осуждавшихся пять и более раз и Продолжавших совершать преступления. «В
отношении их цель исправления и перевоспитания не достигнута, но цель кары,
цели защиты общества и частное предупреждение действуют»182
Во-первых, отметим некоторую неточность рассуждений И. И. Карпеца. Если
преступник после осуждения вновь совершает преступление, то можно ли
говорить о достижении цели частного предупреждения? Во-вторых, задачи
наказания не меняются в зависимости от того, кто осужден: лицо, впервые
совершившее преступление, или рецидивист. Различие проявляется в содержании
наказания и его исполнении, которое назначается судом с учетом устойчивости
антисоциальной установки личности преступника. Иначе говоря, для достижения
целей наказания в отношении рецидивистов необходимы такие средства, которые
не нужны для остальной, категории преступников: более длительные сроки
лишения свободы, соответствующий режим отбывания наказания, особые условия
досрочного освобождения и т. д
И. И. Карпец критикует юристов, признающих, что наказание устрашает, за
нелогичность их позиций. Любой вид устрашения предполагает, по его мнению,
кару как цель.
Нельзя отрицать, что наказание устрашает. Однако устрашение, содержащееся
в наказании, воздействует на преступника и на иных лиц, заставляя их
воздержаться от совершения преступлений, то есть выступает в качестве
средства достижения цели.. Но в то же время есть две категории лиц, в
отношении которых оно не действует. К первой относятся граждане, которые в
силу своей ценностной ориентации не совершают преступлений и поэтому не
боятся наказания. Вторую категорию составляют лица, которые, наоборот, не
боясь наказания, вступают в противоречие с уголовным законом. Таким
образом, устрашение, являясь свойством наказания, действует на людей
неодинаково, как до, так и после совершения преступления. Стало быть, между
карой как целью и устрашением как свойством наказания нет такой логической
связи, о которой говорит И. И. Карпец.
Одним из доводов сторонников анализируемой концепции выступает наличие в
законодательстве исключительной меры наказания. И. И. Карпец, не соглашаясь
с М. Д. Шаргородским, писавшим, что смертная казнь по своему содержанию
является карой, она, безусловно, устрашает, но не имеет целью кару, задает
вопрос: а какую же цель имеет такое наказание? Исправлять и перевоспитывать
тут уже некого. О частном предупреждении тоже говорить не приходится.
Значит, делает вывод автор, преследуется цель кары и общего предупреждения.
что смертная казнь не преследует цели исправления и перевоспитания. В то
же время, думается, и не целью кары обусловлено существование наказания в
виде смертной казни.
Какая же цель преследуется при назначении этого наказания? Как уже
отмечалось, И. И. Карпец полагает, что достижение общей превенции. Так же
считает, например, и Б. П. Золотов, который, однако, отрицает при этом цель
кары. Иную позицию занимает И. С. Ной, видя цель смертной казни в
обеспечении специальной превенции. Думается, что при применении
исключительной меры наказания (как, впрочем, и других) ставятся две
цели; специального предупреждения (преступник лишается физической
возможности совершать новые преступления) и общего предупреждения
(оказывается воздействие на других лиц).
И последнее. Признавая кару в качестве цели
наказания, мы должны были бы констатировать: цели наказания шире целей
уголовной ответственности, нарушив тем самым соотношение данных
институтов. Заканчивая анализ рассматриваемой концепции, еще раз
подчеркнем: «Кара — это средство, но не цель наказания»186.
Большинство юристов, исходя из ст. 20 Основ, в числе
целей наказания называют исправление и перевоспитание. Причем некоторые
специалисты различают два значения указанных понятий: во-первых, как
результат определенного воздействия на лицо, совершившее преступление, во-
вторых, как специфический воспитательный процесс, протекающий в условиях
исполнения наказания и применения мер исправительно-трудового
воздействия187.
Надо сказать, что в понимании указанных терминов нет
единодушия. Некоторые ученые истолковывают исправление как цель
наказания, а перевоспитание — как процесс, направленный на достижение этой
цели.
И. Д. Перлов считал: «Исправить осужденного — значит сделать его
безопасным для общества, исключить возможность совершенных им новых
преступлений, полностью решить задачу частного предупреждения.
Перевоспитать осужденного — значит в корне изменить его сознание,
мировоззрение, полностью освободить от пороков, антиобщественных взглядов,
сделать его высокосознательным и активным членом общества... Исправление
входит в содержание понятия перевоспитания как составная часть его»189.
Против такого понимания исправления и перевоспитания возражал Н. А.
Стручков. По его мнению, авторы, видя в перевоспитании достижение уровня
коммунистической сознательности, переоценивают возможности наказания. Кроме
того, такая позиция нелогична: если исправление часть перевоспитания, то
вряд ли в законе нужно ссылаться как на часть, так и на целое. Достаточно
было бы назвать последнее. Но в законе указано и исправление, и
перевоспитание190.
Ю. М. Ткачевский рассматривает исправление и перевоспитание как цель
наказания и как воздействие на осужденных. Различие между анализируемыми
понятиями заключается в глубине и объеме тех изменений, которые достигнуты
в результате оказанного на преступника воздействия. «При перевоспитании
происходит коренная переделка сознания осужденного. Это возможно только при
преодолении глубоко укоренившихся антиобщественных взглядов, привычек и
навыков» . Исправление же автор считает менее сложным и менее длительным
процессом, связывая его с изменением лишь некоторых черт характера
человека, отдельных, еще не глубоко укоренившихся антисоциальных привычек и
побуждений.
По-иному истолковывает эти понятия И. С. Ной. С его точки
зрения, исправление и перевоспитание находятся в одной плоскости выражают
результат исполнения наказания194. Вопросы исправления
перевоспитания он предлагал рассматривать в аспекте морального
юридического исправления. Под моральным исправлением
подразумевается такое воздействие на осужденного, в результате
которого не совершает нового преступления не из страха перед законом,
потому, что это противоречит его новым взглядам и убеждениям, есть
предполагается превращение осужденного в примерного гражданина
социалистического общества. По мнению автора, цели мораль-|го
исправления не отличаются от воспитательных задач, решаемых
советским государством и общественностью в отношении этих
граждан. Юридическое исправление видится И. С. Ною в факте несовершения
осужденным нового преступления.
Однако подобное утверждение методологически неверно и
теоретически несостоятельноВ середине 60-х годов в ходе широкой
дискуссии о целях наказания была высказана точка зрения о едином
смысловом значении терминов «исправление» и «перевоспитание» , И
действительно, «исправить» означает сделать лучше, освободив от
каких-либо недостатков, [пороков, «перевоспитать» — воспитать по-
новому, заново. Иными словами, исправиться — значит перевоспитаться, и
наоборот, перевоспитаться — означает исправиться96.
Ряд ученых относят исправление и перевоспитание не к цели
наказания, а к средствам ее достижения.
С. В. Полубинской предложено ввести в ст. 20 Основ в качестве
самостоятельной цели воспрепятствование осужденному продолжать преступную
деятельность. специального предупреждения200. На наш взгляд,
воспрепятствование осужденному продолжать преступную деятельность полностью
охватывается указанной целью, является его частью.
Некоторые ученые выделяют конечную цель наказания — искоренение
преступности, ее предупреждение (сокращение и ликвидация
преступности) . Эта позиция неверна с методологической
точки зрения, ее сторонники переоценивают возможности наказания.
Преступность — сложное социальное явление правового характера,
обусловленное совокупностью ряда обстоятельств: причин,
условий, поводов Ликвидация преступности связана Б устранением в том
числе и социальных причин. Реальное состояние преступности
зависит от двух видов факторов: криминогенных, порождающих
преступность; антикриминогенных — препятствующих совершению преступления.
К числу последних относится и наказание.
Таким образом, социальное значение наказания определяется тем, что оно,
наряду с другими мерами, способствует искоренению преступности. Уголовное
наказание по отношению к преступности вторично. Оно
связано не с причинами, порождающими ее, а со следствием —
результатом действия этих причин. Поэтому наказание не
может ликвидировать преступность.
Ведь признание такой возможности означает и признание
влияния наказания на преступность Вторая сторона проблемы
заключается в следующем. Если наказание никак не влияет на
преступность, то зачем тогда оно применяется? И не должны ли
мы в таком случае пересмотреть все теоретические положения
учения о наказании? Б. С. Никифоровым выделена интегративная цель
наказания. Она, по его мнению, заключается в том, что «применение наказания
есть способ возвращения нарушенного социально-психологического порядка в
упорядоченное состояние, есть метод его восстановления»204. В своих
рассуждениях автор исходил из взгляда на наказание как на ответ государства
на преступление
С точки зрения Б. С. Никифорова, в результате применения наказания
состоявшееся нарушение «погашается» как в социальной действительности, так
и в общественном сознании.
Советское государство, осуществляя уголовную политику,
стремится, чтобы осужденный, отбыв наказание, более не
совершал преступлений. Это достигается путем воспитания
преступника, его устрашения, а также создания условий,