Должностные преступления

руководства отраслью промышленности , трудовым коллективом , участком

работы , производственной деятельностью работников на предприятиях , в

учреждениях или организациях независимо от форм собственности . Такие

функции ,в частности , осуществляют руководители министерств ,ведомств

государственных , коллективных или частных предприятий и организаций . их

заместители , руководители структурных подразделений ( начальники цехов ,

заведующие отделами , лабораториями , кафедрами ,их заместители и т.п.) ,

руководители участками работ ( мастера ,бригадиры и т.п. ) ( Бюллетень -

с.150) .Административно-хозяйственные обязанности - это полномочия по

управлению или распоряжению государственным , коллективным или частным

имуществом ( установление порядка его хранения , переработки . реализации ,

обеспечения контроля за этими операциями и т.п. ) .Такие полномочия , в том

или ином объеме , имеются у начальников планово-хозяйственных ,

снабженческих финансовых отделов и служб , их заместителей , заведующих

складами , магазинов , мастерскими , ателье , их заместителей , начальников

отделов этих предприятий , ведомственных ревизоров и контролеров и др. (

Бюллетень - с151 ).

в) лица , осуществляющие организационно-распорядительные либо

административно-хозяйственные обязанности в силу специального полномочия

либо поручения ( например , водитель , одновременно исполняющий обязанности

экспедитора).

Занятие определенной должности либо поручение временно выполнять

должностные обязанности должно быть оформлено приказом . Организация (

учреждение , предприятие ) , которая оформила лицо на должность , должна

иметь юридический статус . Поэтому понятие «должностного лица» не

охватывает выполнение каких-либо функций гражданином , находящимся в

официально неоформленном объединении трудящихся , например , самодеятельная

охотничья , рыболовная либо туристическая группа .

Не считаются должностными лицами рядовые работники ( первичная

структурная единица ) , выполняющие по своей должности сугубо

производственные и материально- технические операции ( например ,шофер,

охранник , уборщица , посыльный, машинистка , технический секретарь , повар

, проводник вагона на железной дороге ) .

К должностным лицам не относятся также адвокаты . врачи , педагоги .

воспитатели детских учреждений , поскольку их должности связаны с сугубо

профессиональной деятельностью ( оказание юридической помощи гражданам ,

лечение больных , обучение учеников или студентов , воспитание и уход за

детьми ) . Однако , если объем прав и обязанностей таких лиц

свидетельствует о том , что их полномочия имеют организационно-

распорядительный характер ( например , врач выдает бюллетень по временной

нетрудоспособности либо дает заключение по поводу установления инвалидности

, преподаватель принимает экзамены ), то они выступают как должностные лица

.

Не могут признаваться должностными лицами осужденные к лишению свободы

независимо от характера выполняемой им работы .

ст. 165 ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМ

ПОЛОЖЕНИЕМ

Злоупотребление властью или служебным положением , то есть

умышленное , по корыстным мотивам , другой личной заинтересованности или

в интересах третьих лиц , использование должностным лицом власти или

служебного положения вопреки интересам службы , если оно причинило

существенный ущерб государственным или общественным интересам или

охраняемым законом правам и интересам отдельных физических или юридических

лиц ,-

карается лишением свободы на срок от двух до пяти лет или

исправительными работами на срок до двух лет , с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до

трех лет .

То же деяние , если оно привело к тяжелым последствиям ,-

карается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с

конфискацией имущества или без таковой с лишением права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до

пяти лет .

Злоупотребление власть или служебным положением признается

преступление при наличии трех признаков в их совокупности :

а) использование должностным лицом путем действия или бездействия своего

служебного положения вопреки интересам службы ; б) совершение такого

деяния по корыстному мотиву либо иной личной заинтересованности или в

интересах третьих лиц ;

в) причинение указанными деяниями ущерба государственным или общественным

интересам, охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан либо

интересам субъектов предпринимательской деятельности .

Злоупотреблением властью считается умышленное использование

должностным лицом . осуществляющим функции представителя власти, своего

служебного положения вопреки интересам службы . Аналогичные действия ,

совершенные должностным лицом , которое не является представителем власти ,

охватываются понятием «злоупотребления служебным положением» .

Служебное злоупотребление предусматривает наличие взаимосвязи

между служебным положением виновного и его поведением , которое выражается

в незаконных действиях либо бездействиях . При этом деяние должностного

лица ,как правило ,связано непосредственно с должностным положением и

полномочиями лица . В этом случае они совершаются в пределах тех прав и

фактических возможностей . которыми наделено должностное лицо именно в

связи с занимаемой должностью , но по своему содержанию противоречит

интересам службы .

Служебное злоупотребление будет в случае , когда деяние

должностного лица непосредственно не было связано с использованием его

прямых служебных обязанностей по месту работы , то ли использовалось

влияние своего служебного положения либо возможность давать указания

подчиненным организациям и контролировать их .

Использование служебного положения вопреки интересам службы

предусматривает совершение должностным лицом таких деяний , которые

нарушают должностные обязанности и противоречат интересам государственной

службы , интересам предприятия , учреждения или организации . При этом

понятие «интересы службы» нельзя толковать узковедомственно . Оно должно

сочетаться , а не противопоставляться общим интересам . Поэтому , действия

продиктованные , так сказать « заботой» о своем

учреждении либо предприятии и совершение во вред интересам других

организаций либо за счет общегосударственных интересов , составляют

должностное злоупотребление .

Для наличия преступления , предусмотренного ст.165 ,

необходимо установить также, что в результате допущенного должностным лицом

злоупотребления властью либо служебным положением причинен существенный

ущерб государственным либо общественным интересам , охраняемым законом

правам и интересам отдельных граждан либо интересам субъектов

предпринимательской деятельности . При этом причинение такого ущерба должно

быть причинно связано со злоупотреблением властью либо служебным положением

( см. п.4 категория к ст. 164 )

С субъективной стороны злоупотребление властью либо

служебным положением совершается только с прямым умыслом. Должностное лицо

сознает, что прибегая к вышеуказанным действиям либо бездействию, оно

использует свое служебное положение вопреки интересам службы и желает

этого.

По отношению к последствиям - наступлению существенного

вреда для государственных или общественных интересов либо для охраняемых

законом прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности -

психическое отношение должностного лица может быть в форме как умысла, так

и неосторожности.

Корыстным мотивом является стремление к незаконной

материальной выгоде (получение имущества либо получение права на него,

освобождение от личных материальных затрат и т.п. ).

Под другой личной заинтересованностью необходимо понимать

личные мотивы виновного в виде мести , зависти . карьеризма

,недобросовестной конкуренции .Под интересами третьих лиц следует понимать

желание виновного выразившееся в противоправном оказании услуги

родственнику или иному лицу , угодничеству перед начальником или шефом с

использованием должностного лица служебных полномочий вопреки интересам

службы .

Субъектам злоупотребления властью либо служебного

положения может быть только должностное лицо .

В ряде случаев в действиях должностного лица могут быть

признаки, кроме злоупотребления властью или служебным положением , иного

преступного деяния. Такие действия, как правило, квалифицируются по

совокупности преступлений.

Так, должностные лица торговых предприятий либо

предприятий общественного питания, прибегающие к обману покупателей ,либо

принимающие участие в их обмане , и одновременно нарушающие правила

торговли , несут ответственность по совокупности преступлений - по статьям

155 и 153 , а если ущерб признан существенным ,- по статьям 155 и 165 ( п.

4 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 2. 03. 1973 г.№ 2 « О

судебной практике по делам об обмане покупателей» ( Бюллетень...-с145 ) .

Мошенничество , совершенное должностными лицами , если оно с целью обмана

или злоупотребления доверием злоупотребило властью либо служебным

положением следует квалифицировать по совокупности преступлений - по ст.143

и 165 ( абз. 3 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 2.

03. 1973г.№2 « О судебной практике по делам об обмане покупателей» (

Бюллетень...-с145 ) . Мошенничество совершаемое должностными лицами , если

оно с целью обмана или злоупотребления доверием злоупотребило властью либо

служебным положением , следует квалифицировать по совокупности преступлений-

по ст.143 и 165 ( абз.3 п.20 постановления Пленума Верховного Суда Украины

от 25. 12. 1992г.№12 « О судебной практике по делам о корыстных

преступлениях против частной собственности» ( Бюллетень...-с117)

Злоупотребление властью или служебным положением

образуют состав преступления , предусмотренного ч.2 ст.165 , в тех случаях

, когда оно причинило тяжелые последствия . Под такими последствиями , если

они выразились в причинении материального ущерба государству , предприятию

, учреждению или организации либо субъекту предпринимательской деятельности

, следует понимать , согласно ч.3 ст. 164 , ущерб который в 25 и более раз

превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан . Понятием тяжелые

последствия охватываются и последствия в виде развала деятельности

учреждения , предприятия или организации , банкротства , создание аварийной

ситуации с человеческими жертвами и т.п.

Вопрос о том , являются ли в последнем случае вредные

последствия тяжелыми , решается в каждом отдельном случае с учетом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты