Должностное лицо как субъект преступления

(бездействию), а также за общее покровительство или попустительство по

службе (ч. 1 ст. 290 УК). Данное преступление наказывается штрафом в

размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до

одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права

занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

на срок до трех лет [17, с. 450]. Ответственность повышается (ч. 2 ст. 290)

при получении должностным лицом взятки за незаконные действия

(бездействие). Квалифицированным видом признается получение взятки лицом,

занимающим государственную должность Российской Федерации или

государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой

органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290). Особо квалифицированными

видами получения взятки (ч. 4 ст. 290) закон считает совершение этого

деяния:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) неоднократно;

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере.

В связи с этим деяния, предусмотренные в ч. 1 ст. 290, считаются

преступлениями средней тяжести, в ч. 2 и 3 ст. 290 - тяжкими, а в ч. 4 ст.

290 - особо тяжкими преступлениями. Так же, как и другие преступления

против государственной власти, интересов государственной службы и службы в

органах местного самоуправления, получение взятки является посягательством

на нормальную деятельность публичного аппарата управления. Однако с учетом

характера преступления можно отметить некоторые специфические особенности

его непосредственного объекта.

В новом законе отчетливо подчеркнут имущественный характер предмета

взятки. Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального

характера взяточничеством не признается. В соответствующих случаях эти

действия можно рассматривать как злоупотребление должностными полномочиями.

Имущественные ценности (услуги) могут быть переданы (предоставлены)

как самому должностному лицу - получателю взятки, так и членам семьи либо

другим лицам, близким взяточнику, а также могут быть непосредственно

перечислены в банк на счет взяткополучателя. В практике были случаи, когда

взяткодатель открывал в банке счет на предъявителя и в качестве взятки

вручал должностному лицу сберегательный (депозитный) сертификат.

Должностное положение лица определяет не только его юридические

возможности, связанные с кругом прав и обязанностей по занимаемой

должности, но и фактические возможности, вытекающие из авторитета

занимаемой должности в государственном органе, органе местного

самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных

Силах, иных войсках и воинских формированиях, а также из служебных связей

должностного лица. Пользуясь ими, должностное лицо может за вознаграждение

оказать влияние, так или иначе способствовать совершению (несовершению)

выгодного для взяткодателя действия другим должностным лицом, возможно,

ничего не знающим об этом вознаграждении. Такими лицами могут быть также

консультанты, референты, секретари, помощники ответственных должностных

лиц, начальники канцелярий, инспекторы и т.п. должностные лица, которые

сами не принимают окончательных решений по вопросам, интересующим

взяткодателей, но от совершаемых ими действий по службе, подготовленных

документов и иной информации в значительной степени зависит суть решения,

принимаемого другим должностным лицом.

Вместе с тем законодательством разрешено дарение государственным

служащим и служащим органов муниципальных образований "обычных подарков,

стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных

размеров оплаты труда". Принятие такого подарка не влечет никакой

ответственности и не заслуживает даже морального осуждения. "Обычный

подарок", не влекущий никакой ответственности как для должностного лица,

его принявшего, так и для вручившего подарок лица, отличается от взятки не

только относительно небольшим размером. Независимо от размера этого

"обычного подарка", он должен, по нашему мнению, расцениваться как взятка в

следующих случаях:

1. если имело место вымогательство этого вознаграждения;

2. если вознаграждение имело характер подкупа;

3. если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные

действия (бездействие).

Теперь рассмотрим, как трактует действующее законодательство особо

квалифицирующие признаки получения взятки.

1. Получение взятки по предварительному сговору или организованной

группой. Взятку надлежит считать полученной по предварительному

сговору группой лиц, если в совершении преступления участвовало два и

более должностных лица, заранее, т.е. до начала преступления,

договорившихся об этом. В сговор преступников входит, что они будут

получать незаконное вознаграждение (услуги) за те или иные действия

(бездействие) в интересах взяткодателя или представляемых им

юридических или физических лиц с использованием служебного положения

либо за общее покровительство или попустительство по службе.

Преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы

одним из этих лиц.

2. Неоднократность получения взятки предполагает совершение деяний,

предусмотренных ст. 290 УK, два или более раза независимо от того,

было должностное лицо осуждено за предыдущее преступление или нет.

3. Получение взятки, совершенное путем ее вымогательства, Пленум

Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 г. истолковал

как "требование должностным лицом взятки под угрозой действий, которые

могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленное

поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать

взятку с целью предотвращения вредных последствий для его

правоохраняемых интересов [18].

4. Крупный размер получения взятки исчисляется в денежном выражении.

Стоимость предмета взятки определяется на основании цен на товары,

расценок или тарифов на услуги, валютного курса (если взятка давалась

в иностранной валюте), существовавших на момент совершения

преступления, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов.

Согласно примечанию к ст. 290 УК, крупным размером взятки признаются

сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод

имущественного характера, превышающие 300 минимальных размеров оплаты

труда.

Данные виды преступлений наказываются лишением свободы на срок от семи

до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Дача взятки (ст. 291 УК) состоит в незаконном вручении, передаче

материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера

должностному лицу лично или через посредника за совершение действий

(бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу

взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным

лицом в силу занимаемого положения совершению действий (бездействия) другим

должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по

службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК -

наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты

труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период

от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного

года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо

лишением свободы на срок до трех лет), а равно за незаконные действия

(бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК - наказывается

штрафом в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в

размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи

месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до восьми лет). Дача

взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может

состояться, если не было дачи взятки. Соответственно, не может состояться

оконченное преступление дачи взятки, если материальные ценности или выгоды

имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты

должностным лицом. Поэтому предложение должностному лицу материальных

ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в

одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже

передача их родственникам должностного лица или посреднику во

взяточничестве со стороны должностного лица, если за этим не последует

принятие последним взятки, нужно квалифицировать не как оконченное

преступление, а как покушение на дачу взятки.

Таким образом, дача взятки является своеобразным необходимым

соучастием в получении взятки, в отличие от других случаев соучастия в этом

преступлении против интересов публичной службы, выделенных в

самостоятельный состав преступления.

Путем дачи взятки субъект может склонить должностное лицо к совершению

заведомо противозаконного действия (бездействия) по службе, которое само по

себе является преступлением. В этих случаях он должен нести ответственность

не только за дачу взятки, но и за соучастие (подстрекательство) в

преступлении должностного лица.

В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица,

выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и

должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в

коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе

работнику добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки,

несет ответственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о

выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен

нести ответственность как соучастник дачи взятки.

Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью

взятки, могут быть разными. Это и корыстные побуждения, и побуждения

личного порядка, желание обойти закон, освободиться от ответственности,

желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение,

удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т.д. Однако всегда взятка дается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты