звена государственных органов или отдельной организации (перерыв или
приостановление производственных процессов, невыполнение организацией
обязательств по договорам и т.п.). В ряде случаев практика обоснованно
признаёт существенным вредом такое нарушение работы организации,
которое хотя и не выразилось в указанных серьёзных последствиях,
однако было многократным или систематическим. Нарушение законных
прав и интересов граждан рассматривается судебной практикой как
форма существенного вреда обычно в тех случаях, когда речь идёт об
ущемлении прежде всего основных конституционных прав граждан (право
на труд, отдых, образование, имущественных прав). Наконец, следует
отметить и такую форму проявления существенного вреда, как
совершение вследствие должностного злоупотребления или халатности
иных преступлений самим виновным или другими лицами. Признание вреда
существенным в таких случаях вполне обосновано.
По конструкции объективной стороны эти преступления можно
подразделить на две группы:
> с материальным составом – ст. 285, ч. 1 и 2 ст. 286, ст. 288, 293
УК;
> с формальным составом – ч. 3 ст. 286, ст.287, 289, 290, 291, 292 УК.
В материальных составах к последствиям, с которыми деяние
находится в причинной связи, законодатель относит существенное нарушение
прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом
интересов общества и государства.
Большинство преступлений может быть совершено только путем
действия и лишь деяния, предусмотр. ст.ст. 285, 287, 293 УК, могут
совершаться путем действия или бездействия.
Обязательным признаком материальных составов должностных
преступлений является также причинная связь между поведением
должностного лица по службе и наступившими последствиями. Важно в
этой причинной связи установление того, что деяние виновного
совершённое в силу служебного положения либо вопреки интересам
службы:
а)- предшествовало по времени наступлению одного из конкретных
последствий;
б)- явилось главной и в то же время непосредственной
причиной их наступления;
в)- с необходимостью причинило данные последствия.
Таким образом, для признания этих видов должностных
преступлений оконченными требуется установить, что указанные в
законе последствия фактически наступили и что они явились
следствием именно деяния данного лица по службе. Наступление
общественно опасных последствий, предусмотренных в ст. ст. 285, 286,
288, 293 УК, при отсутствии или недоказанности причинной связи между
ними и деянием лица, связанным с его должностным положением
исключает наличие состава такого вида преступлений.
Третьим обязательным признаком любого состава преступления
является субъективная сторона. Этот признак для большинства должностных
преступлений характеризуется, как указано в УК, только умышленной
виной. Исключение составляет состав халатности, для него характерна
неосторожная вина в виде преступного легкомыслия либо небрежности.
В субъективную сторону любого состава преступления также в ходят
факультативные признаки : мотив и цель. В группе рассматриваемых нами,
таких преступлений как, ст. 286- превышение должностных полномочий;
ст.287 - отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию; ст.
288- присвоение полномочий должностного лица; ст. 291- дача взятки------
эти признаки являются действительно факультативными и на
квалификацию не влияют. Но в этой группе присутствуют такие
преступления, для которых мотив и цель становятся необходимыми
признаками субъективной стороны. К ним относятся: ст. 285-
злоупотребление должностными полномочиями (корыстная или иная
заинтересованность); ст. 289- незаконное участие в предпринимательской
деятельности (имущественная выгода); ст. 290 - получение взятки
(корыстный мотив); ст. 292- служебный подлог (корыстная или иная
заинтересованность).
5. Злоупотребление должностными полномочиями.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) относится к
числу преступлений средней тяжести. В теории и практике утвердилось
понимание, что данное преступление может быть совершено как путем действия,
активного использования должностным лицом своих полномочий, так и путем
бездействия, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих
обязанностей (например, попустительствует преступлению). Хотя при
неисполнении должностным лицом обязанностей по службе трудно говорить об
использовании полномочий; скорее, это будет неиспользование полномочий.
Закон говорит об использовании должностными лицами своих полномочий, а
не служебного положения. Следовательно, не будет состава данного
преступления, когда должностное лицо, добиваясь нужного ему решения,
использует не свои полномочия, а служебные связи, авторитет занимаемой им
должности и т.п. Деяние, совершенное вопреки интересам службы, - это
деяние, не вызываемое служебной необходимостью. При этом интересы службы,
вопреки которым должностное лицо использует в данном случае свои служебные
полномочия, определяются не только потребностями функционирования
конкретного государственного органа или органа местного самоуправления,
государственного или муниципального учреждения, воинского формирования, но
и интересами деятельности публичного аппарата управления в целом.
Злоупотреблением должностными полномочиями следует считать такие
действия должностного лица, которые совершены с целью получить
имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чуждого
имущества в свою собственность или собственность других лиц. Иная личная
заинтересованность как мотив злоупотребления должностными полномочиями
может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера,
обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, месть,
зависть, семейственность, желание приукрасить действительность, скрыть свою
некомпетентность, уйти от ответственности за допущенные ошибки и
недостатки, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении
какого-либо вопроса и т.п.
При предъявлении обвинения должен быть конкретно указан
соответствующий мотив личного характера, которым руководствовалось
должностное лицо, совершая злоупотребление. Ссылка на то, что должностное
лицо в своем решении руководствовалось узковедомственными или ложно
понимаемыми государственными или общественными интересами, не может
считаться достаточной для обвинения в должностном злоупотреблении.
Управленческая деятельность нередко связана с оформлением и выдачей
различного рода письменных актов, порождающих определенные юридические
последствия. Такого рода письменные акты, называемые официальными
документами, являются предметом служебного подлога.
Официальные документы - письменные акты, выдаваемые (исходящие)
государственными органами, органами местного самоуправления,
государственными(!) и муниципальными учреждениями, органами управления и
должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских
формирований РФ для удостоверения фактов или событий, имеющих юридическое
значение. В связи с этим официальные документы порождают для использующих
их лиц определенные юридические последствия. Официальные документы должны
содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа (штамп
и печать организации, номер, дата изготовления) и быть подписаны
соответствующим должностным лицом. Сами по себе документы, исходящие от
частных лиц, различных коммерческих и некоммерческих организаций, не
относящихся к государственным или муниципальным органам и учреждениям
(расписки, обязательства, справки, договоры и т.п.), официальным
документом, на наш взгляд, не являются [16, с. 292]. Однако, если
вышеназванные документы оказываются в ведении государственных или
муниципальных структур, они приобретают характер официальных и способны
стать предметом подделки.
В отличие от большинства составов преступлений против государственной
власти, интересов государственной службы и службы в органах местного
самоуправления субъектом служебного подлога может быть не только
должностное лицо, но и любой государственный служащий и служащий органа
местного самоуправления, не выполняющий в государственных или муниципальных
органах организационно-распорядительные или административно-хозяйственные
функции. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации,
исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по
государственной должности государственной службы за денежное
вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или
средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, государственная должность - это должность в федеральных
органах государственной власти, органах государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в
соответствии с Конституцией РФ.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" определил муниципального служащего
как лицо, осуществляющее службу на должностях в органах местного
самоуправления.
6. Превышение полномочий.
В настоящее время, в России, в период построения цивилизованной
экономики и становления демократического правового государства важная роль
принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам
местного самоуправления. В связи с чем особенно опасны и нетерпимы
преступные проявления среди самих работников органов власти и управления.
Поэтому в новом Уголовном Кодексе преступные деяния, совершённые
должностными лицами отнесены к главе № 30 и названы вместо «Должностных
преступлений» --- «Преступления против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления».