Предпринимательство: формы, виды
p> Какие предприятия относятся к малым?

Единого международного стандарта дифференциации предприятий на малые, средние и крупные не существует. Это зависит от конкретной ситуации, уровня развития и структуры экономики каждой страны.

В основном главным критерием отнесения предприятия к одной из этих групп является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики.

В России до 1995 г. в отраслях промышленности и строительства к малым предприятиям относились объекты со среднегодовой численностью до 200 человек, в науке — до 100 человек, в других отраслях производственной сферы
(транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство) - до 50 человек, в розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы -до 15 человек. При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавляется среднесписочная .поем-ность работников, не состоящих в штате предприятия, т. е. работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряд.

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности(многопрофильные) относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции
(выполненных работ, оказанных услуг).

С 1996 г. к малым в промышленности, строительстве и транспорте стали относиться предприятия с численностью 100 человек, в сельском хозяйстве - до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 30 человек, в прочих отраслях — до 50 человек.

Эти изменения, а также мировая практика свидетельствуют о некой условности разделения предприятий по их размерам.

В Японии при разделении предприятий на группы в зависимости от их размеров помимо отраслевой дифференциации, как правило, используются 2 показателя: размер капитала (величина, аналогичная уставному капиталу в
России) и численность персонала. Здесь большей частью проводится разделение предприятий на мелкие и средние. К последним в отраслях промышленности, транспорта, строительства, связи относятся предприятия с капиталом до 100 млн. иен (660 тыс. дол.) и численностью работающих до 300 человек; в оптовой торговле. — соответственно до 30 млн. иен (200 тыс. дол.) и до 100 работающих; в розничной торговле и сфере услуг - до 10 млн. иен (66 тыс. дол.) и до 50 работающих. К малым в производственных отраслях относятся предприятия с численностью до 50 работающих, в торговле и сфере услуг - до
5 работающих.

Государственная поддержка малого предпринимательства

Практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.
Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе министерства экономики и финансов создано Французское общество по страхованию капиталов от риска — СОФАРИС, которое берет на себя гарантии- поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками.
Если финансовое состояние предприятия внушает доверие Обществу, то оно дает банку гарантию на 50 - 60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает Общество из собственных фондов. Сами фонды СОФАРИС образуются на акционерной основе, с участием частного и в основном государственного (более 1 млрд. франков) капитала.
Помимо льгот по налогообложению и кредитам малым предприятиям обычно создаются привилегии в области информации.
В России согласно законодательству налоговые льготы дифференцируются взависимости от вида деятельности предприятий (за исключением предприятий, которые создаются за счет вычленения из структурных единиц действующих крупных и средних предприятий).
Малые предприятия, которые заняты переработкой сельскохозяйственной продукции, производством товаров народного потребления, ре-монтно- строительными работами, в течение первых двух лет могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год - 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью — в соответствии с установленным нормативом.
В США малый бизнес получает поддержку со стороны и государственных, и акционерных коммерческих организаций. Государственная администрация по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает предприятиям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала.
Малый бизнес США поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и средних предприятий.
В России по мере развития частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений также возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например Союз предпринимателей России, который распространяет свое влияние и на многие страны бывшего СССР.
Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, задача которых - прежде всего стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий.

Формирование малого бизнеса

В конкретных российских условиях конца текущего столетия малые предприятия создавались двумя путями: выделение структурных подразделений из крупных и средних предприятий, при котором небольшие цехи, филиалы предприятия, отдельные участки получали право юридического лица и полную самостоятельность; образование малых предприятий в форме ТОО или АО на основе личной инициативы предпринимателей — частных или юридических лиц.

С чего начинается образование малых форм предпринимательства?

При выделении структурного подразделения из состава крупного государственного предприятия прежде всего должно быть решение трудового коллектива соответствующей структурной единицы (цеха, участка, филиала) о его выделении и о создании на его базе малого предприятия.

Такое решение оформляется протоколом общего собрания данного структурного поразделения. Далее необходимо согласие собственника имущества о выделении из его состава данного подразделения как малого предприятия. Такое согласие, как правило, оформляется приказом руководителя предприятия
(организации), из состава которого выделяется новое малое.

Собственник имущества выступает в качестве учредителя малого предприятия.
Подписывается учредительный договор, в соответствии с которым малое предприятие берет на себя обязательство выполнять требования учредителя, а учредитель дает определенные гарантии содействия малому предприятию.

После этого разрабатывается устав предприятия, в котором четко указываются вид и сфера деятельности; уставный капитал; учредители, их доля в уставном капитале; почтовый адрес, телефон (факс) предприятия, фамилия руководителя и главного бухгалтера. Затем в местный орган власти подаются заявление с просьбой о регистрации предприятия и подготовленные учредительные документы.

Местные органы могут запросить дополнительные сведения о санитарной и экологической безопасности нового предприятия, численности и структуре людей, занятых в производстве, и другие данные, связанные с конкретными условиями развития данного региона. После регистрации предприятие открывает расчетный счет в банке, в органах внутренних дел получает разрешение на гербовую печать и становится полноценным юридическим лицом.

При создании нового предприятия с нулевого цикла прежде всего возникает вопрос о его форме, учредителях, видах деятельности. Может быть создано индивидуальное частное предприятие или акционерное товарищество с ограниченной или неограниченной ответственностью. В первом случае учредителем становится частное лицо — 1 человек, который, определив свои возможности, подготавливает устав. Дальнейшее оформление соответствует указанному порядку.

Разумеется, экономика не может базироваться только на малых инициативах.
Колоссальные масштабы современного производства обусловлены прежде всего наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса.

10. КРУПНОМАСШТАБНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими имеют ряд преимуществ. Прежде всего они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику, снижая себестоимость продукции, повышая ее качество и завоевывая в связи с этим рынки сбыта, приносящие им высокий доход. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна малому бизнесу из-за её низкой рентабильности на малых предприятиях, обусловленной небольшими объемами производства, наращивать которое они не в силах.
Помимо того, у крупных предприятий и организаций за счет концентрации капитала имеется возможность проводить широкомасштабные маркетинговые исследования, что уменьшает потери на рисковых мероприятиях. Внутренняя специализация и кооперирование позволяют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т. д.
Поданным статистики 500 крупнейших корпораций в США (всего в США более
4,5 млн. торгово-промышленных единиц) и такое же их количество в Западной
Европе сосредоточивают в своих руках примерно 1/4 национального капитала и около 25% занятого в этих регионах мира населения.
Вследствие произошедших перемен предпринимательство на современном этапе стало составной частью деятельности руководителей и специалистов крупных фирм, банков, холдингов. Здесь предпринимательство поставлено на научную основу, развернута широкомасштабная работа в этом направлении.
Концентрация финансовых и людских ресурсов в предельно небольшом числе корпораций позволяет последним осуществлять внутрифирменную диверсификацию капитала из одной отрасли экономики в др; -гую, что наряду с теми преимуществами, которые они имеют за счет концентрации ресурсов, дает им возможность существования даже в самые неблагоприятные для экономики периоды.
При снижении спроса на одни виды продукции, которые производит суперкорпорация, она повышает выпуск продукции, спрос на которую удерживается. Диверсификация наряду с научно-техническим прогрессом оказалась главным направлением предпринимательства современного крупного капитала.

На крупных предприятиях бывшего Советского Союза диверсификация производства развивалась на иной основе, чем в странах Запада. Из-за постоянных дефицитов и сбоев в материально-техническом обеспечении советские предприятия диверсифицировались главным образом с целью самообеспечения, превращаясь в громоздкие, чуть ли не натуральные хозяйства. Такие объединения, как Уралмаш, ЗИЛ, ВАЗ, ММК и другие, были загружены производством различных мелкосерийных изделий, не свойственных их профилю.

В частности, ЗИЛ в 1980 г. производил около 140 тыс. наименований инструмента, Горьковский автозавод - около 80 тыс. наименований. Некоторые изделия изготавливались всего по 5 штук в год, что, разумеется, не повышало, а снижало технический уровень производства в целом. Однако производя расширенную номенклатуру изделий, эти громоздкие предприятия оказывались в лучшем положении, чем малые и средние фабрики и заводы, постоянно испытывающие сбои с поставками сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты