительного времени и анализа среды. Ценность идеи определяется через ее конкурентные преимущества; выгоды ее реализации; соответствие степени риска ее реализации знаниям и умениям предпринимателя;
2. Бизнес-план явяляется началом проникновения на рынок, для чего анализируются основные элементы деятельности:

- определение сегмент рынка

- маркетинговая стратегия;

- производственная стратегия;

- финансовое обеспечение и поступление денежных средств;

- организационно-правовая форма.
3. Анализируется обеспеченность ресурсами и способ их привлечения, выявляются потенциальные поставщики;
4. Управление предприятием предполагает:

- разработку стиля и структуры управления;

- определение точек роста;

- выявление слабых мест в деятельности предприятия и пути их преодоления;

- разработка системы контроля.

2. Анализ среды предприятия

Среда предприятия включает включает все силы с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Ее можно рассматривать как спектр некоторых ограничений деятельности, при этом важно учитывать ее нестабильный характер.
Анализ среды включает:

- анализ факторов среды , т.е. ее состояние;

- анализ природы изменения среды

- выявление возможностей реагирования на эти изменения.
Среду можно разделить на (1) среду ближайшего окружения и (2) отдаленную
(общую) среду фирмы..
Поскольку производственное предприятие определяется как ресурсообразующая система, где затраты ресурсов объединяются вместе для получения продукта, ближайшее окружение предприятия состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов и инвесторов. Эти группы контактируют с предприятием (в разных смыслах) непосредственно и наиболее часто и образуют его микросреду. Основная среда (макросреда), с другой стороны, состоит из сил, нерегулярно и косвенно: социальные, культурные, политические, демографические, экологические, юридические и технологические факторы.
Условно среду фирмы можно рассматривать как состоящую из микросреды
(внутренней среды фирмы и сил ближайшего окружения, непосредственно и наиболее часто на нее влияющих) и макросреды, которая объединяет более отдаленные силы, внешние по отношению к фирме.
1. Микросреда.
Внутренняя среда представлена функциональными областями, универсальными для всех типов фирм. В фирме, принадлежащей одному предпринимателю, все функции выполняются одним лицом, в больших организациях они разделены.
Функциональные области:
1. Кадровая функция обеспечивает производственной рабочей силой, создавая условия и найма.
2. Финансы и бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет включает сбор, обработку и анализ финансовых данных, финансы — управление средствами в плане их роста и расхода.
3. Материально-техническое снабжение - организация процесса поставок и обслуживания производственной системы всеми ресурсами, кроме людских.
4. Осуществление исследований с цель развития и выживания фирмы в долгосрочном периоде.
5. Сбыт и распространение продукции означает доведение товаров и услуг до потребителей.
6. Производственная функция — обеспечение процесса изготовления товара
(предоставления услуги), принятие решений в сфере технологий, календарного планирования производства и запасов, контроля качества и других задач оперативно-производственным управлением.
7. Маркетинг - деятельность по выявлению и удовлетворению потребностей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты