Должностные преступления

его имело место вымогательство взятки или если после дачи оно

добросовестно заявило об этом до возбуждения уголовного дела в отношении

его.

Под дачей взятки необходимо понимать передачу лично или через

посредника должностному лицу материальных ценностей или предоставление ему

имущественных выгод или услуг имущественного характера за выполнение или

невыполнение им в интересах взяткодателя какого-либо действия, которое это

должностное лицо должно было выполнить или могло совершить с

использованием своего служебного положения.

Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия

должностным лицом хотя бы части взятки. В тех случаях , когда предложенная

взятка не принята или отклонена, действия взяткодателя следует

квалифицировать как покушение на дачу взятки, т.е. по ст.17 ст170 (см.абз.1

п.11 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 7.10.1994 г.№12 /

Бюллетень... -153)

Руководители предприятий, учреждений и организаций, их

подразделений, которые дали подчиненным по службе лицам указание добиваться

определенных благ, льгот или преимуществ для учреждения или предприятия

путем подкупа других должностных лиц, предоставили для этого средства или

иные ценности либо распорядились их выдать, придали законный вид выплатам в

случаях дачи взятки в завуалированных формах и т.п., несут ответственность

как взяткодатели по ст.170. «Если же должностное лицо лишь рекомендовало

подчиненному добиваться благ, льгот или преимуществ, ответственность за

дачу взятки несет тот работник, который выполнял такую рекомендацию,

передал незаконное вознаграждение. Действия должностного лица в этих

случаях могут квалифицироваться как подстрекательство к даче

взятки»(абз3п.13 постановления).

Дача взятки может быть связана со склонением должностного лица к

совершению таких действий по службе, которые образуют иное должностное

преступление. В этих случаях взяткодатель отвечает по совокупности

преступлений - за дачу взятки и подстрекательство к этому преступлению,

которое совершено за взятку.

С субъективной стороны дача взятки предполагает вину только в

форме прямого умысла. Взяткодатель может действовать по мотивам корысти.,

личной заинтересованности, а так же по соображениям получения каких-либо

преимуществ для государственных, частных или общественных организаций.

Субъектом дачи взятки может быть как частное, так и должностное

лицо.

Понятие повторности при даче взятки необходимо понимать так же ,

как повторность при получении взятки и посредничестве во взяточничестве

(ч.3 ст.170). При этом повторность дачи взятки предполагает совершение

данного преступления не менее двух раз, или совершение его лицом, ранее

совершившим получение взятки или посредничество во взяточничестве, если при

этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, или

лицом, ранее судимым по статьям 168,169 или 170. Дача взятки в разное время

одному и тому же лицу каждый раз за самостоятельные действия по службе в

пользу взяткодателя должны рассматриваться как преступление, совершенное

повторно.

Ответственность лица, которое ранее совершило получение взятки или

посредничество во взяточничестве, должна наступать по правилам о

совокупности преступлений - по ч.2 ст170 и соответствующей части ст168 или

(и) ст169 ( естественно, если не истекли сроки давности привлечения к

уголовной ответственности).

Взяткодатель освобождается от уголовной ответственности при

наличии условий, указанных в ч.3ст170. Освобождение наступает, если в

отношении этого лица имело место вымогательство взятки или когда это лицо

после дачи взятки добросовестно заявило о случившемся до момента

возбуждения уголовного дела.

О понятии вымогательства взятки смп15 комментария к ст168.

Добровольное заявление о даче взятки предполагает обращение с

таким заявлением (устным или письменным) в милицию, прокуратуру, суд или

иной государственный орган, сделанное взяткодателем не зависимо от мотивов,

но не в связи с тем, что против него возбуждено уголовное дело о даче

взятки. Мотивы побудившие взяткодателя добровольно о даче им взятки, могут

быть самые разные. Так, взяткодатель освобождается от уголовной

ответственности, если он добровольно завил о даче им взятки потому, что

взяткодатель, получив взятку, не совершил обусловленного деяния.

Существенным здесь является лишь то, чтобы заявление взяткодателя о даче

взятки было добровольным и сделано до возбуждения уголовного дела.

Деньги иные материальные ценности, являются предметом взятки и признанные

вещественными доказательствами подлежат обращению в доход государству на

основании п.7 ст.81 УПК. В случае, когда они небыли выявлены,

неосновательно проверенные подлежит взыскать в доход государству на

основании ст. 470 ГК (п.26 постановления Пленума Верховного Суда Украины от

7.10.1994г. №12).

Ст.171 Провокация взятки.

Провокация взятки, то есть сознательное создание должностным лицом

обстановки и условий, обуславливающих предложение взятки или получение

взятки, чтобы затем раскрыть того, кто дал или взял взятку, - карается

лишением свободы на срок до двух лет.

Под провокацией преступления понимается подстрекательство к преступлению с

целью изобличения потом лица, совершившего это преступление.

Статья 171УК предусматривает провокацию взятки двух видов: дача взятки и ее

получение. Провокация взятки обоих видов может быть совершена только с

прямым умыслом, поскольку виновный преследует цель дальнейшего изобличения

давшего или получившего взятку.

Субъектом данного преступления может быть только должностное лицо.

Провокация взятки является оконченным преступлением с момента совершения

самих действий независимо от того, была ли передана или получена взятка.

Если с указанной в ст.171 целью должностное лицо организовало дачу или

получение взятки, подстрекнуло к этому того , кто дал или получил взятку,

или содействовал им в этом, его действия следует расценивать и как

соучастие во взяточничестве и дополнительно квалифицировать по

соответствующим частям статей 11 и110 или 14 и 168УК.

То, что дача или получение взятки состоялась в связи с провокацией, не

исключает ответственности того, кто дал или получил взятку( абз.2 и 3 п. 25

постановления Пленума Верховного Суда Украины от 7.10.94г. 11 Бюллетень

с.157)

В случаях , когда спровоцированный взяткодатель дал взятку в целях защиты

своих законных прав и интересов, он освобождается от уголовной

ответственности , если в отношении его имело место , хотя и

спровоцированное, вымогательство взятки.

СТ.172. Должностной подлог.

Должностной подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные

документы заведомо ложных сведений, другая подделка документов, а также

составление и выдача заведомо ложных документов, - карается лишением

свободы на срок до трех лет или штрафом от пяти до пятнадцати необлагаемых

налогом минимальных доходов граждан , с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной должностью на срок до

пяти лет.

Под документом следует понимать письменный акт , предназначенный

удостоверять событие или факты , которые имеют юридическое значение.

Официальными считаются документы , исходящие от должностных лиц , которые

их составили или выдали от имени государственных органов , а также

учреждений , предприятий и организаций независимо от форм собственности. К

таким документам относятся также документы , исходящие от частных лиц и

находящиеся в ведении государственных или частных организаций ( например ,

доверенность или получение зарплаты).

Должностной подлог состоит в умышленном искажении истины в официальном

документе , совершенном должностным лицом , действовавшим при этом с

использованием своего служебного положения.

Внесение должностным лицом в официальный документ ложных сведений

предполагает внесение в документ , оформленный с внешней стороны правильно

( подлинный бланк , печать , подпись ), данных , которые по своему

содержанию хотя бы частично не отвечают действительности.

Подделка документов означает полное или частичное изменение содержания

уже оформленного подлинного документа , а также составление документа с

внесением в него данных , которые полностью или частично не

действительности и удостоверение такого подписью или оттиском поддельной

печати .Подделку документов , как правило обнаруживают с помощью

криминалистической экспертизы .

Выдача заведомо ложного документа может быть осуществлена должностным

лицом,

его составившим .Указанная выдача будет и в случае , если должностное лицо

выдало документ , подделанный другим должностным лицом.

Преступление считается оконченным с момента внесения должностным лицом в

официальный документ ложных сведений , а при выдаче документа - с момента

его передачи заинтересованному лицу юридическому или физическому.

С субъективной стороны должностной подлог может быть совершен с прямым

умыслом . Мотивы совершения этого преступления могут быть различные и на

квалификацию преступления не влияют. Чаще всего это корыстные мотивы или

иная личная заинтересованность должностного лица .Это могут быть и мотивы

связанные с интересами предприятия , учреждения или организации и ложно

выраженные в документах.

Если должностной подлог осуществляется с целью совершения другого

преступления

либо был связан с попыткой совершения или с совершением другого

преступления , ответственность виновного в совершении таких действий

должны наступать по правилам о совокупности преступлений - по ст.172 и

статье, предусматривающей ответственность за совершение преступления ,

либо за приготовление( ч.1 ст.17) или покушение (ч.2 ст. 17 ) на его

совершение.

Субъектом должностного подлога может быть только должностное лицо.

Если в результате действий , связанных с должностным подлогом ,

наступили тяжкие последствия , виновное в этом должностное лицо подлежит

ответственности по ч. 2 ст. 172.

Тяжкими последствиями , если они выражены в причинении материального

ущерба , признается такой ущерб , который в двадцать пять раз превысил

необлагаемый налогом минимум доходов граждан .Тяжелыми последствиями при

совершении рассматриваемого преступления должны признаваться нарушения

избирательных , жилищных , семейных и других важнейших прав граждан .Это

может быть хищение государственного или коллективного имущества в крупных

размерах путем злоупотребления служебным положением , связанное с подлогом

документов и т.п.

В тех случаях , когда подлог документов является признаком другого

преступления ( например , привлечение к уголовной ответственности по

ст.174 УК) , либо образует специальный состав преступления ( например ст.

128 УК) , ответственность наступает лишь за такие преступления.

Заключение

Наше государство всеми средствами борется с нарушениями, которые

наносят ущерб правильной деятельности государственных и общественных

учреждений, предприятий, независимо от их форм собственности.

Вывод по субъектам должностных преступлений можно сделать такой.

Общественно опасное действие или бездействие в должностном преступлении

должно находиться

либо в непосредственной деятельности со служебной компенсацией

должностного лица, либо выполняемых или определенных функций в сфере

служебной деятельности, либо совершатся хотя и вне служебной деятельности,

но с использованием и исключительно благодаря служебному положению.

Субъективная сторона данных составов заключается, как указано в законе,

выражается только в умышленном совершении преступления.

Особенностью субъективной стороны видов должностных преступлений, состав

которых сконструирован в законе, как материальный, является по мнению

большинства -

является двойной или смешанной формы вины.

В правильной юридической оценке совершенного преступления (квалификации)

заинтересованы, как правило, все участники уголовного процесса. Преступник

(если он раскаялся в совершении преступления и ожидает справедливого

наказания); жертва преступления (потерпевший), требующий воздаяния

причиненного вреда по закону, адвокат защищающий интересы обвиняемого или

потерпевшего; судья; постановляющий обоснованный приговор; прокурор,

призванный обеспечить соблюдение законности.

Наше государство всеми средствами борется с нарушениями, которые наносят

ущерб правильной деятельности государственных органов и общественных

организаций, предприятий и учреждений не зависимо от их форм собственности.

Наиболее опасные посягательства из такого рода считаются должностные

преступления.

Прежде всего на тенденцию роста преступления влияют многие причины и

условия. Наиболее важнейшими из них являются несовершенная правовая база,

неблагоприятная политическая и экономическая обстановка и ситуация в

Украине приводят к тому, что различного уровня должностные лица

государственного аппарата, которые признаны стоять на страже и соблюдения

закона - сами нарушают законодательство и совершают различные преступления

связанные с занимаемой ими должности или служебным положением. Даже самые

незначительные противозаконные деяния должностных лиц порождают

нежелательные последствия, например, хотя это и стало самым

распространенным последствием, неверие народа в государственную власть,

органов милиции и других государственных организаций.

Наше законодательство должно пройти еще долгий путь до своего совершенства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты