Экономическая сущность предпринимательства
p>
2. Место лизингового бизнеса в рыночной экономике

Сегодня, в США, на условиях лизинга можно приобрести практически все. Уже сейчас большая часть используемых в стране ЭВМ, конторского, полиграфического и энергетического оборудования приобреталась на условиях лизинга. Для подъемно-транспортных приспособлений эта доля составляет 58 %, авиалайнеров и станков - по 50 % [5] . В европейских странах, Канаде и
Австралии около 1/3 объема лизинговых сделок. Приходится на автомобили, 1/3
- на промышленное оборудование, 1/5 - компьютеры и конторское оборудование
[13].
Одной из причин развития лизинга стала научно-техническая революция вызвала повышение уровня автоматизации и механизации процессов производства и управления, что повлекло за собой значительный рост капиталовложений в наукоемкие производства и резкую смену основных производственных фондов. В этих условиях лизинг стал крайне полезен. Кроме того, в сложившейся ситуации, когда резко повысилось значение фактора мобильности, способности быстро привлечь необходимые ресурсы, лизинг стал средством решения не только текущих, но и долговременных задач, важным источником получения дополнительных прибылей.
Преимущества и недостатки лизинга для участников лизинговой сделки. а) Средства активного маркетинга. Закладывая лизинг в свои сбытовые программы, предприятия расширяют круг потребителей за счет тех предприятий, которые либо не нуждаются в постоянном владении техникой, либо не могут приобрести в собственность, либо хотят опробовать технику в деле. б) Установление канала обратной связи. В ходе кратковременного использования оборудования выявляются конструктивные недостатки, и вся информация такого рода передается предприятиям-изготовителям для принятия мер по их устранению. в) Форсирование темпов обновления продукции. Имея такой канал сбыта, как лизинг, промышленные компании могут ускорять смену моделей и на этой основе завоевывать новые рынки. Так, лидеры в производстве ЭВМ и копировальной техники американские фирмы ИБМ и Ксерокс практически ежегодно выпускают новые образцы техники, сдавая старые в лизинг. От этой сферы деятельности они получают 50-70 % доходов. г) Возможность на время избавиться от неиспользуемого оборудования.
Довольно часто возникают ситуации, когда предприятию выгодно избавиться от части оборудования, производственных мощностей или другого имущества лишь на время (например, заказ под это оборудование еще не найден, отложен или не поступил, и оно временно простаивает, но избавляться от него пока рано).
В этом случае лизинг становится просто незаменимым. д) Удобство расчета. Продавцу не приходится прибегать к коммерческому кредиту, и он может получить всю сумму непосредственно после осуществления сделки. Лизинговая фирма (банк) обеспечивает 100%-е ее финансирование. е) Снятие риска возможного неплатежа. Поскольку финансирование лизинговой сделки и оплата за объект сделки продавцу являются функцией лизинговой фирмы, то она же решает и проблему гарантий. ж) Эффективная реклама. Потенциальные покупатели на своем опыте (в качестве арендаторов), а также на опыте других арендаторов могут убедиться в возможностях предлагаемых машин и оборудования не по рекламным проспектам, а на деле - в эксплуатации. з) Увеличение объемов продаж за счет повышения спроса на вспомогательное оборудование.


3. Методика осуществления лизинговой операции

Этапы проведения лизинговой операции

Условно можно выделить три этапа лизинговой сделки, На первом предварительном этапе осуществляется подготовительная работа, предшествующая заключению ряда юридических договоров, проведение которой обусловлено сложным характером многосторонних отношений при лизинге, необходимостью подробного изучения всех условий и особенностей каждой сделки; решается вопрос об источниках финансирования сделки. На данном этапе оформляются заявки будущего лизингополучателя, готовятся заключения о кредитоспособности клиента и рассчитывается эффективность лизингового проекта. Все это отражается в направляемом поставщику заказе-наряде.
На втором этом этапе производится юридическое закрепление лизинговой сделки. Оформляются следующие документы: договор о купле-продаже объекта лизинга; акт о приемке объекта лизинга в эксплуатацию; лизинговое соглашение; договор на техническое обслуживание передаваемого в лизинг имущества; договор на страхование объекта лизинга.
Третий этап лизингового процесса - период собственно использования объекта лизинга. Он сопровождается отражением лизинговых операций в бухгалтерском учете и отчетности. На данном этапе производится выплата арендодателю лизинговых платежей, и после окончания срока лизинга оформляются отношения по дальнейшему использованию объекта лизинга.

Подготовка и обоснование лизинговой сделки

Важную роль в подготовительном этапе играет изучение лизингового рынка, его основных тенденций, выявление спроса на определенные виды оборудования.
При этом во внимание принимаются различные факторы: колебание рыночных цен на то или иное оборудование, пользующееся спросом, цены и тарифы на другие сопутствующие лизингу услуги (ремонт, техническое обслуживание), изменение транспортных тарифов и т.д. В своей деятельности лизингодатели могут специализироваться на лизинге для отдельных отраслей (например, для промышленности, строительства, транспорта и т.д.) и определенных типов лизингополучателей (государственные предприятия, акционерные общества, малые предприятия и т.д.,). Как правило, крупные лизинговые компании должны располагать банком данных на различные виды оборудования, которое может быть сдано в лизинг.
Общей целью предварительной работы является поиск лизингодателем потенциальных клиентов, заинтересованных в лизинге. Вместе с тем инициатива в заключении лизинговых сделок, как правило, исходит от будущего лизингополучателя, который самостоятельно находит располагающего необходимым имуществом поставщика или обращается с просьбой помочь в поиске поставщика к лизинговой компании или банку. Однако в последнем случае право выбора вида оборудования и конкретного поставщика из предполагаемых лизинговой компанией (банком) вариантов принадлежит лизингополучателю.
Все дальнейшие взаимоотношения между сторонами строятся на основе заявления - ходатайства, подаваемого лизингодателю будущим пользователем.
Заявление составляется в произвольной форме, но оно обязательно должно содержать техническое описание необходимого оборудования, его экономические параметры, наименование и реквизиты располагающего им поставщика.
Одновременно с заявлением потенциальный лизингополучатель представляет лизингодателю юридически заверенную копию своего устава и всю необходимую информацию о своем экономическом положении и перспективах развития по форме и в сроки, установленные лизингодателем. При необходимости по требованию лизингодателя предоставление этой информации, а также данных об эксплуатации оборудования может быть неоднократным. В случае каких-либо изменений своего юридического или финансового состояния лизингополучатель обязан известить об этом лизингодателя.
В свою очередь лизингодатель с целью обезопасить себя на случай невыполнения лизингополучателем платежных обязательств производит оценку экономической деятельности клиента с точки зрения его платежеспособности.
Кроме того, лизингодателю требуется провести анализ лизингового проекта с тем, чтобы выявить возможность сдачи имущества повторно в аренду (в случае заключения договора оперативного лизинга) или его продажи в случае досрочного расторжения лизингового соглашения по вине лизингополучателя.
Оценка платежеспособности лизингополучателя может производиться по общей схеме, принятой для анализа банком кредитоспособности своих клиентов.
Однако, поскольку лизинговая операция в классическом варианте носит долгосрочный характер, лизингодателя должно интересовать не только текущее финансовое положение лизингополучателя, сколько его способность выполнять все платежные обязательства в перспективный период, соответствующий сроку лизингового соглашения. Необходимо также оценивать общую конъюнктуру рынка, место и перспективы данного предприятия в рыночной конкуренции. На основании этого аналитическим отделом лизинговой компании или банка подготавливается заключение о платежеспособности лизингополучателя и рекомендации по установлению с ним лизинговых отношений. Если заключаемая сделка связана с большой долей риска, то лизингодатель может требовать от лизингополучателя предоставления ему необходимых гарантий.


Тема 7. Система управления экономическими рисками.


1. Понятие и классификация рисков.

Любое предприятие несет риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предприниматель отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д. Фактор риска в предпринимательской деятельности особенно увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдорогими кредитами и т.п.
Риск в предпринимательстве — это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.
Производственный риск связан непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия. Под производственным риском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.
В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:
• риск полной остановки предприятия из-за невозможности заключения договоров на поставку необходимых при данной технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;
• риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;
• риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;
• риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;
• риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;
• риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;
• ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам). По некоторым расчетам, ошибка в размере цены на реализуемую продукцию на 1 % приводит к потерям, составляющим не менее 1% выручки от реализации. Если спрос на данный товар эластичен, то потери могут составить 2-3%. При рентабельности продукции, составляющей 10—12%, ошибка в цене на 1% может означать потери в прибыли на
5—10%. Ценовой риск существенно возрастает в условиях инфляции;
• риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.
Финансовый риск — это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами, т.е. риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.
Кредитный риск связан с неуплатой заемщиком основного долга и процентов, начисленных за кредит. Процентный риск — опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. Валютные риски отражают опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюты при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. Риск упущенной финансовой выгоды определяется вероятностью финансового ущерба, который может возникнуть в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности. В инвестиционной деятельности предприятия можно выделить риск инвестирования в ценные бумаги, или
«портфельный риск», который характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг, а также риск новаторства. Новые проекты содержат три вида рисков:
• риск, связанный с техническими нововведениями;
• риск, связанный с экономической или организационной стороной производства;
• риск, определяемый «молодостью предприятия». Риски могут быть классифицированы и по иным признакам. Так, например, выделяют риски чистые и спекулятивные, динамические и статические, абсолютные и относительные.
Чистые риски означают возможность получения убытков или нулевого результата. Обычно к ним относят производственные и инвестиционные риски.
Спекулятивные риски выражаются в вероятности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски, например, считаются спекулятивными рисками.
Динамический риск — это риск непредвиденных изменений вследствие принятия управленческих решений или изменений, произошедших в экономической, политической и других сферах) общественной жизни. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. Статический риск — это риск потерь вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.
Абсолютный риск оценивается в денежных единицах (рублях, долларах и т.д.); относительный риск — в долях единицы или в процентах. Например, риск в предпринимательстве можно измерить абсолютной величиной — суммой убытков и потерь и относительной величиной — степенью риска, т.е. мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижения намеченного уровня прибыли, дохода, цены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты