Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается только в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных периодических печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего и спортивного оружия. (ч. 3 п.3 ст.16 Закона "О рекламе").
По поводу рекламы гражданского оружия следует иметь в виду, что Закон
"О рекламе" ограничивает рекламу разрешенного гражданского оружия, но не
запрещает рекламу боеприпасов, в частности патронов к такому оружию, в
общей печати и средствах массовой информации. В соответствии со ст. 3
нового Закона «Об оружии» гражданское оружие помимо охоты и спорта
предназначено еще только для одной цели, зато самой интересной широким
массам – для самообороны. Причем если раньше (ст.5 Закона РФ от20 мая 1993
г. «Об оружии» под оружием самообороны понималось только газовое, то новый
закон (ст.3 Федерального закона от13 декабря 1996 г. «Об оружии») выделяет)
:
- огнестрельное «гладкоствольное длинноствольное», практически охотничье, в том числе с патронами травматического действия, и бесствольное (только отечественного производства) с патронами травматического, газового и светозвукового действия;
- традиционное же газовое, в том числе – раньше этого не было – распылители и баллончики, снаряженное слезоточивыми или раздражающими (но не нервно- паралитическими, что стало модным в последнее время) веществами;
- электрошоковые устройства и искровые разрядники (снова только отечественного производства !).
И все эти жуткие «приспособления» (отечественного производства) благодаря новому закону «Об оружии» и к великой радости непосредственных участников рекламной деятельности теперь можно спокойно рекламировать в соответствующие часы.
Вопрос возник в отношении времени распространения рекламы разрешенного гражданского оружия. Дело в том, что Закон разрешил распространения рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных средствах массовой информации только после 22 часов местного времени, но не указал, до какого времени после 22 часов такая реклама может распространяться. Думается, что, как и реклама алкогольных напитков и табачной продукции по радио, она может распространяться до 7 часов местного времени.[8]
Статьей 17 Закона РФ "О рекламе" установлен особый порядок рекламы
финансовых услуг. При производстве, размещении и распространении рекламы
финансовых услуг (в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг
и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и
физических лиц, а также ценных бумаг не допускается:
- приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую
непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам
- гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям
- рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий
- представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей
эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста
курсовой стоимости ценных бумаг
- умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе
сообщается о каких-то условиях договора.
Примером нарушения данной статьи в части представления обещаний о
будущей эффективности деятельности является описанная в печати реклама
открытого акционерного общества "Первый российско-американский фонд
взаимных вложений "Большой". Рекламодатель заявлял, что "доходность по
акциям в среднем составляет от 100%". Как правильно пишет автор статьи в
"Российской газете", указанное обещание не что иное, как обещание и
предположение о будущей эффективности (доходности) деятельности фирмы, что
может рассматриваться в качестве п.5 ст.17 ФЗ "О рекламе".
Чаще всего нарушается банками требование об указании в рекламе всех
условий договора, если в ней сообщается хотя бы об одном из условий
договора. Например, если в рекламе банковских услуг сообщается процентная
ставка по вкладам, - а это одно из условий договора, - то банк обязан
сообщить в рекламе все условия договора. Особенно важны для вкладчиков
следующие условия договора банковского вклада:
- производится ли страхование вкладов
- допускается ли одностороннее снижение банком процентной ставки по вкладам
граждан в связи с изменениями ставок рефинансирования Центробанком России
и по другим причинам против ставки, установленной при заключении договора
банковского вклада
- допустимо ли досрочное расторжение договора банковского вклада
вкладчиком и каковы последствия такого расторжения
- какую ответственность несет банк в случае отказа от выдачи вкладчику его
вклада и дохода по нему после истечения срока договора банковского
вклада[9]
Следует отметить, что требование, установленное комментированной
статьей, препятствует развитию конкуренции между банками, так как если они
указывают в рекламе процентную ставку по вкладам, а это является условием
договора, то обязаны указать в рекламе все остальные условия договора,
независимо от их значимости. Это во много раз увеличивает текст самой
рекламы и требует больших затрат, в связи в связи с чем процентная ставка в
рекламе указывается и потребители рекламы не знают, с каким банком
выгодней заключить договор банковского вклада. Думается, было бы
целесообразно требовать от банков-рекламодателей указания в рекламе не всех
условий договора банковского вклада, а только указанных четырех условий.
Такое требование соответствовало бы статье 6 Закона "О рекламе" об указании
в рекламе существенной информации.
Социальная реклама
Социальная реклама пропагандирует не конкретную фирму или товар, а
некие общественные ценности, моральные нормы общества, правила поведения.
Примером такой рекламы могут служить призывы соблюдать чистоту в родном
городе, бережно относится к родителям и детям, помогать инвалидам и т.д.
Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и
направлена на достижение благотворительных целей.
Согласно ст.18 Закона РФ "О рекламе" в социальной рекламе не должны
упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а
также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки
(модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской
деятельности некоммерческих организаций. То есть рекламный ролик,
пропагандирующий общечеловеческие ценности, такие как любовь, к животным,
доброе отношение к детям и т.п., не является социальной рекламой, если в
нем упомянута конкретная фирма.
В соответствии с п. 3ст.18 Закона РФ "О рекламе" рекламораспространители - средства массовой информации - обязаны осуществлять размещение социальной рекламы, представленной рекламодателем, в пределах пяти процентов эфирного времени (основной печатной площади) в год. Другие рекламораспространители обязаны осуществлять размещение социальной рекламы в пределах пяти процентов годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы.
Рекламопроизводители обязаны предоставлять слуги по производству социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема производства ими рекламы.
Конкретным примером социальной рекламы может служить проходивший на ОРТ
серийный цикл "Сказки новой России".
Спонсорство
Одним из видов рекламы российским законодательством признается
спонсорство. Под спонсорством понимается осуществление юридическим или
физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления денег,
имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг,
проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица
(спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре
или его товарах (ч.1 ст.19 Закона "О рекламе").
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и
спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого (ч.2 ст.19
Закона "О рекламе").
Примером рекламы спонсоров и их товаров может служить реклама, транслируемая по телевидению во время игр "Поле Чудес", "Я сама", "Сам - себе режиссер", "КВН" и многие другие.
Спонсорство осуществляется на основании договора между спонсором и спонсируемым, в котором определяются права и обязанности сторон.
Как отметил один из разработчиков Закона "О рекламе": "Мы впервые законодательно легализуем спонсорство. Правда, лишь в границах рекламной деятельности. В иную спонсор вмешиваться не вправе".[10]
Спонсорская деятельность способствует формированию и повышению имиджа спонсора в глазах его потенциальных клиентов. Спонсорство само по себе является рекламой, так как свидетельствует о том, что спонсор-рекламодатель заботится не только о себе, но и о своих клиентах, об обществе в целом, вкладывая деньги в различные проекты, организации культуры, искусства и др., то есть в дела, которые не связаны с его деятельности.
4.Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу
В случае установления факта нарушения законодательства Российской
Федерации рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок,
установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным
органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом
нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме (п.1 ст.29 Закона
"О рекламе").
Согласно ст. 2 комментируемого Закона контрреклама - это опровержение
ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею
последствий. Несмотря на то, что в п.1 статьи 29 указано на обязанность
нарушителя осуществить контррекламу, в случае установления факта нарушения
законодательства о рекламе. Не всякое нарушение законодательства о рекламе
влечет за собой обязанность осуществления контррекламы, так же как не может
быть опровергнуто отсутствие в рекламе отметки "подлежит обязательной
сертификации". Иногда в контррекламе указано содержание решения
Антимонопольного органа о контррекламе. Контррекламу обязан осуществить
нарушитель от своего имени, а не от имени антимонопольного органа. В
противном случае непонятно, зачем согласовывать ее содержание с
антимонопольным органом.
Примером приостановления рекламы может послужить решение о таком
приостановлении, принятое Хакасским территориальным управлением ГАК России
в отношении рекламы ООО "Камаз сервис", которое незаконно использовало в
рекламе товарный знак (знак обслуживания) "КАМАЗ сервис", рекламе товарный
знак (знак обслуживания) "КАМАЗ" и не выполнило решение об осуществлении
контррекламы, содержание которой должно было быть им согласовано с
Хакасским территориальным управлением ГАК. Как указано в разделе 4 Порядка
рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,
утвержденного приказом ГАК от 13 ноября 1995 г. (регистрационный номер
985), под неисполнением в срок решения об осуществлении контррекламы
понимается уклонение от исполнения, либо несоблюдение в установленные
решением сроки указанных в нем средств распространения, характеристик
продолжительности, пространства, места и порядка осуществления
контррекламы, либо не предоставление в срок достаточных доказательств
осуществления контррекламы.
При принятии решения о полном или частичном приостановлении рекламы
Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о
рекламе ГАК или его территориального управления должна учитываться степень
вины нарушителя и наступившие последствия, а также является ли
осуществление рекламы основным видом деятельности нарушителя или
обслуживающим его основную деятельность. В решении о полном или частичном
приостановлении рекламы должны быть указаны наименование нарушителя, место
его нахождения, реклама как вид деятельности, которая подлежит
приостановлению полностью или в соответствующей части, факты,
свидетельствующие о неисполнении в установленный срок решения об
осуществлении контррекламы, нарушения, допущенные при исполнении решения об
осуществлении контррекламы, в частности в отношении чего имели место эти
нарушения (средства распространения, характеристики продолжительности,
пространства, место и порядка осуществления контррекламы), порядок
обжалования решения. Копия решения о приостановлении рекламы направляется
сторонам по делу, а также рекламораспространителю, если нарушителем
является рекламодатель и (или) рекламопроизводителю, в трехдневный срок со
дня его вынесения. Как указано в п.2 ст. 29, полное или частичное
приостановление рекламы прекращается при исполнении нарушителем
контррекламы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10