осведомленности, что взятка дается за счет государственных или коллективных
средств, они несут уголовную ответственность только по ст.168 УК.
Преступные действия взяткодателей должны быть, естественно, квалифицированы
по совокупности статей 84 , 170 , УК.
Изучение уголовных дел о замаскированных хищениях
показывает, они зачастую сопровождаются спекулятивной деятельностью как
самих расхитителей, так и других лиц, занимающихся скупкой и перепродажей
похищенного.
В юридической литературе высказаны различные суждения по
вопросу квалификации таких преступлений. Представляется, что этот вопрос
должен решаться прежде всего в зависимости от отношения виновного к самому
имуществу, которое расхищается, а затем перепродается.
Если такое имущество было вверено ему или находилось в его ведении, то
извлечение материальной выгоды фактически происходит как бы за счет самого
хищения имущества и реализации (продажи) его по завышенной цене. Но в
данном случае отсутствует такой необходимый признак объективной стороны
спекуляции, как скупка товаров. Поэтому, такие действия квалифицировать
только по ст.84 УК.
Указанные преступления следует отграничивать от
злоупотребления служебным положением должностных лиц , а также иных
работников торговли либо другого предприятия ,осуществляющих реализацию
товаров или иных предметов населению и занимающихся при этом спекуляцией (
например , за счет изъятия товаров , находящихся в их непосредственном
ведении , с оплатой через кассу их стоимости и последующей перепродажей по
завышенной цене ). Такого рода действия квалифицируются в зависимости от
того , осуществляется ли оплата действительной стоимости в кассу торгового
предприятия до спекулятивной операции или после нее ; осуществляет ли
продажу само должностное лицо или другой работник торговли (предприятия ),
т.е. указанные действия квалифицируются с учетом их содержания ,
направленности умысла признаков специального субъекта .
Таковы основные вопросы квалификации составов
должностных преступлений и их отграничения друг от друга и от смежных
преступлений .
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ст.164 .Определение понятий употребляемых в статьях главы.
«Должностные преступления»
Под должностными лицами подразумеваются лица, постоянно
или временно осуществляющие функции представителей власти, а также
занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или
организациях независимо от форм собственности должности, связанные с
исполнением организационно - распорядительных или административно-
хозяйственных обязанностей или исполняющие также обязанности по специальным
полномочиям.
Под должностными лицами, занимающими ответственное
положение, подразумеваются лица, указанные в части 1 настоящей статьи,
должности которых в соответствии со статьей 25 Закона Украины «О
государственной службе» отнесены к третьей, четвертой, пятой, шестой
категориям, а также судьи, прокуроры и следователи. Под должностными
лицами, занимающими особо ответственное положение подразумеваются лица,
указанные в части 1 ст.9 Закона Украины « О государственной службе», и
лица, должности которых, согласно статьи 25 настоящего Закона отнесены к
первой, второй категории.
Существенным ущербом, если он заключается в причинении
материальных убытков, считается ущерб, превышающей в пять и более раз
необлагаемый налогом минимум доходов граждан, с тяжелыми последствиями при
том же условии считается ущерб, превышающий в двадцать пять и более раз
необлагаемый налогом минимум доходов граждан.
Крупным размером взятки считается такой, который в 2,5
и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан, особо
крупный - такой,
который в 7,5 и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов
граждан
Повторным в статьях 168-170 признается преступление,
совершенное лицом, ранее совершившим какое-либо из преступлений,
предусмотренных настоящими
статьями .
Вымогательством взятки признается требование
должностным лицом взятки под угрозой совершения или не совершения , с
использованием власти или служебного положения , действий , которые могут
причинить вред правам или законным интересам дающего взятку , или
умышленное создание должностным лицом условий , при которых лицо вынуждено
дать взятку с целью предупреждения вредных последствий в отношении своих
прав и законных интересов .
1.К указанным преступлениям отнесены только такие виды общественно
опасных деяний, которые нарушают функции государственных либо
самоуправляющих органов, предприятий или организаций, независимо от форм
собственности в любых отраслях их деятельности.
2. С объективной стороны для наличия должностного преступления
необходимо, чтобы :
а) имело место нарушения должностным лицом обусловленных его должностным
положением обязанностей;
б) в результате таких действий должностного лица был причинен существенный
ущерб государственным или общественным интересам охраняемым законам правам
и интересам граждан либо интересам субъектов предпринимательской
деятельности;
в) имела место причинная связь между преступным деянием должностного лица
и наступившими последствиями. Обязанности должностного лица,
обусловленные должностным положением, могут быть довольно разнообразными .
Для того чтобы, установить, какие конкретно обязанности по службе были
нарушены должностным лицом , необходимо обратить внимание на нормативные
акты , регулирующие служебную деятельность тех или иных должностных лиц и
определяющих их права и обязанности . Так, основные обязанности
государственных служащих и их основные права определены в ст.10 и 11
Закона от 16 декабря 1993 г. «О государственной службе»
3. Понятие « Существенный ущерб» в данном случае предусматривает
а) причинение прямых материальных убытков государству, общественной
организации, отдельно гражданам, либо субъектам предпринимательской
деятельности. Материальный ущерб, в соответствии с ч.3 ст.164 признается
существенным, если он в пять и более раз превышает необлагаемый налогом
минимум доходов граждан;
б) нарушение охраняемых законом политических, трудовых, жилищных, а также
личных прав и интересам граждан либо причинение вреда личным благам
потерпевшего;
в) подрыв авторитета и престижа государственного или общественного
аппарата; г) создание обстановки, осложняющей осуществление основных
функций деятельности государственного или общественного аппарата. Для
признания должностного преступления достаточно установить наличие хотя бы
одного из указанных признаков.
Если должностное преступление, например, злоупотребление властью или
служебным положением, проявилось в умышленном уничтожении либо повреждении
коллективного, государственного или частного имущества при наличии
признаков указанных в ч.2 и 3 ст.89 содеянное следует квалифицировать по
совокупности преступлений.
Вопрос о том, необходимо ли признавать причиненный
должностным правонарушителем ущерб существенным, решается в каждом
отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств дела, вины лица,
важности и объема нарушенных интересов, размеров имущественного ущерба.
В случае когда должностное лицо отдает подчиненным по службе
работникам приказ либо распоряжение ,выполнение которых приводит к
причинению существенного ущерба , оно подлежит ответственности ,при наличии
необходимых для этого признаков , по ст.165 либо 166 . При этом не
должностное лицо ,которое выполнило такой приказ либо распоряжение ,
подлежит ответственности за фактическое совершенное им деяние , а при
наличии сговора с должностным лицом несет ответственность как соучастник
указанного преступления .
Не является преступлением причинение ущерба лицам ,выполняющим
для него приказ или распоряжение , за исключением исполнения явно
незаконного либо преступного приказа или распоряжения .
При исследовании причинной связи между деянием должностного
лица и вызванными ним последствиями необходимо установить , что нарушению
служебных обязанностей предшествовало наступлению существенного ущерба и
что оно было необходимым его условием .При этом следует иметь в виду , что
указанные последствия могут наступить исключительно при условии действия
либо бездействия должностного лица , деяний должностного лица и не
должностных лиц, а также в результате деяния должностного лица и стихийных
сил природы. В таких случаях из многих причин и явлений необходимо выделить
деяние должностного лица, а потом установить, исходя из конкретных
обстоятельств, что существенный ущерб находится в причинной связи ( вместе
с другими причинами ) с действиями этого лица . Данное положение касается
всех случаев совершения преступлений , предусмотренных статьями 165,166,167
и ч.2 ст.172 . В то же время при совершении преступлений, предусмотренных
статьями 168,169,170,171 и ч.1 ст. . 172 , существенный ущерб имманентно
присущ самому действию .
Субъектом рассматриваемых преступлений (кроме тех , которые
предусмотрены статьями 169 и 170 ) , может быть только должностное лицо .
Должностными лицами , в соответствии с ч1 ст164 признаются :
а) лица , осуществляющие функции представителя власти . Представитель
власти -это лицо , постоянно или временно находящееся на службе в органах
государственной власти и осуществляющее функции указанных органов . Такое
лицо наделено правом в пределах своей компетенции давать как для граждан ,
так и для учреждений указания правового характера , подлежащие исполнению
,принимать принудительные меры и относительно граждан , непосредственно не
подчиненных ему по службе и представителям власти , в частности относятся
депутаты Советов народных депутатов , судьи , народные заседатели
,прокуроры, следователи , оперативный состав службы безопасности ,все
рабочие милиции , инспекторы государственных инспекций . а также военные
коменданты , начальники гарнизонов , военный патруль , караульные на посту
и иные военнослужащие при исполнении обязанностей по поддержанию
общественного порядка , в том числе и военнослужащие конвойной службы и
охрана мест лишения свободы ;
б) лица , занимающие на предприятии , в учреждении или организации
,независимо от форм собственности ,должности , связанные с выполнением
организационно- распорядительных либо административно-хозяйственных
обязанностей .
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 7 октября
1994 г.ч.12 «О судебной практике по делам о взяточничестве» ( п.2 )
организационно-распорядительные обязанности - это функции по осуществлению
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12