Коммерческая деятельность ЗАО
Введение
Коммерческая деятельность представляет, пожалуй, самое новое направление в работе предприятий, получившее развитие в связи с формированием рыночных отношений в экономической системе России, что в значительной мере определяет тот интерес, который проявляется к ней со стороны участников процесса производства товаров, поскольку этот интерес напрямую связан с возможностями работы предприятий и зачастую определяет дальнейшее его существование.
Необходимость самостоятельного решения вопросов коммерческой деятельности, имеющих ответственный характер, требует как понимания задач, стоящих перед каждым, кто с ними сталкивается, так и принятия обоснованных решений на основе грамотного подхода, который возможен только через овладение основами коммерческой работы.
Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, широкому развитию частной инициативы и предпринимательства.
Адекватно этому изменяется и тактика коммерческой деятельности на товарном рынке.
В рыночной экономике важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Этот закон является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой. В этой связи и возникает функция цены как критерия оптимального размещения производства, капитала.
Предприятие решает: что, сколько , когда, где, какого качества
изготовлять, кому и на каких условиях продавать свою продукцию.
Следовательно, и экономические последствия решений, принимаемых хозяйством
отражаются на конечных результатах его деятельности.
Главная особенность рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, как при командных методах организации экономики, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, то есть на рынке под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Полезность товара, его цена проходят проверку рынком, и окончательно формируются на рынке.
Правительство страны ставит под торговлей задачи улучшения торгового обслуживания населения, обеспечения его всеми необходимыми товарами высокого качества по доступным для покупателей ценам.
В настоящее время состояние торгового обслуживания населения еще далеко несовершенно и не удовлетворяет необходимым требованиям:
. недостаточно необходимых товаров, особенно отечественного производства;
. еще невысокое качество отдельных товаров отечественного производства;
. многие товары дорогие, не соответствуют доходам населения;
. еще много недостатков в работе поставщиков товаров (заводов, фабрик, мясокомбинатов, других предприятий перерабатывающей промышленности, оптовых торговых организаций и розничных магазинов, в частности, не соблюдаются договорные отношения между участниками коммерческой деятельности, имеет место большое количество торговых посредников, снижающих цену на товары у товаропроизводителей и существенно повышающих цены для конечных потребителей товаров и др.
В этой связи тема дипломной работы является актуальной.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа эффективности коммерческой деятельности на товарном рынке разработать основные направления по ее совершенствованию.
Объектом исследования явилось закрытое акционерное общество «Кондитер-
Курск» и его фирменный магазин «Визит».
При написании работы были использованы общепринятые методы экономических исследований, такие как монографический, экономико- статистический, расчетно-конструктивный и другие.
Период исследования охватывает 1996-1998 годы, а по отдельным показателям были использованы данные с 1992 года.
Материалом для написания дипломной работы послужили данные годовых
отчетов предприятия, первичная бухгалтерская отчетность, а также
собственные наблюдения автора за эффективностью коммерческой деятельности
магазина «Визит» и непосредственно товаропроизводителя ЗАО «Кондитер-
Курск».
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности на товарном рынке
1 Общесистемные особенности коммерческой деятельности в условиях перехода к рынку
Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элементом товарного хозяйства является рынок.
В экономической литературе сущность рынка трактуется весьма
разнообразно, что нередко во многом зависит от цели проводимого
исследования. Например, американский ученый Роджер Вод, автор объемного
труда по проблемам политической экономии, дает такое весьма своеобразное
толкование понятия «рынок»: «Сфера, где покупатели и продавцы отдельных
товаров находятся в таком тесном информационном общении, что цены товаров стремятся быть одинаковыми в границах всей этой сферы».[1] В этом
определении акцент сделан скорее на механизме функционирования рынка, чем
на его сущности как экономической категории. Филип Котлер, известный
специалист в области рыночных отношений, считает, что рынок - это
«совокупность существующих и потенциальных покупателей товара».[2] Подобное утверждение не вызывает возражений, если, конечно, рассматривать рынок
лишь как место реализации маркетинговых устремлений производителей товаров
и услуг. Во многом схожа трактовка рынка в популярном учебнике
«Экономикс»: «Рынок - это институт или механизм, сводящий вместе
покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных
товаров и услуг».[3]
Согласно современной российской экономической теории, рассматривающей рынок как экономическую категорию, рынок - это «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда».[4] В узком смысле рынок - это сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.
Общепризнанными характерными чертами рыночных отношений в условиях экономической деятельности являются:
- добровольность;
- возмездность;
- эквивалентность;
- свободный обмен информацией.
Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития
состоит из трех основных элементов : предложение, спрос, цена. Содержание,
взаимосвязи и взаимное влияние этих составляющих рассмотрены в главе 2.
Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором,
«вечным двигателем», питательной средой жизнедеятельности рынка, -
конкуренция.
Сущность конкуренции проявляется в свободе выбора экономических решений в условиях соперничества за максимизацию личной выгоды. Необходимые предпосылки возникновения конкуренции:
. наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;
. отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов ( материальных, финансовых, трудовых);
. доступность информации, генерируемой рынком ( за исключением информации, составляющей коммерческую тайну): о предложении и спросе, ценах, норме прибыли.
Основными факторами, определяющими размах конкуренции в сфере обращения, являются:
. совокупность условий экономического, юридического и социального характера, обеспечивающих покупателям возможность выбора магазина в зависимости от цен, качества товаров, уровня обслуживания;
. количество поставщиков и их способность диктовать свои условия;
. конкуренция внутри отрасли между существующими компаниями;
. появление на рынке новых торговых предприятий.
Очевидно, что от обоснованности выбора рыночной ниши зависит степень влияния названных факторов на напряженность конкурентной борьбы.
В конкурентной рыночной экономике рынок выполняет 3 основные функции:
. последовательное сбалансирование предложения и спроса по объему и структуре;
. установление равновесной цены, т.е. цены предложения на уровне, отражающем общественную значимость произведенного товара или предлагаемой услуги;
. создание предпосылок ( через конкурентную среду) для постоянного стремления субъектов рынка к повышению экономической эффективности их деятельности.
В структуре объектов внутреннего рынка экономики рыночного типа выделяют следующие основные группы рынков:
-средств производства и производственных видов деятельности;
- потребительских товаров, услуг, жилья;
- зданий и сооружений непроизводственного назначения;
- рабочей силы;
- ценных бумаг, валюты;
- информации и инноваций.
Указанные рынки представлены в агрегированном виде и могут быть разукрупнены при предметном изучении. Так, в структуре рынка потребительских товаров, услуг и жилья ведущую роль играет рынок потребительских товаров, поскольку через его каналы произведенная продукция поступает в личное потребление. Тем самым получает завершение процесс общественного воспроизводства, и создаются необходимые условия для его возобновления.
В свою очередь потребительский рынок также имеет определенную структуру, содержание которой обусловливается рядом факторов - центральное место среди них занимают натурально-вещественный состав и функциональное назначение реализуемых потребительских стоимостей. По этим признакам в структуре рынка потребительских товаров можно выделить, например, рынок продовольственных товаров и рынок непродовольственных товаров.
Рынок классифицируется также по географическому положению, характеру продаж и другим факторам.
Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством купли- продажи:
- государство;
- предприятия;
- домашние хозяйства.
В таблице 1 приведены основные товары (услуги), служащие предметом купли-продажи субъектами рынка.
ТАБЛИЦА 1 . - Предметы купли-продажи субъектами рынка.
|Субъект рынка |Предмет продажи |Предмет покупки |
|Государство |Услуги |Товары общественного, |
| |государственных |государственного, пользования, |
| |организаций и |предназначенные для национальной|
| |учреждений. Земля,|обороны, государственного |
| |природные ресурсы, |управления, охраны общественного|
| |жилье, лицензии |порядка, функционирования |
| | |экономики, сохранения |
| | |культурного наследия (рабочая |
| | |сила, здания, оборудование, |
| | |вооружение, сети коммуникаций, |
| | |фундаментальные научные |
| | |исследования, художественные |
| | |произведения и т.п.) |
|Предприятия |Товары, услуги, |Рабочая сила, земля, природные |
| |принадлежащие им |ресурсы, сырье, полуфабрикаты, |
| |имущественные |товары, деньги, ценные бумаги |
| |ценности, | |
| |интеллектуальная | |
| |собственность | |
|Домашние хозяйства|Труд, имущественные|Потребительские товары, услуги, |
| |ценности, товары, |имущественные ценности |
| |услуги | |
К сожалению, рыночный механизм в России развивается слабо и он имеет целый ряд особенностей, важнейшими из которых являются:
1. Падение спроса, произошедшее из-за резкого падения доходов основной
массы населения. Приведем в этом и в следующем пунктах данные Председателя
комитета Госдумы по безопасности В. Илюхина. «В 1997 году 34 миллиона
человек имели денежные доходы ниже прожиточного минимума. По этому
показателю бедность в России по сравнению с 1990 годом (кануном реформ)
увеличилась в 14-16 раз. С учетом роста цен на продукты питания,
коммунальные услуги, связь, проезд на транспорте не менее 70-80 миллионов
россиян находятся у черты или за чертой бедности, а фактически на грани
выживания». Произошло расслоение населения на богатых и бедных. «В
результате на долю относительно «благополучных» 20% населения сегодня
приходится более половины совокупного объема доходов. И из нее основная
часть присваивается кланом (200-300 семей), узурпировавшим большую часть
национальных богатств и государственную власть в стране». «Разрушение
экономики и науки породило многомиллионную армию безработных, лишенных
элементарных гарантий физического выживания. Их численность, по
официальной статистике, достигла 7 млн. человек, или 10% экономически
активного населения, а фактически она составляет свыше 25 млн. человек».
«Потребление основных продуктов питания на душу населения составило
соответственно в 1990 г. и в 1997 г. (кг. в год):мясо и мясопродукты - 70
и 48; молоко и молочные продукты - 378 и 235; рыба и рыбопродукты - 15 и
9,6.». Падение спроса произошло также в связи с сокращением численности
покупателей вследствие смертности (по данным Госкомстата РФ естественная
убыль населения за 1992-97 годы составила 4 миллиона 201 тысячу человек).