Должностное лицо как субъект преступления

Должностное лицо как субъект преступления

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 2

1. Историко-правовой анализ данного института ……………………………….3

2. Уголовно-правовая характеристика субъекта должностных

преступлений……………………………………………………………………...4

3. Уголовно-правовая характеристика объекта должностного

преступления……………………………………………………………………...6

4. Объективная и субъективная стороны должностного преступления ……...7

5. Злоупотребление должностными полномочиями…………………………….10

6. Превышение полномочий……………………………………………………….12

7. Взяточничество …………………………………………………………………..15

8. Халатность ………………………………………………………………………..22

Заключение ……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы …………………………………………25

Введение

1. Актуальность исследования определяется не разработанностью в

Российском уголовном праве такой важной проблемы, как должностные

преступления. В связи с этим решающее значение приобретает вопрос о

совершенствовании действующего Уголовного кодекса и деятельности

Российского государства по защите интересов населения.

2. Предмет и метод исследования.

Предметом исследования является специальный субъект преступления как

должностное лицо. Так как в период построения цивилизованной экономики и

становления демократического правового государства важная роль принадлежит

органам государственной власти и исполнения, а также органам местного

самоуправления. В связи с чем особенно опасны и нетерпимы преступные

проявления органов власти и управления.

Только нормально функционирующие государственные органы способны

обеспечить экономическое процветание общества, права и свободы его членов.

Поэтому столь важна охрана деятельности государственного аппарата и органов

местного самоуправления от посягательств, осуществляемых самими

сотрудниками этого аппарата.

1. Историко-правовой анализ данного института.

Из числа должностных преступлений взяточничество является самым

ранним: о запрещении принимать “тайные посулы” говорилось еще в Псковской

и Новгород-ской судебных грамотах; в Судебнике 1947 г. речь шла о запрете

не только принимать, но и давать взятку. Впервые наказание за взятку

упоминается в Судебни-ке 1550 г. Особенно пышно расцвело взяточничество в

период действия на Руси системы кормления, при которой должностные лица,

представители центра и местного самоуправления содержались за счет

населения. Соборному Уложению 1649г., каравшему взяточничество в основном в

сфере правосудия, уже было известно посредничество во взяточничестве, хотя

оно и не наказывалось.

Во времена Петра I появляется термин “лихоимство”, охватывающий

как полу-чение любого вида посулов, так и незаконные поборы. Позднее, в

Своде законов Рос-сийской империи упоминалось мздоимство и лихоимство, но

каких-либо различий не устанавливалось.

Ко времени подготовки Уложения о наказаниях уголовных и

исправительных 1845 г. уголовно-правовая доктрина еще не выработала понятия

“ должностное ли-цо”, а зарубежные государства знали три основных варианта

этого вопроса: в одних случаях в законе давалось общее определение

должностного лица или должности; в другом – устанавливается более или менее

подробный перечень должностных лиц; в третьем не содержалось ни того, ни

другого. Взяв за основу второй вариант, разработчики Уложения были

вынуждены в каждом составе должностных преступлений называть лицо

(виновный, чиновник, должностное лицо и т. д.), нарушавшее конкретную

обязанность. Такой подход обусловил появление значительного числа статей и

глав, охватываемых разделом ”О преступлениях и проступках по службе

государственной и общественной”.

Принятое в 1903 г. Уголовное Уложение содержало главу, в названии

которой говорилось лишь о преступных деяниях (без упоминания проступков) по

службе государственной и общественной. Другая его особенность – помещение

статей о должностных преступлениях в заключительную главу Особенной части.

Это скорее всего связано с тем, что если в середине XIX века объектом

должностных преступлений считался служебный долг, то в конце XIX – начале

XX века криминалисты, отрицая наличие в должностных посягательствах единого

объекта, видели их специфику в способе посягательства, в то время как

большинство других видов преступлений различались именно своей

направленностью.

Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг., выделив главу

“Должностные преступления”, сформулировали иное понимание должностного

лица. В первоначаль-ном варианте акцент делался на характере функций,

выполняемых учреждением, ор-ганизацией, предприятием, в которых лицо

занимало какую-либо должность. ”Под должностными лицами, - говорилось в

примечании к ст.105 УК РСФСР 1922 г. – разумеются лица, занимающие

постоянные или временные должности в каком-либо государственном (советском)

учреждений или предприятии, а также организаций или объединений, имеющем по

закону определенные права, обязанности или полномочия в осуществлении

хозяйственных, административных, просветительных и др. общегосударственных

задач. УК РСФСР 1926 г. распространил действие нормы на должностных лиц

профсоюзов.

Система должностных преступлений, отраженная в УК РСФСР 1960 г.

во многом основывалась на раннее действующем советском законодательстве. Но

в ней содержалось много изменений:

в определении понятия должностного лица акцентировала специфика не

места его работы, а функции (представитель власти);

невыполнение обязанностей (бездействие власти) и недобросовестное или

небрежное к ним отношение (халатность);

исключены статьи об ответственности за провокацию взятки и

посредничество;

исключена статья, предусматривающая ответственность за дискредитацию

власти;

состав присвоения, растраты и хищения путем злоупотребления служебным

положением вновь помещен в главу о преступлениях против собственности.

Глава УК РФ 1996 г., именуемая “ Преступления против

государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах

местного самоуправления”. Если не касаться многочисленных новелл,

посвященных квалифицирующим признакам, то обращает внимание прежде всего

то, что в ней отражены все составы должностных преступлений, известные УК

РСФМР 1960 г.

2. Уголовно-правовая характеристика субъекта

должностных преступлений.

Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных с

выполнением управленческих функций: преступления против государственной

власти, интересов государственной службы и службы в органах местного

самоуправления (ст.ст. 285-287, 290, ч.2 ст. 237 УК РФ) и преступления

против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201, 204

УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма

организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.[1]

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по

специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо

выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные

функции в государственных органах, органах местного самоуправления,

государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах

РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК

РФ).

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации

признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию

осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-

распорядительные, административно-хозяйственные функции в коммерческой

организации независимо от формы собственности, а также некоммерческой

организации, не являющейся государственным органом, органом местного

самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1

к ст. 201 УК РФ). Легальные дефиниции коммерческих и некоммерческих

организаций содержатся в гражданском законодательстве.

Преступления, предусмотренные в нормах гл. 30 УК, обладают рядом общих

признаков:

1) они могут быть совершены специальным субъектом – должностным

лицом (большинство преступлений) или государственным служащим

и служащим органов местного самоуправления. Исключение

составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект – общий;

2) эти преступления совершаются единственно благодаря служебному

положению и не связаны со служебной необходимостью;

3) данные деяния нарушают правильную, законную деятельность

государственного аппарата и аппарата местного самоуправления;

4) рассматриваемые преступления могут быть совершены лицами,

занимающими должности в государственных органах, органах

местного самоуправления, государственных и муниципальных

учреждениях, военных службах, др. войсках и воинских

формированиях РФ.

К федеральным государственным органам относится: аппарат

президента, Федеральное собрание, Правительство, все виды судов,

прокуратура, федеральные органы государственных охран, государственный

нотариат, Банк России, федеральное казначейство и др.

К государственным органам субъектов РФ следует относить Думы и

администрации, правительства субъектов РФ, их комитеты.

К военным службам, согласно ФЗ об обороне, относятся центральные

органы военного управления, объединения, соединения, военные части, которые

входят в виды и рода войск и тыла.

Все преступления по субъекту могут быть подразделены на 4 группы:

1) совершаемые только должностными лицами;

2) государственными служащими и служащими муниципальных органов (ст.

292);

3) совершаемые служащими государственных и муниципальных органов (ст.

288);

4) совершаемые общим субъектом.

Все преступления, в зависимости от уголовно-правового статуса

субъекта, условно можно разделить на три группы:

* общие должностные преступления, которые могут быть совершены в любой

сфере деятельности государственного аппарата и органов местного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты