Коммерческая деятельность ЗАО
p> Наиболее неблагоприятными были для предприятия 1994 - 1995 годы.
Однако комбинату удалось преодолеть падение производства и более того, уровень реализации в 1996 - 1998 годах превысил уровень 1992 года, причем по всем выпускаемым видам продукции без исключения.

Наиболее быстрыми темпами увеличивалась реализация карамели и вафлей.

По крекерам прирост реализации оказался минимальным, что свидетельствует о том, что освоенный предприятием рынок насыщен данными изделиями и надо осуществлять поиск новых рынков сбыта данного товара.

Работа эта ведется , но не во всех регионах с одинаковым успехом.
Подтверждением этому служат данные таблицы 10.

Таблица 10. - География продажи кондитерских изделий, тонн.

|Регионы |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |
|Северный район |157 |798 |762 |727 |384 |94 |102 |
|Северо-западный район |696 |182 |144 |276 |158 |124 |395 |
|Центральный район |1566 |2762 |2135 |2002 |5495 |5868 |5466 |
|Волго-Вятский район |0 |177 |427 |284 |28 |200 |246 |
|Центрально-Черноземный |9979 |9791 |6521 |4623 |5110 |4923 |4833 |
|район | | | | | | | |
|в том числе, Курская |8943 |7742 |4544 |3569 |4524 |4649 |3970 |
|область | | | | | | | |
|Поволжский район |0 |230 |304 |316 |589 |426 |248 |
|Северо-Кавказский район |140 |784 |568 |699 |566 |566 |1001 |
|Уральский район |190 |314 |432 |488 |408 |308 |76 |
|Западно-Сибирский район |536 |389 |714 |953 |2164 |5397 |4294 |
|Восточно-Сибирский район|693 |1355 |382 |410 |69 |632 |1316 |
|Дальневосточный район |0 |0 |829 |418 |122 |47 |179 |
|Калининградский район |0 |0 |0 |0 |295 |211 |535 |
|Прочие |1128 |1044 |21 |505 |495 |559 |0 |
|Российская федерация |15085 |17826 |13239 |11701 |15883 |19355 |18691 |
|Страны СНГ |0 |0 |5 |0 |201 |165 |274 |
|ВСЕГО |15085 |17826 |13244 |11701 |16084 |19520 |18965 |

Приведенные данные показывают, что продукция ЗАО «Кондитер-Курск» реализуется в 13 регионах России и кроме того в странах ближнего зарубежья.
Однако удельный вес отдельных регионов в объемах реализации продукции комбината далеко неодинаков, а самое главное, он существенно меняется.

Если до 1995 года основная часть продукции продавалась в Центрально-
Черноземном районе, и в первую очередь в Курской области, то в последние годы, а именно в 1996 - 1998 годах, на первое место по объему покупок изделий комбината вышел Центральный район.

Большой прорыв сделал комбинат и на товарные рынки Северо-
Кавказского и Западно-Сибирского регионов.

Одновременно с этим предприятие утратило достигнутые позиции в
Северном, Северо-западном и в Уральском экономическом районах.

Крайне мало реализуется продукции в странах СНГ, хотя в непосредственной близости расположены Украина и Белоруссия.

Учитывая снижающийся из года в год уровень жизни населения России и стран ближнего зарубежья, мы считаем, что для завоевания новых рынков и расширения уже освоенных, предприятие должно в первую очередь снизить отпускные цены на кондитерские изделия. А чтобы это осуществить, надо добиться снижения их себестоимости.

Однако при рассмотрении динамики затрат , представленной в таблице
11, они растут.

Приведенные данные показывают, что затраты на производство кондитерских изделий из года в год устойчиво растут. Только с 1997 по 1998 годы они увеличились на 24,3%. При этом в наибольшей степени выросли затраты на вспомогательные материалы, которые в основном поступают по импорту, на сырье и заработную плату.

Существенно выросли цеховые и общефабричные расходы, что свидетельствует о преуспевающей жизни предприятия и отсутствии строгого режима экономии.

Таблица 11 Себестоимость производства 1 тонны продукции, тыс. рублей
(неденоминированных).

|Статьи калькуляции |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |в % к |
| | | | | | | |1997 |
|Сырье |418 |1219 |3257 |3696 |4248 |5322 |125,3 |
|Вспомогательные |14 |148 |521 |906 |1016 |1574 |154,9 |
|материалы | | | | | | | |
|Тара |7 |96 |337 |320 |301 |228 |75,7 |
|Топливо |1 |9 |35 |38 |46 |39 |84,8 |
|Вода |2 |8 |13 |39 |49 |54 |110,2 |
|Электроэнергия |4 |26 |71 |115 |124 |112 |90,3 |
|Заработная плата |19 |76 |154 |364 |393 |442 |112,5 |
|Отчисления на |7 |29 |60 |135 |147 |162 |110,2 |
|социальные нужды | | | | | | | |
|Цеховые расходы |24 |215 |630 |1224 |1180 |1388 |117,6 |
|Общефабричные |66 |220 |604 |750 |845 |1055 |124,9 |
|расходы | | | | | | | |
|ВСЕГО |562 |2046 |5682 |7587 |8350 |10376 |124,3 |
|в том числе: | |
|Условно-переменные |472 |1610 |4448 |5613 |6325 |7933 |125,4 |
|Условно-постоянные |90 |436 |1234 |1974 |2025 |2443 |120,6 |
|Удельный вес |16 |21 |22 |26 |24,2 |23,5 |--- |
|условно-постоянных | | | | | | | |
|расходов в | | | | | | | |
|себестоимости, % | | | | | | | |

Косвенно это подтверждается и тем, что как свидетельствует данные таблицы 12, в структуре себестоимости продукции комбината затраты по организации управления производством в среднем более 24%.

Таблица 12.- Структура затрат в производстве кондитерских изделий в
ЗАО «Кондитер-Курск», %

|Статьи калькуляции |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |
|Сырье |74,38 |59,58 |57,32 |48,71 |50,88 |51,29 |
|Вспомогательные материалы|2,49 |7,23 |9,17 |11,94 |12,17 |15,17 |
|Тара |1,25 |4,69 |5,93 |4,22 |3,61 |2,20 |
|Топливо |0,18 |0,44 |0,62 |0,50 |0,55 |0,38 |
|Вода |0,36 |0,39 |0,23 |0,51 |0,59 |0,52 |
|Электроэнергия |0,71 |1,27 |1,25 |1,52 |1,49 |1,08 |
|Заработная плата |3,38 |3,71 |2,71 |4,80 |4,71 |4,26 |
|Отчисления на социальные|1,25 |1,42 |1,06 |1,78 |1,76 |1,56 |
|нужды | | | | | | |
|Цеховые |4,27 |10,51 |11,09 |16,13 |14,13 |13,38 |
|Общефабричные |11,74 |10,75 |10,63 |9,89 |10,12 |10,17 |
|ВСЕГО |100,00 |100,00 |100,00 |100,00 |100,00 |100,00 |
|в том числе: | |
|Условно-переменные |83,99 |78,69 |78,28 |73,98 |75,76 |76,46 |
|Условно-постоянные |16,01 |21,31 |21,72 |26,02 |24,25 |23,54 |

Это высокий удельный вес, так как фирмы такого же профиля работающие в развитых капиталистических странах, «укладываются» по этой статье в 13-
15%. Даже отечественные товаропроизводители, если они не самые посредственные, расходуют по этой статье не более 18-20%. Поэтому данная статья затрат - важнейший резерв снижения себестоимости продукции.

Велик удельный вес затрат на энергоносители, и в первую очередь на топливо. В 1998 году он повысился более чем в 2 раза по сравнению с уровнем
1993 года . И это является следствием плохой работы Антимонопольного комитета, который неэффективно регулирует деятельность монополистов.

Рост отдельных элементов затрат обусловил в конечном итоге рост себестоимости изделий, а это в свою очередь, привело к снижению уровня рентабельности производства, что видно из данных таблицы 13.

Таблица 13. - Рентабельность производства, %.

|Годы |Карамельный |Конфетный |Цех №7 |Вафельный |Крекерный |ВСЕГО |
|1993 |25,5 |48,1 |49,1 |17,0 |52,6 |44,3 |
|1994 |34,9 |49,2 |38,6 |2,0 |36,7 |38,0 |
|1995 |27,9 |31,6 |30,4 |16,6 |9,8 |25,3 |
|1996 |16,7 |10,8 |8,6 |7,6 |4,1 |10,3 |
|1997 |14,8 |17,3 |8,5 |6,7 |1,0 |10,8 |
|1998 |23,3 |39,8 |18,7 |-3,5 |-7,4 |10,2 |

Приведенные данные свидетельствуют об устойчивом снижении уровня рентабельности по комбинату. Правда по отдельным цехам оно произошло не в одинаковой степени. Например, в карамельном цехе она хотя и колеблется, но не столь разительно.

Устойчивое положение и в конфетном цехе. А в крекерном и в вафельном цехах падение уровня рентабельности начавшееся в 1995 году, завершилось обвалом в 1998 году. Эти цеха из прибыльных превратились в убыточные.
Основной причиной этого явилось многократное рублевое удорожание импортных жиров в результате увеличения курса доллара. А эти жиры являются обязательным компонентом данных изделий. Отечественной пищевой промышленности следует незамедлительно освоить выпуск альтернативного сырья.

В целом несмотря на рост себестоимости продукции, комбинат увеличивает получаемую прибыль, так как цены на продукцию предприятия тоже растут. При этом судя по данным таблицы 14, рост цен на производимую предприятием продукцию опережает рост затрат, а потому прибыль увеличивается.

Таблица 14. - Изменения показателей отчета о прибылях, тыс. руб.

| |1997 г. |1998 г. |Прирост в |
| | | |1998 г. (+) |
|ПОКАЗАТЕЛИ | | |относительно |
| | | |1997 г. |
|Выручка от реализации товаров, |186632 |235073 |+48441 |
|продукции, услуг ( без НДС и | | | |
|акцизов) | | | |
|Себестоимость реализованных |161173 |193172 |+31999 |
|товаров, продукции, услуг. | | | |
|Коммерческие расходы |9543 |7326 |-2217 |
|Прибыль от реализации |15916 |34575 |+18659 |
|Прочие операционные доходы |2301 |3076 |+775 |
|Прочие операционные расходы |4291 |3184 |+12921 |
|Прибыль от финансово-хозяйственной |13927 |20439 |+6512 |
|деятельности, всего | | | |
|Налог на прибыль |2445 |6889 |+4444 |
|Отвлеченные средства |11482 |13550 |+2068 |

Приведенные в таблице данные показывают, что несмотря на значительный рост затрат по комбинату, прибыль все равно увеличилась. Этому способствовало не только увеличение цены произведенного товара, но и экономия коммерческих расходов, т.е. затрат связанных с реализацией продукции.

Правда, прочие операционные доходы оказались меньше расходов, что несколько убавило получаемую прибыль. Но в наибольшей степени прибыль уменьшилась из-за налогов, сумма которых увеличилась в большем объеме, чем увеличилась прибыль, что свидетельствует о ужесточении налогового бремени.

При этом следует отметить, что львиная часть платежей - 68,4% уходит в Федеральный бюджет. Городу Курску и области остается менее одной трети.

Это подтверждается данными таблицы 15.

Таблица 15. - Распределение уплаченных налогов по получателям средств в 1998 году, тыс. руб.

|ВИДЫ |Всего | в том числе в бюджет |
|НАЛОГОВ |1998 |Городской |Областной |Федеральный |
|НДС | | | | |
|Налог на прибыль | | | | |
|Подоходный налог с | | | | |
|физических лиц | | | | |
|Налог на землю | | | | |
|Налог на содержание жилого | | | | |
|фонда | | | | |
|Сбор на подвижный состав | | | | |
|Сбор на уборку территории | | | | |
|Сбор на нужды | | | | |
|общеобразовательных | | | | |
|учреждений | | | | |
|Налог на имущество | | | | |
|Налог на содержание милиции| | | | |
|Налог на приобретение | | | | |
|автотранспортных средств | | | | |
|Налог на пользователей | | | | |
|автодорог | | | | |
|Налог с владельцев | | | | |
|транспортных средств | | | | |
|Плата за воду | | | | |
|Арендная плата за землю | | | | |
|Государственная пошлина | | | | |
|Прочие налоги и сборы | | | | |
|ИТОГО | | | | |
|Таможенные платежи | | | | |
|ВСЕГО платежей | | | | |

Анализ приведенных данных показывает, что в структуре платежей предприятия доминируют таможенные платежи и налог на добавленную стоимость.
Причем, если по НДС около четверти уплаченной суммы остается городу и области, то таможенные платежи полностью уходят в Федеральный бюджет.

Обращает на себя внимание тот факт, что существующая система налогообложения товаропроизводителей слишком громоздка. Только в нижеприведенной таблице их показано 17 видов. Некоторые из них у наших потомков вызовут улыбку, как вызывают нашу улыбку налоги прошлых веков ( на бороду и др.)

Тем не менее предприятие должно выжить и устоять в сложившихся условиях. С этой целью оно должно постоянно совершенствовать свою коммерческую деятельность на товарном рынке.

3. Основные направления развития коммерческой деятельности предприятия на товарном рынке

4 Совершенствование товарного ассортимента - важнейшее условие эффективной работы товаропроизводителя.

Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями.

Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрить передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети.

Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения.

Формирование ассортимента осуществляется постоянно в всех звеньях товародвижения - от производства до потребления.

В каждом их них ассортимент товаров различен. При этом в качестве целевой установки формирования ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент различных торговых предприятий.

Именно он в развитой рыночной экономике диктует товаропроизводителям, что производить, в каком количестве и когда.

В этой связи наличие у ЗАО «Кондитер-Курск» собственной торговой сети весьма кстати, так как она быстро, оперативно и точно сигнализирует комбинату о изменениях в спросе на те или иные кондитерские изделия, помогает выявить реакцию потребителей на новые изделия.

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента , которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения.

Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться применением в сформированном ассортименте.

При этом необходимо учесть то обстоятельство, что спрос на кондитерские изделия, как впрочем и на другие продовольственные товары, обладает высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях - известной консервативностью. Потребитель привыкает к определенным сортам конфет и не изменяет этой привычке порой всю жизнь.

Правда, кризис в экономике России, снижение жизненного уровня населения частично сломали устоявшиеся привычки, а потому предприятию приходится также ломать сложившиеся традиции в технологии производства, фасовке, упаковке и т.д.

Сейчас, например, очень немногие позволяют купить дорогостоящие конфеты из чистого шоколада, равно как и шоколад в крупной расфасовке, а потому предприятие вынуждено добавлять в изделие дешевое сырье или в лучшем случае делать мелкую фасовку.

Не случайно поэтому сейчас выпускаются коробки с конфетами «Птичье молоко№ весом 125 г., в то время как до недавнего времени их выпускали весом не менее 250 г.

Этот достаточно грамотный шаг с позиции маркетинга, позволил увеличить объем продаж данных конфет даже трудное для потребителей время, каковым оно является сейчас.

Проблема совершенствования товарного ассортимента для кондитерской промышленности приобретает особую значимость еще и потому, что спрос реализации выпущенных изделий ограничен сравнительно небольшим отрезком времени. И если в него не вложиться, произведенная продукция принесет предприятию только убыток.

Не случайно поэтому обоснованно грамотные с позиции производства и коммерции ассортимента кондитерских товаров, передовые предприятия отрасли уделяют первостепенное внимание, хотя четкой, научно обоснованной методики этой работы нет, да и не велась она в условиях плановой экономики.

Мы считаем, что работа по совершенствованию ассортимента кондитерских изделий в ЗАО «Кондитер-Курск», как впрочем, и на других родственных предприятиях, должна осуществляться по следующей схеме.

Во-первых, непосредственно на предприятии-изготовителе необходимо выявить, какие сорта конфет и других кондитерских изделий дают какую прибыль, сопоставив для этого производственные затраты по каждому виду и сорту изделий с отпускной их ценой.

Во-вторых, необходимо проанализировать оборачиваемость товара в торговле, ибо чем быстрее реализуется товар, тем больше можно получить прибыли за один и тот же календарный срок.

Наконец, во внимание следует принять величину торговой розничной наценки, которую устанавливают торговые предприятия. А она, как известно, зависит от отпускной цены товара, величины спроса на него и других факторов. Причем по кондитерским изделиям у предприятий торговли имеется широкое поле для маневра, так как по этой группе товаров нет ограничений в размере торговых наценок, ибо она не относится к социально значимой. Здесь все определяется экономическими условиями и прежде всего конкурентной борьбой в сфере торговли.

У магазина «Визит», являющегося подразделением ЗАО «Кондитер-Курск» в этом плане имеются широкие возможности, так как продукция поступает практически с конвейеров и является очень свежей. Это побуждает население делать покупки именно в этом магазине, а магазин на этом может получить дополнительную прибыль.

Кроме того, находясь на территории комбината, магазин экономит значительные средства на перевозке товара и его погрузке-выгрузке, а также подсортировке.

Наконец, магазин очень быстро способен реагировать на изменение спроса, так как исчезнувшие с прилавка изделия могут в считанные минуты появится вновь, поскольку все рядом, а магазин и комбинат - единое целое.
Нами выполнен расчет по обоснованию изменений в ассортименте выпускаемых кондитерских изделий, результаты которого представлены в таблице 16.

Здесь нами учтены не все сорта и виды кондитерских изделий, которые выпускает комбинат, ибо если охватить весь ассортимент, потребуется очень большой объем печатных листов.

А кроме того, наша цель состоит в изложении методики расчета, которая понятна на примере даже нескольких сортов изделий.

Анализ полученных данных убедительно доказывает, что в производстве наиболее выгодны шоколадные конфеты. Из них наибольшую прибыль в расчете на единицу продукции дают такие сорта, как «Звездный мальчик» и
«Пастушок».

Производство карамели менее выгодно. Тем не менее отдельные их виды приносят прибыли до 1125 рублей на тонну - речь идет о карамели «Клубника со сливками», в то время как «Мятная» дает предприятию только 85о рублей прибыли.

-----------------------
[1] Waud R.N. Economics. N.Y.,1989. P.42.
[2] Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1990. - С.54.
[3] Макконнелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. -
М., 1992. - С.61.
[4] Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. - М., 1995. - С. 95.

-----------------------
Национальный продукт

Падение предложения

Падение спроса

Кнр

Кр

Цнр

Цр

Уровень цен

Товары, услуги

затраты

инвестиции

Возвращение капитала

предприятие

Финансовые рынки

доход

Факторы торговой деятельности

Заемный капитал

Проценты за капитал

собственники

капитал

дивиденды

ПРИБЫЛЬ

конкуренты

Рынки сбыта

ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ закупка .....реализация

ДЕНЬГИ

государство

налоги

Рынки ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, технологических, информационных

Потребитель

Потребность

Функции потребностей

Товар


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты