Должностное лицо как субъект преступления

звена государственных органов или отдельной организации (перерыв или

приостановление производственных процессов, невыполнение организацией

обязательств по договорам и т.п.). В ряде случаев практика обоснованно

признаёт существенным вредом такое нарушение работы организации,

которое хотя и не выразилось в указанных серьёзных последствиях,

однако было многократным или систематическим. Нарушение законных

прав и интересов граждан рассматривается судебной практикой как

форма существенного вреда обычно в тех случаях, когда речь идёт об

ущемлении прежде всего основных конституционных прав граждан (право

на труд, отдых, образование, имущественных прав). Наконец, следует

отметить и такую форму проявления существенного вреда, как

совершение вследствие должностного злоупотребления или халатности

иных преступлений самим виновным или другими лицами. Признание вреда

существенным в таких случаях вполне обосновано.

По конструкции объективной стороны эти преступления можно

подразделить на две группы:

> с материальным составом – ст. 285, ч. 1 и 2 ст. 286, ст. 288, 293

УК;

> с формальным составом – ч. 3 ст. 286, ст.287, 289, 290, 291, 292 УК.

В материальных составах к последствиям, с которыми деяние

находится в причинной связи, законодатель относит существенное нарушение

прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом

интересов общества и государства.

Большинство преступлений может быть совершено только путем

действия и лишь деяния, предусмотр. ст.ст. 285, 287, 293 УК, могут

совершаться путем действия или бездействия.

Обязательным признаком материальных составов должностных

преступлений является также причинная связь между поведением

должностного лица по службе и наступившими последствиями. Важно в

этой причинной связи установление того, что деяние виновного

совершённое в силу служебного положения либо вопреки интересам

службы:

а)- предшествовало по времени наступлению одного из конкретных

последствий;

б)- явилось главной и в то же время непосредственной

причиной их наступления;

в)- с необходимостью причинило данные последствия.

Таким образом, для признания этих видов должностных

преступлений оконченными требуется установить, что указанные в

законе последствия фактически наступили и что они явились

следствием именно деяния данного лица по службе. Наступление

общественно опасных последствий, предусмотренных в ст. ст. 285, 286,

288, 293 УК, при отсутствии или недоказанности причинной связи между

ними и деянием лица, связанным с его должностным положением

исключает наличие состава такого вида преступлений.

Третьим обязательным признаком любого состава преступления

является субъективная сторона. Этот признак для большинства должностных

преступлений характеризуется, как указано в УК, только умышленной

виной. Исключение составляет состав халатности, для него характерна

неосторожная вина в виде преступного легкомыслия либо небрежности.

В субъективную сторону любого состава преступления также в ходят

факультативные признаки : мотив и цель. В группе рассматриваемых нами,

таких преступлений как, ст. 286- превышение должностных полномочий;

ст.287 - отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию; ст.

288- присвоение полномочий должностного лица; ст. 291- дача взятки------

эти признаки являются действительно факультативными и на

квалификацию не влияют. Но в этой группе присутствуют такие

преступления, для которых мотив и цель становятся необходимыми

признаками субъективной стороны. К ним относятся: ст. 285-

злоупотребление должностными полномочиями (корыстная или иная

заинтересованность); ст. 289- незаконное участие в предпринимательской

деятельности (имущественная выгода); ст. 290 - получение взятки

(корыстный мотив); ст. 292- служебный подлог (корыстная или иная

заинтересованность).

5. Злоупотребление должностными полномочиями.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) относится к

числу преступлений средней тяжести. В теории и практике утвердилось

понимание, что данное преступление может быть совершено как путем действия,

активного использования должностным лицом своих полномочий, так и путем

бездействия, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих

обязанностей (например, попустительствует преступлению). Хотя при

неисполнении должностным лицом обязанностей по службе трудно говорить об

использовании полномочий; скорее, это будет неиспользование полномочий.

Закон говорит об использовании должностными лицами своих полномочий, а

не служебного положения. Следовательно, не будет состава данного

преступления, когда должностное лицо, добиваясь нужного ему решения,

использует не свои полномочия, а служебные связи, авторитет занимаемой им

должности и т.п. Деяние, совершенное вопреки интересам службы, - это

деяние, не вызываемое служебной необходимостью. При этом интересы службы,

вопреки которым должностное лицо использует в данном случае свои служебные

полномочия, определяются не только потребностями функционирования

конкретного государственного органа или органа местного самоуправления,

государственного или муниципального учреждения, воинского формирования, но

и интересами деятельности публичного аппарата управления в целом.

Злоупотреблением должностными полномочиями следует считать такие

действия должностного лица, которые совершены с целью получить

имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чуждого

имущества в свою собственность или собственность других лиц. Иная личная

заинтересованность как мотив злоупотребления должностными полномочиями

может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера,

обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, месть,

зависть, семейственность, желание приукрасить действительность, скрыть свою

некомпетентность, уйти от ответственности за допущенные ошибки и

недостатки, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении

какого-либо вопроса и т.п.

При предъявлении обвинения должен быть конкретно указан

соответствующий мотив личного характера, которым руководствовалось

должностное лицо, совершая злоупотребление. Ссылка на то, что должностное

лицо в своем решении руководствовалось узковедомственными или ложно

понимаемыми государственными или общественными интересами, не может

считаться достаточной для обвинения в должностном злоупотреблении.

Управленческая деятельность нередко связана с оформлением и выдачей

различного рода письменных актов, порождающих определенные юридические

последствия. Такого рода письменные акты, называемые официальными

документами, являются предметом служебного подлога.

Официальные документы - письменные акты, выдаваемые (исходящие)

государственными органами, органами местного самоуправления,

государственными(!) и муниципальными учреждениями, органами управления и

должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских

формирований РФ для удостоверения фактов или событий, имеющих юридическое

значение. В связи с этим официальные документы порождают для использующих

их лиц определенные юридические последствия. Официальные документы должны

содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа (штамп

и печать организации, номер, дата изготовления) и быть подписаны

соответствующим должностным лицом. Сами по себе документы, исходящие от

частных лиц, различных коммерческих и некоммерческих организаций, не

относящихся к государственным или муниципальным органам и учреждениям

(расписки, обязательства, справки, договоры и т.п.), официальным

документом, на наш взгляд, не являются [16, с. 292]. Однако, если

вышеназванные документы оказываются в ведении государственных или

муниципальных структур, они приобретают характер официальных и способны

стать предметом подделки.

В отличие от большинства составов преступлений против государственной

власти, интересов государственной службы и службы в органах местного

самоуправления субъектом служебного подлога может быть не только

должностное лицо, но и любой государственный служащий и служащий органа

местного самоуправления, не выполняющий в государственных или муниципальных

органах организационно-распорядительные или административно-хозяйственные

функции. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации,

исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по

государственной должности государственной службы за денежное

вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или

средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Следовательно, государственная должность - это должность в федеральных

органах государственной власти, органах государственной власти субъектов

Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в

соответствии с Конституцией РФ.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации" определил муниципального служащего

как лицо, осуществляющее службу на должностях в органах местного

самоуправления.

6. Превышение полномочий.

В настоящее время, в России, в период построения цивилизованной

экономики и становления демократического правового государства важная роль

принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам

местного самоуправления. В связи с чем особенно опасны и нетерпимы

преступные проявления среди самих работников органов власти и управления.

Поэтому в новом Уголовном Кодексе преступные деяния, совершённые

должностными лицами отнесены к главе № 30 и названы вместо «Должностных

преступлений» --- «Преступления против государственной власти, интересов

государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты