руководства отраслью промышленности , трудовым коллективом , участком
работы , производственной деятельностью работников на предприятиях , в
учреждениях или организациях независимо от форм собственности . Такие
функции ,в частности , осуществляют руководители министерств ,ведомств
государственных , коллективных или частных предприятий и организаций . их
заместители , руководители структурных подразделений ( начальники цехов ,
заведующие отделами , лабораториями , кафедрами ,их заместители и т.п.) ,
руководители участками работ ( мастера ,бригадиры и т.п. ) ( Бюллетень -
с.150) .Административно-хозяйственные обязанности - это полномочия по
управлению или распоряжению государственным , коллективным или частным
имуществом ( установление порядка его хранения , переработки . реализации ,
обеспечения контроля за этими операциями и т.п. ) .Такие полномочия , в том
или ином объеме , имеются у начальников планово-хозяйственных ,
снабженческих финансовых отделов и служб , их заместителей , заведующих
складами , магазинов , мастерскими , ателье , их заместителей , начальников
отделов этих предприятий , ведомственных ревизоров и контролеров и др. (
Бюллетень - с151 ).
в) лица , осуществляющие организационно-распорядительные либо
административно-хозяйственные обязанности в силу специального полномочия
либо поручения ( например , водитель , одновременно исполняющий обязанности
экспедитора).
Занятие определенной должности либо поручение временно выполнять
должностные обязанности должно быть оформлено приказом . Организация (
учреждение , предприятие ) , которая оформила лицо на должность , должна
иметь юридический статус . Поэтому понятие «должностного лица» не
охватывает выполнение каких-либо функций гражданином , находящимся в
официально неоформленном объединении трудящихся , например , самодеятельная
охотничья , рыболовная либо туристическая группа .
Не считаются должностными лицами рядовые работники ( первичная
структурная единица ) , выполняющие по своей должности сугубо
производственные и материально- технические операции ( например ,шофер,
охранник , уборщица , посыльный, машинистка , технический секретарь , повар
, проводник вагона на железной дороге ) .
К должностным лицам не относятся также адвокаты . врачи , педагоги .
воспитатели детских учреждений , поскольку их должности связаны с сугубо
профессиональной деятельностью ( оказание юридической помощи гражданам ,
лечение больных , обучение учеников или студентов , воспитание и уход за
детьми ) . Однако , если объем прав и обязанностей таких лиц
свидетельствует о том , что их полномочия имеют организационно-
распорядительный характер ( например , врач выдает бюллетень по временной
нетрудоспособности либо дает заключение по поводу установления инвалидности
, преподаватель принимает экзамены ), то они выступают как должностные лица
.
Не могут признаваться должностными лицами осужденные к лишению свободы
независимо от характера выполняемой им работы .
ст. 165 ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМ
ПОЛОЖЕНИЕМ
Злоупотребление властью или служебным положением , то есть
умышленное , по корыстным мотивам , другой личной заинтересованности или
в интересах третьих лиц , использование должностным лицом власти или
служебного положения вопреки интересам службы , если оно причинило
существенный ущерб государственным или общественным интересам или
охраняемым законом правам и интересам отдельных физических или юридических
лиц ,-
карается лишением свободы на срок от двух до пяти лет или
исправительными работами на срок до двух лет , с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
трех лет .
То же деяние , если оно привело к тяжелым последствиям ,-
карается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с
конфискацией имущества или без таковой с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
пяти лет .
Злоупотребление власть или служебным положением признается
преступление при наличии трех признаков в их совокупности :
а) использование должностным лицом путем действия или бездействия своего
служебного положения вопреки интересам службы ; б) совершение такого
деяния по корыстному мотиву либо иной личной заинтересованности или в
интересах третьих лиц ;
в) причинение указанными деяниями ущерба государственным или общественным
интересам, охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан либо
интересам субъектов предпринимательской деятельности .
Злоупотреблением властью считается умышленное использование
должностным лицом . осуществляющим функции представителя власти, своего
служебного положения вопреки интересам службы . Аналогичные действия ,
совершенные должностным лицом , которое не является представителем власти ,
охватываются понятием «злоупотребления служебным положением» .
Служебное злоупотребление предусматривает наличие взаимосвязи
между служебным положением виновного и его поведением , которое выражается
в незаконных действиях либо бездействиях . При этом деяние должностного
лица ,как правило ,связано непосредственно с должностным положением и
полномочиями лица . В этом случае они совершаются в пределах тех прав и
фактических возможностей . которыми наделено должностное лицо именно в
связи с занимаемой должностью , но по своему содержанию противоречит
интересам службы .
Служебное злоупотребление будет в случае , когда деяние
должностного лица непосредственно не было связано с использованием его
прямых служебных обязанностей по месту работы , то ли использовалось
влияние своего служебного положения либо возможность давать указания
подчиненным организациям и контролировать их .
Использование служебного положения вопреки интересам службы
предусматривает совершение должностным лицом таких деяний , которые
нарушают должностные обязанности и противоречат интересам государственной
службы , интересам предприятия , учреждения или организации . При этом
понятие «интересы службы» нельзя толковать узковедомственно . Оно должно
сочетаться , а не противопоставляться общим интересам . Поэтому , действия
продиктованные , так сказать « заботой» о своем
учреждении либо предприятии и совершение во вред интересам других
организаций либо за счет общегосударственных интересов , составляют
должностное злоупотребление .
Для наличия преступления , предусмотренного ст.165 ,
необходимо установить также, что в результате допущенного должностным лицом
злоупотребления властью либо служебным положением причинен существенный
ущерб государственным либо общественным интересам , охраняемым законом
правам и интересам отдельных граждан либо интересам субъектов
предпринимательской деятельности . При этом причинение такого ущерба должно
быть причинно связано со злоупотреблением властью либо служебным положением
( см. п.4 категория к ст. 164 )
С субъективной стороны злоупотребление властью либо
служебным положением совершается только с прямым умыслом. Должностное лицо
сознает, что прибегая к вышеуказанным действиям либо бездействию, оно
использует свое служебное положение вопреки интересам службы и желает
этого.
По отношению к последствиям - наступлению существенного
вреда для государственных или общественных интересов либо для охраняемых
законом прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности -
психическое отношение должностного лица может быть в форме как умысла, так
и неосторожности.
Корыстным мотивом является стремление к незаконной
материальной выгоде (получение имущества либо получение права на него,
освобождение от личных материальных затрат и т.п. ).
Под другой личной заинтересованностью необходимо понимать
личные мотивы виновного в виде мести , зависти . карьеризма
,недобросовестной конкуренции .Под интересами третьих лиц следует понимать
желание виновного выразившееся в противоправном оказании услуги
родственнику или иному лицу , угодничеству перед начальником или шефом с
использованием должностного лица служебных полномочий вопреки интересам
службы .
Субъектам злоупотребления властью либо служебного
положения может быть только должностное лицо .
В ряде случаев в действиях должностного лица могут быть
признаки, кроме злоупотребления властью или служебным положением , иного
преступного деяния. Такие действия, как правило, квалифицируются по
совокупности преступлений.
Так, должностные лица торговых предприятий либо
предприятий общественного питания, прибегающие к обману покупателей ,либо
принимающие участие в их обмане , и одновременно нарушающие правила
торговли , несут ответственность по совокупности преступлений - по статьям
155 и 153 , а если ущерб признан существенным ,- по статьям 155 и 165 ( п.
4 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 2. 03. 1973 г.№ 2 « О
судебной практике по делам об обмане покупателей» ( Бюллетень...-с145 ) .
Мошенничество , совершенное должностными лицами , если оно с целью обмана
или злоупотребления доверием злоупотребило властью либо служебным
положением следует квалифицировать по совокупности преступлений - по ст.143
и 165 ( абз. 3 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 2.
03. 1973г.№2 « О судебной практике по делам об обмане покупателей» (
Бюллетень...-с145 ) . Мошенничество совершаемое должностными лицами , если
оно с целью обмана или злоупотребления доверием злоупотребило властью либо
служебным положением , следует квалифицировать по совокупности преступлений-
по ст.143 и 165 ( абз.3 п.20 постановления Пленума Верховного Суда Украины
от 25. 12. 1992г.№12 « О судебной практике по делам о корыстных
преступлениях против частной собственности» ( Бюллетень...-с117)
Злоупотребление властью или служебным положением
образуют состав преступления , предусмотренного ч.2 ст.165 , в тех случаях
, когда оно причинило тяжелые последствия . Под такими последствиями , если
они выразились в причинении материального ущерба государству , предприятию
, учреждению или организации либо субъекту предпринимательской деятельности
, следует понимать , согласно ч.3 ст. 164 , ущерб который в 25 и более раз
превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан . Понятием тяжелые
последствия охватываются и последствия в виде развала деятельности
учреждения , предприятия или организации , банкротства , создание аварийной
ситуации с человеческими жертвами и т.п.
Вопрос о том , являются ли в последнем случае вредные
последствия тяжелыми , решается в каждом отдельном случае с учетом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12