за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого
взяткодателя или представляемых им лиц. Это могут быть интересы членов
семьи взяткодателя, других родственников или близких лиц, а также интересы
коммерческих и некоммерческих организаций, государственных или
муниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным
лицом которых является взяткодатель.
Существует два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от
уголовной ответственности:
1. если в отношении его со стороны должностного лица имело место
вымогательство взятки;
2. если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу,
имеющему право возбудить уголовное дело.
При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного
следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной
ответственности.
Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам
вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает
отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут
признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им
ценностей, переданных в виде взятки, которые подлежат обращению в доход
государства.
Дореволюционное русское право знало разделение взяточничества на
мздоимство и лихоимство. Мздоимство заключалось в принятии лицом,
состоящим на государственной или общественной службе, подарков в
связи с исполнением действий, касающихся его обязанностей по службе,
если совершение этого действия не составляло нарушения его
служебных обязанностей; наказание за мздоимство было незначительно,
всего лишь денежное взыскание. Принятие подарка за совершение
действия, противного служебным обязанностям, называли лихоимством – за
него было предусмотрено достаточно серьёзное наказание.
В наше время законодатель ни в квалификации деяния, ни в
определении наказания не учитывает такого разделения по тому,
получен ли подарок за действия правомерные или неправомерные. Равным
образом дача взятки наказуема независимо от того, добивался ли
субъект удовлетворения своих законных прав и интересов или он
склонял должностное лицо к деянию противозаконному – в этом случае
присутствует квалифицирующий признак ч.2 ст. 291 УК (дача взятки). В
уголовно - правовой литературе в понятие «взяточничество» вкладывается
узкий и широкий смысл. В узком смысле к нему относят получение
взятки (ст.290 УК). В широком смысле это понятие охватывает два
состава преступления: получение взятки ( ст.290 УК) и дача взятки
(ст.291 УК). Теперь рассмотрим самое тяжкое из анализируемой группы
преступлений – получение взятки (ст. 290 УК). Опасность этого
преступления состоит в том, что должностное лицо, используя свои
служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной
власти, органов власти и управления, создаёт у многих людей о
том, что все их желания, и прежде всего те, для удовлетворения
которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает
занимаемую должность в предмет купли-продажи.
В ч.1 ст.290 УК дано определение этого преступления как получение
должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег,
ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за
действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если они (действия)
входят в служебные полномочия должностного лица либо это лицо в
силу должностного положения может способствовать таким действиям
(бездействию), а равно покровительство или попустительство по службе.
Необходимым признаком этого преступления является предмет
преступления – взятка (любая незаконная выгода имущественного
характера). Более полно содержание и форма взятки раскрывалось[2]:
суть взятки составляют деньги или ценные бумаги, валюта,
дорогостоящие вещи, имущество (мебель, импортная аудиовидеотехника),
автомашины, антикварные и коллекционные предметы (марки, монеты).
Другая форма взятки состоит из выгод имущественного характера,
оказываемых виновному безвозмездно; услуг, подлежащих оплате
(производство ремонта). Кроме этого, безвозмездность получения взятки
может быть полной и частичной (получение ценной вещи за бесценок
либо по значительно меньшей стоимости, чем действительная).
В настоящее время появились новые виды взятки: перевод денежных
средств с банковских счетов в наличные, аренда или приобретение
квартир, дачных участков, приватизация предприятий. За совершение
действий должностными лицами в пользу взяткодателя, им открывают
счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или на имя их
близких недвижимость как в России, так и за рубежом, организуются
«командировки» в другие страны с выдачей крупных сумм в валюте.
При анализе практики выявились две основные формы получения
взяток: открытая и завуалированная. Открытая форма – взяткодатель
лично или через посредника непосредственно передаёт взяткополучателю
предмет взятки. Завуалированная – взятка облекается во внешне
законные формы (совместительство, выплаты по договору или соглашению,
премии без оснований на то).
Объектом получения взятки являются общественные отношения,
обеспечивающие нормальную и законную деятельность органов
государственной власти, государственной службы или органов местного
самоуправления.
Объективная сторона этого преступления заключается в получении
должностным лицом лично или через посредника взятки за действия
(бездействие) в пользу взяткодателя, если такие входят в служебные
полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения
может способствовать такому деянию, а равно за покровительство или
попустительство по службе. Если взятка была получена через
посредника, то должно быть доказано, что имущественную выгоду,
предоставляемую через посредника, должностное лицо воспринимает
именно исходящую от взяткодателя, действующего через посредника.
Использование лицом служебного положения может выражаться в любой
из трёх форм:
1)- действия (бездействие), входящие в круг его служебных
полномочий – чаще встречается на практике: суть этой формы в
получении виновным взятки за действия (бездействие), входящие в круг
его прав и полномочий ( решение кадровых вопросов, распоряжение
кредитами и денежными средствами, непроведение инвентаризации и т.п.);
2)- способствование таким действиям (со стороны иных должностных
лиц) – для этой формы характерно использование должностных полномочий
в широком смысле слова, т.е. возможностей воздействовать на других
лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение
(использование связей, авторитета, взаимные услуги);
3)- общее покровительство или попустительство по службе – эта
форма составляет признак данного преступления, если покровительство
(или протекционизм) принимает конкретные формы (незаслуженные премии
и другие виды поощрений, продвижение по службе). Попустительство
также должно носить конкретный характер: неприятие мер по фактам
недостач материальных ценностей, нереагирование на правонарушения,
прогулы, явку на работу в состоянии алкогольного опьянения и т.п.
Субъективная сторона получения взятки, как следует из смысла
закона, характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Как и для
любого вида должностного преступления, для состава получения взятки
исключается неосторожность и косвенный умысел. Что же касается
корыстной цели, то хотя в законе и нет на неё непосредственного
указания, наличие её следует из смысла данной нормы, поскольку
речь идёт о получении виновным незаконной материальной выгоды.
Совершая данное преступление, виновный сознаёт, что получает
незаконную имущественную выгоду (взятку) за совершение действий
(бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, либо
воздействует на других лиц, либо оказывает взяткодателю
покровительство или попустительство с использованием своих
должностных полномочий, и желает получить взятку. В содержание
умысла должно входить также сознание виновным того факта, что и
взяткодателю известно о незаконности получаемого должностным лицом
от него вознаграждения и о том, что оно даётся за действия (или
воздержание от них), связанные с использованием служебного
положения виновного. Если же должностное лицо, получая взятку,
сознаёт, что эти обстоятельства неизвестны взяткодателю, такие
действия не могут квалифицироваться как взяточничество, а составляют
должностное злоупотребление.
Теперь рассмотрим ст. 291 УК - дача взятки. Взятка даётся должностному
лицу лично или через посредника за совершение действий
(бездействия) в интересах дающего. Объективная сторона состоит в
предоставлении взяткодателем лично или через посредника имущественной
выгоды (взятки) должностному лицу за совершение последним действий в
пользу взяткодателя с использованием своих служебных полномочий.
Содержание признаков, которые образуют объективную сторону данного
преступления, в том числе понятие взятки, аналогичны тем, что мы
рассматривали выше, при получении взятки. Взятка, согласно ст.192 УК,
вручается взяткодателем лично или через посредника. При этом оценка
действий посредника может быть двоякой: в случае, когда посреднику
неизвестно, что он передаёт именно взятку, ответственность его
вообще исключается. Если же посреднику известно, что он вручает по
просьбе взяткодателя должностному лицу взятку, налицо с его стороны
участие в даче взятки (ст. 33 и ст.291 УК). В старом уголовном
кодексе ответственность за посредничество была предусмотрена отдельной
статьёй – (ст. 174 ч.1 УК). В новом УК посредничество внесено как
признак при даче взятки (ст.291 УК). Понятие «посредничество»
раскрывается Пленумом Верховного Суда СССР – это способствование
достижению либо осуществлению соглашения о даче - получении взятки,
совершаемое по просьбе взяткодателя либо взяткополучателя. Таким
образом, независимо от конкретной формы посредничество выступает как
связующее звено между взяткодателем и взяткополучателем.
8. Халатность.
Данное преступление является одним из наименее опасных среди
преступлений против государственной власти, поскольку оно может быть
совершено только по неосторожности.
По объективной стороне оно заключается в неисполнении или
ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие
недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло
существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации
либо охраняемых законом интересов общества или государства. Следовательно,
данный состав является материальным. Он будет закончен с момента
наступления последствий, указанных в диспозиции статьи.
Халатность возможна как путём действия (ненадлежащее исполнение
должностных обязанностей), так и бездействия (неисполнение этих
обязанностей).
Для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо
установить, что оно обязано было в силу занимаемой должности совершить
определённые действия, неисполнение которых повлекло вредные последствия.
Эти обязанности закрепляются в должностных инструкциях, положения, приказах
и т.п. Помимо установления обязанности действовать определённым образом,
необходимо также выяснить, имело ли должностное лицо реальную объективную и
субъективную возможность добросовестно и качественно выполнить возложенные
на него обязанности. Если в процессе рассмотрения дела будет установлено,
что такая возможность отсутствовала, то лицо не подлежит уголовной
ответственности.
Субъективная сторона, как уже отмечалось, характеризуется виной в
форме неосторожности (легкомыслие и небрежность). Виновный предвидит, что в
силу невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих должностных
обязанностей могут наступить вредные последствия, не желает их наступления
и рассчитывает за счёт собственных усилий, усилий других работников или
иных объективных факторов их предотвратить, либо не предвидит, хотя мог и
должен был предвидеть такое развитие событий.
Субъектом преступления является должностное лицо государственных
органов и органов местного самоуправления.
В рассматриваемый состав впервые введены квалифицирующие
признаки:
1. деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека;
2. деяние, повлекшее по неосторожности иные тяжкие последствия.
Учитывая, что злоупотребление должностными полномочиями
является умышленным преступлением, а халатность - неосторожным, объём
вредных последствий в результате деяния квалифицируемого по ст.293 УК,
должен быть большим, чем по ч.3 ст.285 УК.
Заключение.
Наше государство всеми средствами борется с нарушениями, которые
наносят ущерб правильной деятельности государственных и общественных
учреждений, предприятий, независимо от их форм собственности.
Вывод по субъектам должностных преступлений можно сделать такой.
Общественно опасное действие или бездействие в должностном преступлении
должно находиться
либо в непосредственной деятельности со служебной компенсацией
должностного лица, либо выполняемых или определенных функций в сфере
служебной деятельности, либо совершатся хотя и вне служебной деятельности,
но с использованием и исключительно благодаря служебному положению.
Субъективная сторона данных составов заключается, как указано в
законе, выражается только в умышленном совершении преступления.
Особенностью субъективной стороны видов должностных преступлений,
состав которых сконструирован в законе, как материальный, является, по
мнению большинства - двойной или смешанной формы вины.
В правильной юридической оценке совершенного преступления
(квалификации) заинтересованы, как правило, все участники уголовного
процесса. Преступник (если он раскаялся в совершении преступления и
ожидает справедливого наказания); жертва преступления (потерпевший),
требующий воздаяния причиненного вреда по закону, адвокат защищающий
интересы обвиняемого или потерпевшего; судья, постановляющий обоснованный
приговор; прокурор, призванный обеспечить соблюдение законности.
Наше государство всеми средствами борется с нарушениями, которые
наносят ущерб правильной деятельности государственных органов и
общественных организаций, предприятий и учреждений не зависимо от их форм
собственности. Наиболее опасные посягательства из такого рода считаются
должностные преступления.
Прежде всего на тенденцию роста преступления влияют многие причины и
условия. Наиболее важнейшими из них являются несовершенная правовая база,
неблагоприятная политическая и экономическая обстановка и ситуация в России
приводят к тому, что различного уровня должностные лица государственного
аппарата, которые признаны стоять на страже и соблюдения закона - сами
нарушают законодательство и совершают различные преступления связанные с
занимаемой ими должности или служебным положением. Даже самые
незначительные противозаконные деяния должностных лиц порождают
нежелательные последствия, например, хотя это и стало самым
распространенным последствием, неверие народа в государственную власть,
органов милиции и других государственных организаций.
Наше законодательство должно пройти еще долгий путь до своего
совершенства.
Список использованной литературы.
1. Уголовное право. Общая часть: Учебник/ Под ред. В. Н. Петрашева.
М.: «Издательство ПРИОР», 1999. – 544с.
2. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть Учебник/ Под
ред. Проф. Б. В. Здравомыслова. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.:
Юрист, 1999. – 552с.
3. Учебник уголовного права. Общая часть. – М.: Издательство
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации - М., 1997,
"Бизнес-школа Интел-Синтез".
5. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., ЮРИСТЪ, 1999.
6. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях.
Издание второе, переработанное и дополненное/ Под ред. И.И.
Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С.Студенкиной. – 1998
7. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. – М., 1975.
8. "Российская газета". 2000 г., 4 мая.
9. СЗ РФ. – 1995. - № 31
10. СЗ РФ. – 1999. - № 14
11. СЗ РФ. – 1998. - № 27
12. Преступления против Государственной власти. – М.: Юнита 6 / Под
ред. Ю.В. Будаевой. 2002г.
-----------------------
[1] Макаров С. Субъекты должностных и служебных преступлений // Российская
юстиция,1999, № 5, стр. 46
[2] Постановление Пленума Верховного суда СССР «О судебной практике по
делам о взяточничестве» от 30 марта 1990 г.