Предпринимательство, как правило, ориентируется на новые формы и методы работы, что позволяет предпринимателям занять более прочные позиции в производстве и на рынке товаров и добиваться желаемых результатов.
Однако нетрадиционные подходы при всей их привлекательности связаны с неопределенностью и риском. Помимо того, сама разработка новой идеи, как правило, требует больших расходов.
В литературе часто приводится следующий пример предпринимательского нововведения: основатели американской компании "Эппл компьютер" в своем гараже изготовили первый персональный компьютер, растиражированный впоследствии во всем мире в сотнях миллионов экземпляров и принесший предпринимателям миллиардные доходы. Но при этом как бы мимоходом упоминается, что эти предприниматели использовали идеи, знания и опыт, полученные ими в годы предыдущей работы в НАСА — огромной, связанной с исследованием космоса научно-технической корпорации США - и фирме "Хьюлетт-
Паккард".
Изменения форм предпринемательства в сторону увеличения коллективизма—
это объективное требование современной экономики.
Индивидуальные предприятия, превосходя коллективные по своему количеству,
уступают им по масштабам производства. Однако, заполняя вакуум между
громоздкими гигантами, они цементируют экономику, используют пустующие
рыночные ниши и, кроме того, стимулируют деятельность партнеров-гигантов.
Установлено, что работники мелких хозяйств проводят за работой больше
времени, чем наемные работники крупных фирм. Например, в США фермеры обычно
работают в своем хозяйстве 55 — 65 ч в неделю, а наемные
сельскохозяйственные рабочие — 45 ч.
9. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы
организуются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется
крупного первоначального капитала.
Наряду с этим у малого бизнеса появляются некоторые реальные шансы
конкурировать с фирмами. Отмечаются следущие преимущества малого
предпринимательства:
V более адаптивные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
V мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
V более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
V снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
V повышенная скорость оборота капитала.
Эти преимущества позволяют малому бизнесу:
V ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;
V ускорить внедрение несложных научно-технических достижений;
V полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;
V наладить выпуск продукции малыми сериями.
Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия лля повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.
В последние десятилетия в промышленности индустриально развитых стран проявилась тенденция коптимизации размеров предприятии, сосредоточенных на одной территориальной площадке.
В связи с падением серийности производства и разбуханием номенклатуры производимых изделий развитие новых несложных производств, второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание, были переданы крупными корпорациями специализированным мелким и средним фирмам, которые благодаря узкой специализации добились значительных успехов в своей деятельности.
Сложился своеобразный сим'биоз монополий п мелких и средних фирм в гибком
обеспечении меняющихся потребностей рынка. Побное разделение труда
позволило повысить общую рентабельность производства как монополий, так и
предприятий малого бизнеса. В Японии до 70% предприятий малого бизнеса
кооперированы с монополиями, в США - 30-40%.
Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый
рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет
специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, малое
предприятие подчинено работодателю — крупной фирме, которая диктует, что
конкретно изготавливать, в каком количестве, в какие дни и часы поставлять
продукцию, по какой цене.
В России малое предпринимательство в производственной сфере начало
развиваться лишь в конце XX в., однако уже приобретен и позитивный опыт.
В качестве примера относительно успешной работы в малом бизнесе можно привести деятельность подмосковного предприятия "Скорость", которое возникло в конце 1990 г. на базе небольшого цеха московского оборонного завода, оказавшегося под угрозой закрытия в связи с резким снижением военных заказов. С руководством завода был заключен договор о создании на базе цеха малого предприятия, учредителем которого оставался завод.
В договоре устанавливалось обязательство малого предприятия в
первоочередном порядке заключать договоры с предприятием-учредителем,
который, в свою очередь, взял на себя обязательство обеспечивать в полном
объеме материально-техническими ресурсами свои заказы малому предприятию,
не располагавшему ни современной техникой, ни квалифицированными кадрами.
Устанавливался порядок ценообразования и расчетов на поставляемую заводу-
учредителю продукцию. В остальном малое предприятие получало полную
самостоятельность.
Первое, за что взялось предприятие "Скорость", - поиск заказов на продукцию, которую оно могло производить. Начался процесс всеобщей диверсификации этого небольшого производства. За короткий срок в соответствии с заказами было освоено производство оконных и террасных рам, дверей, подсвечников, сковород, деталей легковых автомобилей, деревянного бруса, паркетной доски и других изделий. На операциях, где не хватало мощностей, использовался трехсменный режим работы по графику без остановки оборудования в выходные дни.
Со всеми работниками, поступающими на предприятие, заключался контракт на
3 года с обязательным испытательным сроком в течение 3 мес. В контракте
указывались основные экономические и административные меры воздействия за
нарушения сторонами договора, несоблюдение правил внутреннего распорядка,
техники безопасности, отказ работника от выполнения порученных работ.
В течение одного года предприятие значительно увеличило объем производства и собственный доход. Производительность труда повысилась почти в 3,5 раза, а реальная средняя заработная плата — более чем в 2,5 раза.
В дальнейшем коллектив предприятия выкупил имущество у завода-учредителя, приобрел новое деревообрабатывающее и литейное оборудование, ряд отделочных машин и механизмов.
Трудности, с которыми в первую очередь столкнулось предприятие
"Скорость", — это недисциплинированность поставщиков и потребителей,
вопросы взаимных расчетов, сложности информационного и правового
обеспечения, высокая стоимость оборудования и относительно небольшие суммы
финансовых ресурсов, которыми оно располагало, дороговизна получения
кредита.
Особенно тяжелое положение сложилось с поставками сырья, материалов и других прпнзволстпенных ресурсов, посколько мелкие партии которые требуются для небольших объемов производства, не представляют интереса для поставщиков. Естественно, что все эти трудности препятствуют эффективной деятельности малого предпрития.
В послевоенной Японии, где разрушенная экономика начала возрождаться
путем образования миллионов мелких и мельчайших фирм, успешно работающие
отдельные предприниматели вскоре становились совладельцами крупного
капитала, вкладывая свой доход в акции фирмы-патрона. В 1950 г. 70% всего
количества выпущенных в Японии акций принадлежала физическим (т. е.
частным) лицам. Однако процесс концентрации производства и капитала привел
к тому, что уже в 1993 г. частные лица владели всего 30% акций страны. По
отношению к чистой прибыли корпораций доля дивидендов по акциям в 1991 г.
составляла 10%, а по отношению к национальному доходу - 2,6%. Большая часть
акций перешла, таким образом, в руки юридическихТшц (фирм). Считается, что
"снижение удельного веса акционеров - физических лиц - и высокая
концентрация акций в руках юридических лиц представляет собой
интернациональное явление и нет никаких признаков того, что эта тенденция
будет ослабевать". Следовательно, можно считать, что эпоха расцвета
крохотного индивидуально-частного бизнеса заканчивается. Очевидно, что в
дальнейшем он сможет существовать не как основное, а как вспомогательное
производственное предпринимательство. Эти подтверждает российский опыт.
Основной правительственный замысел развития индивидуального и малого предпринимательства в России в конце 80-х — начале 90-х гг. связывался главным образом с производственной сферой экономики, возможностью увеличения товарной массы на потребительском рынке, появлением массовых конкурентов крупным производителям продукции. Для этого законодательно создавались необходимые экономические условия для развития малого бизнеса: выдавались льготные кредиты, снижались налоги, а в первый год образования малые предприятия вовсе не платили налогов.
Спустя несколько лет стало ясно, что надежды, возлагавшиеся на малый бизнес, не оправдались. Из 624 тыс. зарегистрированных в середине 1993 г. малых предприятий в сфере производства удержались очень немногие, и их доля в промышленном производстве и строительстве составила менее 1% - в основном они сосредоточились преимущественно в сфере торговли и посредничества.
Вместе с тем, неразвитость малого производственного предпринимательства
отражает серьезные недостатки в структуре экономики страны, которые трудно
исправить на основе перемещения и диверсификации крупного капитала.
Насыщение рынка товарами мелких партий, развитие сферы производственно-
технического и бытового обслуживания вблизи жилых массивов и дорожных
магистралей — это сфера деятельности в основном малого предпринимательства.
Развитие малых городов, поселков, сел немыслимо без участия малых производственных предприятий. Из создание снижает социальную напряженность, возникающую в результате роста безработицы, обусловленной научно- техническим прогрессом. Малые предприятия и создаваемые на их основе художественные и различные кустарные промыслы способствуют укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между центром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения.
Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения и полного исчезновения десятков тысяч сел и деревень, переселения десятков миллионов людей в крупные города, где создалась хроническая неразрешимая проблема жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности.
Перед малыми предприятиями реально может ставиться задача не завоевания
рынков путем вытеснения монополий, а заполнения "свободной ниши",
образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок
предприятиями-гигантами, в том числе и в небольших поселениях.
Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных
рынках, как правило, в сотни и тысячи раз больше, чем поставщиков,
индивидуальные запросы каждого потребителя не могут быть удовлетворены.
Крупные поставщики ориентируются в основном на усредненные стандарты и
потребности, из которых выпадает масса неудовлетворенного или не полностью
удовлетворенного розничного спроса. Это и есть "ниша" для малого
предпринимательства.
Есть примеры, когда, заполняя пустующие рыночные "ниши", малые
предприятия открывают колоссальный рынок сбыта и постепенно сами становятся
гигантами производства. Такие примеры встречаются в современной России. В
частности, таганрогская фирма "Шельф", начав в 1990 г. со стартового
капитала в 10 тыс. руб., взятого в кредит ее основателем, к 1993 г. имела 3
млрд. руб. оборотных средств, а основные ее фонды составляли 900 млн. руб.
Свою деятельность фирма начала со строительства спортивных яхт, первую
партию которых удалось выгодно реализовать в Болгарии. Затем фирма стала
выступать в качестве посредника поставок оборудования для
нефтегазодобывающихи перерабатывающих предприятий Поволжья,Сибири,
Татарстана. Фирма одновременно заключает договора с предприятиями-
поставщиками и потребителями данного оборудования отслеживает
своевременность и комплексность его изготовления и организует отправку
потребителю, получая за услуги 10% комиссионных. В 1993 г. помимо
строительства спортивных яхт и посредничества в области поставок
оборудования фирма начала строительство в Таганроге завода по производству
кирпича, соорудила физкультурно-оздоровитель-ный комплекс, т. е. вышла из
разряда малых. Уже через 2 года после создания фирма "Шельф" начала успешно
конкурировать со средними и крупными предприятиями. Подобные примеры
правильно выбранной "ниши" предпринимательской деятельности, скорее
являются исключением из правил. Большинству мелких фирм не удается выйти в
разряд крупных — часто они или сливаются в более крупные предприятия на
основе долевого (акционерного) участия, или поглощаются крупным капиталом,
или разоряются. Эти процессы характерны не только для России, но и для ФРГ,
США, Англии и других стран.