В целях координации деятельности, защиты общих коммерческих интерес и повышения эффективности капитала предприятия могут на основании договора создавать объединения в форме ассоциаций (корпораций), консорциумов, синдикатов и прочих союзов.
В мировой практике псе названные формы прочно заняли свое место в производственной, коммерческой и финансовой деятельности.
Основой для создания союзов обычно становятся сходный характер технологических процессов; взаимозависимое развитие хозяйства; синхронный рост технико-экономического уровня связанных производств; необходимость комплексного использования сырья и других ресурсов; диверсификация.
На стыках различных отраслей часто возникают сложные процессы экономики.
Для их эффективного развития и управления необходимы концентрация ресурсов
и объединение усилий предприятий и организаций различной отраслевой
принадлежности, вследствие чего возникла необходимость создания специальных
организационных форм управления межотраслевого характера.
Основными задачами формирования подобных хозяйственных объединений
являются:
V повышение эффективности работы в результате объединения усилий участников, а также развития внутренней кооперации производственных, научных, проектных, строительных и других организаций в единый хозяйственный комплекс;
V завоевание и удержание рынков сбыта;
V закрепление поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и прочих ресурсов;
V ускорение технического развития производства.
Главные принципы образования хозяйственных союзов:
V добровольность объединений;
V равноправие партнеров;
V свобода выбора организационных форм;
V самостоятельность учасников;
V ответственность только по обязательствам, взятым каждым предприятием при вступлении в объединение.
По юридическому статусу указанные хозяйственные образования могут быть
разделены на 2 группы: действующие на постоянной правовой и хозяйственной
основе и ассоциативные или предпринимательские — с правом свободного
присоединения и свободного выхода, а также свободного предпринимательства в
рамках ассоциации.
Наиболее широкое распространение получили такие хозяйственные структуры,
как хозяйственные, финансово-промышленные ассоциации, холдинги, синдикаты и
консорциумы. Каждая организационная структура имеет свои особенности,
характеризующиеся наличием внутренних имущественных и юридических прав
(табл. 2.1)
Хозяйственные формирования в России в 1991 г.
|Наименование обществ |1991 г.(ед.) |
|Межотраслевые государственные |58 |
|объединения | |
|Концерны |164 |
| |; |
|Консорциумы |92 |
|Акционерные общества |1186 |
| |; |
|Ассоциации |1790 |
|Союзы |101 |
|Коммерческие банки |1181 |
|Биржи |63 |
Таблица 2.1
Холдинговая компания
Подобные объединения образуются, когда одно акционерное общество
овладевает контрольными пакетами акций других акционерных фирм с целью
финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции
капитал. Различают 2 типа холдингов:
1) чистый холдинг, т. е. получение компанией доходов посредством участия
в акционерном капитале других фирм;
2) смешанный, когда холдинговая компания занимается самостоятельной
предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы
влияния организует новые зависимые фирмы и филиалы.
Компании чистого холдинга, как правило, возглавляются крупными банками;
во главе смешанного холдинга может находиться любое крупное объединение,
преимущественно связанное с производством.
Естественно, эта классификация достаточно условна. Диверсифицированные
современные концерны могут быть холдингом по отношению к своим дочерним
фирмам и филиалам и одновременно сами могут входить в качестве дочерних
фирм в состав более могущественных холдингов.
Гигантские холдинги могут контролировать финансовую деятельность сотен
акционерных обществ, включая крупные концерны и банки. Их собственный
капитал и активы при этом часто бывают в несколько раз меньше суммарного
капитала дочерних фирм. Некоторые компании создаются с участием большой
доли государственного капитала, что позволяет правительству контролировать
и регулировать развитие отдельных важнейших отраслей экономики страны.
После распада СССР в России холдинги и другие объединения создавались
главным образом не ради прибыли, а для сохранения прежних производственных
связей и взаимопомощи, без которых не могли бы функционировать многие
отрасли экономики. Перечисляя в распоряжение холдинга часть прибыли,
предприятия получали взамен поддержку при заключении договоров на поставку
сырья и материалов, топлива и других средств производства, а также помощь
при организации сбыта своих изделий
Имея свои банки или крупные суммы на счетах в других банках, холдинги предоставляют дочерним предприятиям льготные кредиты, оказывают помощь в вопросах технического перевооружения производства.
Так, АО «АСМ-холдинг», которое с 1992 по 1996г. объединило 167 предприятии, в том числе десятки крупнейших автомобильных, тракторных и других машиностроительных заводов из всех стран СНГ, действовало на правах государственного органа. В составе АО образованы инвестиционный Автобанк с многомиллиардными оборотами; коммерческий центр, решающий вопросы материально-технического обеспечения предприятий холдинга в масштабах всех стран, на территории бывшего СССР; внешнеторговое общество; товарно- фондовая биржа; аудиторская фирма; финансово-расчетный клиринговый центр с филиалами в ряде республик и другие научно-технические и коммерческие органы.
В кризисном 1992 г. при общем спаде производства в странах СНГ на 20 -
30% и более АО "АСМ-холдинг" удержало объемы производства на уровне 94% по
отношению к 1991 г., что подтверждает эффективность его работы.
С целью сдерживания роста цен на конечную продукцию участники "АСМ-
холдинг" в 1996 г. приняли решение о замораживании цен на комплектующие
изделия при расчетах внутри холдинга.
Структура, подобная АО "АСМ-холдинг", характерна для финансово-промышленных
групп (ФПГ), при формировании которых в качестве главной ставится задача
объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом
основным доходом входящего в ФПГ должны быть дивиденды от повышения
эффективности работы предприятий, а не процент на кредит.
Холдинги, ФПГ и другие межотраслевые объединения с государственным капиталом могут получить статус независимого органа и руководствоваться в своей деятельности непосредственно законами или подчиняться Правительству.
Механизмы образования холдинговых компаний, ФПГ крупных
диверсифицированных концернов на территории бывшего СССР существенно
отличаются от механизма создания подобных хозяйственных структур в странах
Запада.
Создание западных национальных и транснациональных корпораций (ТНК) начинается с удачной инициативы отдельных предпринимателей, которые в одиночку или объединившись на основе собственного и заемного капитала интенсивно наращивают свое состояние, захватывают крупные секторы производства, торговли, финансового оборота и начинают подавлять конкурентов, скупая их предприятия, торговые дома, долю банковского капитала, в результате чего и становятся корпорациями.
Примером подобно эволюции может служить итальянский концерн "Ферруци", основатель которого, являясь владельцем небольшой семенной фермы, начинал с мелкой торговли сельскохозяйственным скпьем. а затем наладил собственное производство строительных материалов, спрос на которые в послевоенные годы был высоким.
Через 15 лет "Ферруци" вышел на международные рынки, занимаясь
строительством товарных складов, закупая морские суда для перевозки грузов
из Америки в Европу и обратно, приобретая крупные земельные участки в США,
Бразилии, Аргентине. Концерном были построены новые заводы и выкуплены
активы действующих предприятий по производству химических и строительных
материалов, лекарств, по выработке электроэнергии. Наряду с торговлей,
которая остается основной сферой деятельности концерна. "Ферруци" охватил
область страхования, научно-исследовательских и проектно-конструкторских
работ.
В конце 80-х гг. "Ферруци" был уже диверсифицированным гигантом мирового уровня с годовым оборотом в 23 млрд. дол. и занимал 14-е место среди крупнейших компаний Западной Европы. Его предприятия размещены во многих странах мира.
Аналогичный путь развития прошла и одна из самых крупных южнокорейских компаний "ДЭУ", основатель и президент которой в 1967 г. начинал с капитала примерно 4000 дол. США. Уже к 1992 г. годовой объем продаж компании составил 19 млрд. дол., и "ДЭУ" стала транснациональной компанией.
В разных странах и у себя в Корее "ДЭУ" производит морские суда и автомобили, тяжелые станки и роботы, средства связи и бытовые приборы, ткани и многие товары. Подобные примеры всегда вызывают
желание установить причину такого успеха.
Ким У Джунг, основатель компании "ДЭУ", убежден, что такие высокие
достижения были обусловлены его стремлением осуществить свою мечту: "Мечта
— это движущая сила, которая изменяет жизнь, преобразовывает мир. Самая моя
большая мечта — чтобы в памяти людей осталось имя Ким У Джунга, уважаемого
бизнесмена... не богача, а человека, принесшего успех и счастье другим
людям.
Безусловно, личные мотивы предпринимателя играют важную роль, но объективные процессы сильнее субъективных. Роль и значение крупного капитала определяется условиями, в которых он возникает и действует, а не только пожеланиями отдельных лиц.
Успех одиночек все же не является всеобщим правилом. Сотни тысяч мелких предпринимателей порою прозябают или разоряются, и лишь единицы становятся гигантами, составляющими основу экономики всех индустриально развитых стран мира. На долю только транснациональных компаний в середине 80-х гг. приходилось свыше 1/3 промышленного производства, более 50% внешней торговли и около 80% патентов на новую технику и технологию в капиталистическом мире. При этом превалируют такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации.
12. ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЫМИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
Стандартной системы управления ассоциацией, холдинговой компанией, ФПГ не
существует. В зависимости от доли участия в уставном капитале объединенных
в сообществе предприятий, степени их диверсификации и географического
размещения управление холдинговой компанией или ФПГ может осуществляться по
принципу предприятия, т. е. в режиме жесткой подчиненности центру. Чаше
используется форма ассоциативного управления, но без права свободного
выхода субъектов из системы холдинга. Иногда используется смешанная форма.
В странах Запада система более жесткая, чем в России. В частности, когда
доля участия холдинга в уставном капитале предприятия превышает 50%,
холдинговая компания фактически становится полноправным хозяином этого
предприятия и управления концерном. В России отсутствуют традиции и какие-
либо стандарты образования предпринимательских союзов. Часто они создаются
на месте бывших министерств, отраслевых или территориальных хозяйственных
управлений. Не вполне ясны юридический статус таких образований, права и
функции органов управления. Несмотря на то, что в Гражданском кодексе
приведен определенный порядок создания и функционирования подобных союзов,
практика пока расходится с теорией.
Учредители предпринимательских сообществ, совершенно не знакомые ни с
отечественной, ни с зарубежной практикой, зачастую сами придумывают
названия сообществ, на основании которых порой трудно определить их
истинный статус и задачи формирования. Поэтому различить холдинг, ФПГ или
концерн практически невозможно.
Характерным примером является транснациональная нефтяная компания "Гермес-
Союз", в учредительном договоре которой, заключенном его участниками в 1992
г., даны помимо указанного еще 2 наименования юридического статуса этой
компании: